Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:19, реферат
На протяжении последних полутора десятков лет происходит возвращение в Россию наследия отечественной немарксистской философии и его осмысление. Вслед за произведениями оригинальных советских философов, русской религиозной философией, философией славянофильства, евразийством пришел черед для внимательного и всестороннего изучения философии русского анархизма, политическая составляющая которого долго заслоняла его остальные аспекты.
Элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации – подобные настроения в той или иной форме
Введение
1. Анархизм как идеология. История российского анархизма
1.1 Сущность анархизма
1.2 Российский анархизм
2. Современные анархические движения в России
2.1 История формирования российских анархических движений
2.2 Виды анархических движений в современной России
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Южно-Уральский
государственный
университет
Русский
анархизм о политике
и государстве
Копейск
2012
Содержание
Введение
1. Анархизм
как идеология. История
1.1 Сущность анархизма
1.2 Российский анархизм
2. Современные анархические движения в России
2.1 История
формирования российских
2.2 Виды
анархических движений в
Заключение
Список литературы
Введение
На протяжении последних полутора десятков лет происходит возвращение в Россию наследия отечественной немарксистской философии и его осмысление. Вслед за произведениями оригинальных советских философов, русской религиозной философией, философией славянофильства, евразийством пришел черед для внимательного и всестороннего изучения философии русского анархизма, политическая составляющая которого долго заслоняла его остальные аспекты.
Элементы
анархического мировоззрения
Анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден реалиями нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм – сначала как философское учение, а затем как революционное движение.
Приверженцы анархизма, в момент его появления, были сторонниками радикальных мер, то есть революций. В нашей стране в конце XIX – начале XX веков созревали крупные анархические организации, идеей которых было осуществление мировой революции.
Цель данного реферата уяснить, что такое анархизм, как возник (т. е. его исторические корни), чего добиваются его последователи и какими методами они хотят прийти к желаемому результату.
1. Анархизм как
идеология. История
российского анархизма
Что же такое анархизм? У этого понятия есть несколько трактовок:
Анархи́зм (от др.-греч.
Анархизм -
идея о том, что общество может и должно
быть организовано без государственного
принуждения. При этом существует множество
различных направлений анархизма, которые
часто расходятся в тех или иных вопросах:
от второстепенных, и вплоть до основополагающих
(в частности - относительно взглядов на частную
собственность, рыночные отношения, этнонациональный
Анархизм - политическая
философия, основывающаяся на свободе и
имеющая своей целью уничтожение всех
типов принуждения и эксплуатации человека
человеком. Анархизм предлагает заменить
сотрудничеством индивидов
Теория
анархизма предусматривает
отсутствие власти;
свобода от принуждения;
свобода ассоциаций;
свобода самоопределения;
взаимопомощь;
разнообразие;
равенство;
братство.
По
формулировке одного из представителей
анархического движения П. Кропоткина:
Анархия – это учение, которое
стремится к полному
Часто
при определении анархизма
1.1
Сущность анархизма
Анархизм стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности.
Анархизм – дитя буржуазного общества и является выражением недовольства мелкой буржуазии политическим и экономическим господством магнатов крупного капитала. Он вышел из лона утопического социализма и представляет отход от магистрального направления развития социалистической мысли.
Анархизм
окончательно сформировался в 1830 –
1840-е гг. – в борьбе и полемике
с либерализмом и государственным
социализмом. Если первый подчеркивал
значение политической свободы гражданина
(признавая необходимость
Мировоззрение анархизма строится, как правило, на базе идеализма, метафизики, непринятия диалектики развития общества, непонимания классовых противоречий как движущих сил общественного прогресса.
Для
анархических теорий характерен утопизм.
Выйдя из недр утопического социализма,
анархизм не мог окончательно порвать
с ним. Выдвигаемые его теоретиками
различные революционные
Одну из основ анархизма всегда составлял и составляет по настоящее время индивидуализм. Любая разновидность этого учения содержит в себе черты индивидуализма. Французский неоанархист Д. Гэрен пишет: «Нельзя быть анархистом, не будучи индивидуалистом».
Одним из основоположников анархического учения был Пьер Жозеф Прудон (1809 – 1865) французский теоретик. В своей книге «Что такое собственность?» (1840) он выразил требование уничтожить крупную собственность, идеализация прошлого капитализма на его начальной стадии придавали социалистической теории Прудона реакционный привкус. Прудон рассматривал мелкую частную собственность как условие реализации свободы личности и справедливости. Во всем произведении Прудона ясно просматривается один из основных принципов анархизма – отрицание государства. Однако, в данном произведении рассматривается установление анархизма не только через насильственную революцию, но и через развитие разума в обществе.
Другим представителем анархического учения был германский теоретик Макс Штирнер (Иоганн Шмидт) (1806 – 1856), выступавший сподвижником буржуазного индивидуализма.
В статье «Ложный принцип нашего воспитания, или гуманизм и реализм», опубликованной в 1842г., Штирнер доказывал, что подлинная свобода личности заключается в освобождении «Я», в расцвете индивидуальной воли. Он выступал проповедником эгоизма. Эгоизм – себялюбие, извлечение из всего личных выгод, равнодушие к окружающим – стал одним из главных идеалов штирнеровского анархизма.
Индивидуалистические теории Штирнер довел до крайних выводов в опубликованной в ноябре 1844г. книге «Единственный и его собственность». Личность, согласно теории Штирнера, должна стать эгоистом: эгоистически-зрелый человек ставит собственный интерес превыше всего. Сформулированный Штирнером девиз эгоиста звучит так: «Нет ничего выше меня». Это означает, что штирнеровский эгоист всегда отдает предпочтение личному, заботится только о себе, ни чего не делает ни ради бога, ни ради человека, а то, что делает, делает только ради себя. Для него другие люди служат только предметом, которым он только пользуется в целях своей наживы.
Определяя отношение к обществу, штирнеровский Единственный заявлял: «Я уничтожаю его (общество) и основываю на его месте союз эгоистов».
В
России анархизм развивался позднее
и в других формах, впитав в себя
национальные черты.
1.2
Российский анархизм
Рождение
российского анархизма
По мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера должна была стать поддержка в народе инстинктивного духа протеста, его постоянной готовности к революции. «Живой ток революционной мысли, воли и дела» должен был разбить традиционную замкнутость крестьянского мира, наладить связь между фабричными работниками и селянами и создать на их основе несокрушимую силу, способную одним махом произвести в стране социальную революцию.
Развивая теоретические построения Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина вскоре предложили идею «хождение в народ» с целью подготовки крестьянских восстаний для осуществления социальной революции. Через «хождение в народ» прошли многие видные люди эпохи, искавшие действенные способы борьбы с самодержавием.
Дальнейшее развитие анархические настроения нашли в лице П.А. Кропоткина. Осенью 1873г. по поручению «чайковцев» (членов кружка Н.В. Чайковского) он составил программный документ организации, манифест – «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?». В этом документе идеалом будущего строя объявлялась анархия – союз вольных коммун, без центральной государственной власти. Движущими силами для проведения в жизнь анархической программы Кропоткин считал не только крестьян, но и городских рабочих:
«Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь мы должны искать товарищей. Прежде всего, восстание должно произойти в самом крестьянстве и городских рабочих только тогда может оно рассчитывать на успех».
Информация о работе Русский анархизм о политике и государстве