Русский анархизм о политике и государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:19, реферат

Краткое описание

На протяжении последних полутора десятков лет происходит возвращение в Россию наследия отечественной немарксистской философии и его осмысление. Вслед за произведениями оригинальных советских философов, русской религиозной философией, философией славянофильства, евразийством пришел черед для внимательного и всестороннего изучения философии русского анархизма, политическая составляющая которого долго заслоняла его остальные аспекты.
Элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации – подобные настроения в той или иной форме

Содержание

Введение
1. Анархизм как идеология. История российского анархизма
1.1 Сущность анархизма
1.2 Российский анархизм
2. Современные анархические движения в России
2.1 История формирования российских анархических движений
2.2 Виды анархических движений в современной России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Русский анархизм о политике и государстве.docx

— 39.51 Кб (Скачать файл)

     В начале XX в. в России, в условиях общего революционного подъема и невиданной по накалу классовой борьбы, анархизм – вечный спутник революций и  социальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно-политическом движении, объединяющем леворадикальном  и демократически настроенном слое общества.

     Первые  шаги к усилению роли анархизма в  общественно-политической жизни страны были сделаны за границей. В 1900г. в  Женеве возникает организация российских анархистов-эмигрантов «Группа русских  анархистов за границей», издавшее воззвание  с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия. Супруги Гогелия в 1903г. в Женеве создали группу анархистов- коммунистов «Хлеб и Воля», принесшую известность российскому анархизму. «Хлебовольцам» при поддержке Кропоткина, М.И. Гольдсмит и В.Н. Черкезова удалось в том же году организовать первый российский анархический печатный орган за границей – газета «Хлеб и Воля».

     В самой России первые анархические группы появляются весной 1903г. в городе Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом – в городе Нежине Черниговской губернии в среде учащейся молодежи. Начавшийся процесс образования анархистских групп на территории страны шел по восходящей линии, и уже к концу 1903г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а в 1904г. – 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, юго-запада и юга страны.

     География российского анархизма четко  обрисовалась в 1905-1907 годах. «Столицами»  движения считались Белосток, Екатеринослав и Одесса.

     Социальную  основу анархического движения составляли преимущественно кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы, часть интеллигенции, а  также немногочисленные группы рабочих  недовольные существующими порядками, но слабо представляющие пути и средства борьбы с ними. Если попытаться составить  обобщенный портрет анархиста периода  первой российской революции, то он бы выглядел так: это был бы молодой  человек (или девушка) 18-24 летнего  возраста, имевший начальное образование  и представлявший, как правило, демократические  слои общества. Среди анархистов практически  не было лиц зрелого возраста. Самыми пожилыми в движении были – его  основатель П.А. Кропоткин (1842) и его  ближайшая последовательница М.И. Гольдсмит (1858). Основная масса крупных организаторов движения – М.Э. Данилов, Н.И. Музиль, Я.И. Кирилловский, А.А. Боровой, В.И. Федоровловский – родились в середине-конце 70-х гг. XIXв., то есть к моменту революции им было около 25-32 лет. В основном руководители и теоретики анарходвижения имели высшее или среднее специальное образование, большие навыки агитационной работы.

     Июльский  кризис 1917г. закончился поражением сил  революции и частичным разгромом  анархических организаций. Поэтому  накануне октября 1917г. анархисты были всё ещё в значительной степени  разрознены. Колебание различных  частей анархического движения не спасли его от подчинения решительной и  властной тактике большевиков. В  дни Октября большевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы против буржуазии, оказывая им всемерную  помощь оружием, продовольствием. Анархисты, окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвовали в октябрьских  событиях 1917г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах.

     Но  для большевиков, утвердившихся  у власти, анархизм с его лозунгами  борьбы за свободу личности и против государственных институтов, был  хорош только до той поры, пока не мешал осуществлению собственных  планов государственного строительства. Для борьбы с анархистами и  их попутчиками были использованы все  методы: от обвинения их в поддержке  «буржуазных контрреволюционеров», в организации «пьяных погромов»  до попыток формирования ими собственных  отрядов. Власти Москвы и Петрограда запретили им выдачу оружия.

     Анархисты не могли смириться с таким  решением властей. В конце марта 1918г. члены Московской Федерации  анархических групп официально уведомили  Моссовет о захвате помещения  купеческого собрания на Малой Дмитровке  дом № 6 и размещении там своих  организаций.

     В ночь с 11 на 12 апреля в городе силами ВЧК, воинских частей и латышских  стрелков из охраны Кремля был проведен захват зданий, занимаемых анархистами, и разоружение сторонников анархии. В некоторых местах анархисты  оказывали сильное сопротивление, но в основном застигнутые врасплох, сдавались. Вскоре было проведено разоружение  анархических групп в Петрограде, Вологде, подавлен анархо-мятеж в районе Бугуруслана - Самары.

     Верхушка  движения не имевшая после смерти П.А. Кропоткина в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась на несколько  частей.

     Многие  анархисты заявили о кризисе  движения, его перерождении, своем  желании трудиться на благо большевиков  и вступили в РКП (б). Другая часть  духовному гнету и лжи предпочла  эмиграцию и выехала или была выслана за границу. Наконец, оставшиеся в стране приверженцы анархии  пытались проводить какую-то работу, но их было ничтожно мало.

     Но, как правило, конец жизни эти  в прошлом идейные анархисты  проводили одинаково – на стройках и лагерях ГУЛАГа. В 1929 г. на воле уже практически никого не было. Анархические организации в стране прекратили свое существование.

 

     2. Современные анархические  движения в России 

     2.1 История формирования  российских анархических  движений 

     Антигосударственное движение на просторах СССР начало формироваться еще в период первой "оттепели", в 1960-х водах. Однако к созданию единой анархической организации  участники движения приступили в 1986/88 годах, уже в эпоху "перестройки". Таким образом, с середины1920-х  по середину 1980-х традиция массового  анархического движения оказалась  насильственно прерванной большевистским штыком, хотя отдельные анархисты  и анархические группы продолжали действовать  и бороться и в подполье, и в  лагерях. 1968й в странах "всеобщего  благосостояния" Западной Европы и  в странах соцлагеря Европы Восточной выглядел совершенно по-разному. Если на Западе он был ознаменован небывалым подъемом левого движения, студенческими бунтами и боями с полицией, то на Востоке он ознаменовался вводом советских танков в Чехословакию. Немалую роль сыграл и ограниченный доступ к альтернативной литературе в тоталитарной реальности СССР. Большая часть вариантов изменений существующего строя заключалась либо в его реформировании с позиций "гуманистической" марксистско-ленинской традиции, либо в безоговорочном принятии капитализма развитых западноевропейских стран. Поэтому политическая картина советской реальности догорбачевского и горбачевского периода складывалась совсем по-иному. Зачастую критика СССР велась с почти социал-демократических позиций, но почему-то понималась как критика "слева". Так что диссидентское движение несло скорее социал-демократическую, а местами и "новую правую" (большинство "либералов" из ДемСоюза были очарованы "экономическим чудом" генерала Пиночета) альтернативу. Группы, занимавшие левую позицию сопротивления системе, по сравнению с "марксистскими гуманистами", реформистами и рыночниками были ничтожно малы. Подобные процессы можно при желании проследить и в формировавшейся в 1980-е годы анархическом движении СССР. Так, созданная в 1989 году Конфедерация Анархо-Синдикалистов (КАС), отнюдь не была радикально-профсоюзной организацией с идеологией анархического коммунизма. Организация строилась скорее по партийному принципу и вобрала в себя большинство активистов анархическою движения Союза, причем любых направлений - от индивидуалистического до радикально-синдикалистского. Идеологи КАС вообще в качестве цели ставили "рыночный социализм". К слову, ушедший из КАС в 1992 году Андрей Исаев сделал себе карьеру в официальных российских профсоюзах и в конце 1990-х стал одним из лидеров и идеологов небезызвестной партии "Единство" - "Единая Россия".

     Распад  КАС начался уже на втором съезде в 1990-м году. Именно тогда радикально настроенные анархисты, выйдя из состава Конфедерации, образовали новое  объединение - Ассоциацию Движений Анархистов (АДА). Вообще, весь период с 1988 до 1994 года - это время постоянных трансформаций, преобразований и изменений в анархическом движении СССР и экс-СССР. Провозглашалось множество организаций, так никогда и не работавших, выходили газеты, единственными номерами, но при многотысячных тиражах, создавались фиктивные федерации, объединявшие десятки групп номинально и две - три реально. В 1989 "продукты" этих трансмутаций вливались в КАС, с 1990, после первого раскола на общесоюзном уровне, группировались вокруг двух "центров 
притяжения" - КАС и АДА. В 1992-93 возникает третий "центр" - "Храниптели Радуги" (фиктивно провозглашенные задолго до этого, в 1989 году, но лишь с 1992-го превратившиеся в движение с реальным и устойчивым активом участников).

     В 1992 гг. КАС фактически распалась, что  вызвало новую волну трансформации  анархического движения экс-СССР. Участники искали всё новые и новые выходы в эффективность, создавались новые и новые организации и объединения. Молодому, начавшему с относительного нуля антигосударственному движению России предстояло ускоренно пройти эволюцию, уже пройденную движением Запада, где историческая традиция анархизма не прерывалась так надолго, и влиться в международную сеть глобального сопротивления системе господства/принуждения.

     В 1995 г. была создана Конфедерация Революционных  Анархо-Синдикалистов - радикально-синдикалистское движение. В 1999 году было положено начало проекту "Автономное Действие". и, наконец, в 2003 г. была создана Федерация Анархо-Коммунистов. Помимо анархистов, принявших организационные соглашения различных анархо-объединений, есть ещё взаимодействующие между собой, но не объединенные в какую-то организацию анархо-активисты, представляющие Коллектив Русской Индимедии, которых можно назвать "антиорганизационистами". Таким образом, в современном российском анархизме сформировалось пять направлений - пять ветвей Анархии. 

     2.2 Виды анархических  движений в современной  России 

     "ХРАНИТЕЛИ  РАДУГИ" (ХР) основано в 1989 г.

     Впервые название "Хранители Радуги" было произнесено в 1989 году в Чапаевске, когда группа активистов-экологов совместно  с жителями этого города участвовала  в кампании протеста против пуска  завода по уничтожению химического  оружия. С тех пор лагеря протеста организуются каждое лето в тех местах, где строятся или функционируют  экологически вредные объекты. Такой  лагерь обычно представляет собой палаточный городок, в котором могут селиться все желающие участвовать в кампании протеста, и где все решения принимаются консенсусом на общем собрании участников. Собственно, летние лагеря протеста - это и есть движение "Хранители Радуги". В остальном ХР - это сеть тусовок в основном в трех городах: Москва, Касимов, Нижний Новгород. Получилось так, что "Хранители" оформлены скорее идеологически, чем организационно: до 92-го года ХР были фикцией, которую упорно работавший над проектом С. Фомичёв при помощи М. Кучинского и других анархо-экологов превратил в реальность. Теоретиком, безусловно, признаётся Мюррей Букчин (в 1996 году "Третий Путь" выпустил его книгу "Реконструкция общества"), а в качестве идеологической основы служит его теория экоанархизма. 
В движение может войти любой человек, принявший участие хотя бы в одной акции ХР. За счет этого к "хранителям" примыкает достаточно много тех, кто не задерживается в движении более чем на полтора-два года. Ещё можно сказать, что экологическая специфика "Хранителей Радуги" не даст им шанс стать на самом деле широким массовым движением, которое сможет спровоцировать ситуацию социальной революции. И за это говорят два основных аргумента. Во-первых, они добиваются решения стоящих перед ними задач через давление на власть. Это - не прямое действие, а общественное лоббирование: последнее слово, запрещающее вредителям разрушать нашу среду обитания, "Хранители" сегодня хотят слышать от государства. При их стратегии, эго, похоже, действительно единственно возможный путь - но как раз поэтому вся стратегия и вызывает серьёзные сомнения. Во-вторых (и это связано с первым), ряд активистов ХР, несмотря на свой анархизм и в соответствии с концепцией Букчина, выступают за "прямую", непарламентскую демократию - не только во внутриорганизационных отношениях, но и имея в виду желательность участия в муниципальных выборах (примечание: Модель "муниципального самоуправления", согласно Букчину являющаяся альтернативой современным государствам, напоминает Афины эпохи Перикла, за исключением тогдашнего института рабовладения).

     КОНФЕДЕРАЦИЯ  РЕВОЛЮЦИОННЫХ АНАРХО-СИНДИКАЛИСТОВ (КРАС) основана в 1995 г.

     Создание  КРАС стало попыткой организации  анархистских рабочих союзов. У истоков  Конфедерации стояли московские анархо-коммунисты ,которые резко критиковали "рыночный социализм" КАС и призывали анархистов экс-СССР вернуться к идеалам Кропоткина. Они понимали анархо-синдикализм как массовое рабочее анархо-коммунистическое движение. В 1991 г. московские анархо-коммунисты оформились в Инициативу Революционных Анархистов (ИРеАн) и начали издавать газету "Черная Звезда", в 1992 г. по их инициативе сторонники анархического коммунизма из разных городов Росии, Украины и Беларуси создали Федерацию Революционных Анархистов (ФРАн). Однако, в новой организации вскоре проявились разногласия между сторонниками "традиционного" анархо-коммунизма/анархо-синдикализма, автономными контркультурщиками и приверженцами сотрудничества с ленинистами. Всё это в 1994 г. парализовало работу Федерации. В 1995 г большинство активистов ИРеАн, а также анархо-коммунисты из Гомеля, Байкальска и ряда городов Украины создали КРАС. КРАС твёрдо придерживается теоретических принципов анархического коммунизма и является российской секдей Международной Ассоциации Трудящихся - анархо-синдикалистского интернационала. Однако, упадок рабочего движения в России и странах СНГ после 1993 года не обещает замыслам анархо-синдикалистов быстрого успеха. В настоящее время Конфедерацию представляет только один субъект - Межпрофессиональный Союз Трудящихся московского региона (МПСТ). 
В настоящий момент успех российского анархо-синдикалистского проекта КРАС напрямую зависит от появления независимого рабочего движения в России как такового. До тех пор синдикалистам остаётся только агитировать за создание такого движения.

     "АВТОНОМНОЕ  ДЕЙСТВИЕ" (АД) основано в 1999 г.

     Проект "Автономное Действие" возник как  попытка создания лево-анархической организации на просторах экс-СССР. Изначально проект ориентировался на контркультурную молодёжь и стал плодом усилий некоторых групп анархистов из Москвы, Нижнего Новгорода и Краснодара. Как организация проект оформился только в 2001 году на Съезде движения в Нижнем Новгороде. Внешне АД пытается культивировать эстетику западноевропейских левых 70-х и таким образом пытается восстановить связь между российской и европейской традициями. Во многом благодаря использованию такой эстетической формы при издании своего центрального органа -журнала "Автоном"- АД является на сегодняшний момент самой многочисленной анархической федерацией в России. Но необходимо сказать, что эта многочисленность обеспечена "Автономному Действию" нехваткой информации о других анархических объединениях среди рядовых участников АД. Однако, заявляя о себе как о левой антикапиталистической и антиавторитарной альтернативе, АД вызывает нарекания как лево-анархический проект. Во-первых, принятие решений в АД осуществляется большинством голосов, что с точки зрения свободной личности уже принуждение. Во-вторых, "Автономное Действие" совершает постоянные реверансы в сторону "неавторитарного" марксизма. В-третьих (в прямой или обратной связи со вторым), проект идеологически начал скатываться к "левому коммунизму", что, однако, только подхлёстывает "автономов" к нападкам на большевизм. Чем сильнее какая-либо группа АД на большевиков похожа, чем "краснее", тем с большим ожесточением обрушивается на ленинизм и считает для себя неприемлемым какое бы то ни было сотрудничество с троцкистами. К сожалению, это становится всё более похожим на борьбу за экологическую нишу. Таким образом, у АД есть неприглядная возможность сыграть роль троянского коня большевизма в анархическом движении России. Так или иначе, но стараниями некоторых лидеров в русле уже намеченной тенденции, все задатки превратиться в "анархо-партию" по заветам Аршинова у АД уже есть.

Информация о работе Русский анархизм о политике и государстве