Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:19, реферат
На протяжении последних полутора десятков лет происходит возвращение в Россию наследия отечественной немарксистской философии и его осмысление. Вслед за произведениями оригинальных советских философов, русской религиозной философией, философией славянофильства, евразийством пришел черед для внимательного и всестороннего изучения философии русского анархизма, политическая составляющая которого долго заслоняла его остальные аспекты.
Элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации – подобные настроения в той или иной форме
Введение
1. Анархизм как идеология. История российского анархизма
1.1 Сущность анархизма
1.2 Российский анархизм
2. Современные анархические движения в России
2.1 История формирования российских анархических движений
2.2 Виды анархических движений в современной России
Заключение
Список литературы
В начале XX в. в России, в условиях общего революционного подъема и невиданной по накалу классовой борьбы, анархизм – вечный спутник революций и социальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно-политическом движении, объединяющем леворадикальном и демократически настроенном слое общества.
Первые
шаги к усилению роли анархизма в
общественно-политической жизни страны
были сделаны за границей. В 1900г. в
Женеве возникает организация
В самой России первые анархические группы появляются весной 1903г. в городе Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом – в городе Нежине Черниговской губернии в среде учащейся молодежи. Начавшийся процесс образования анархистских групп на территории страны шел по восходящей линии, и уже к концу 1903г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а в 1904г. – 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, юго-запада и юга страны.
География российского анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах. «Столицами» движения считались Белосток, Екатеринослав и Одесса.
Социальную
основу анархического движения составляли
преимущественно кустари, ремесленники,
торговцы, крестьяне, деклассированные
элементы, часть интеллигенции, а
также немногочисленные группы рабочих
недовольные существующими
Июльский
кризис 1917г. закончился поражением сил
революции и частичным
Но
для большевиков, утвердившихся
у власти, анархизм с его лозунгами
борьбы за свободу личности и против
государственных институтов, был
хорош только до той поры, пока не
мешал осуществлению
Анархисты не могли смириться с таким решением властей. В конце марта 1918г. члены Московской Федерации анархических групп официально уведомили Моссовет о захвате помещения купеческого собрания на Малой Дмитровке дом № 6 и размещении там своих организаций.
В
ночь с 11 на 12 апреля в городе силами
ВЧК, воинских частей и латышских
стрелков из охраны Кремля был проведен
захват зданий, занимаемых анархистами,
и разоружение сторонников
Верхушка движения не имевшая после смерти П.А. Кропоткина в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась на несколько частей.
Многие
анархисты заявили о кризисе
движения, его перерождении, своем
желании трудиться на благо большевиков
и вступили в РКП (б). Другая часть
духовному гнету и лжи
Но, как правило, конец жизни эти в прошлом идейные анархисты проводили одинаково – на стройках и лагерях ГУЛАГа. В 1929 г. на воле уже практически никого не было. Анархические организации в стране прекратили свое существование.
2.
Современные анархические
движения в России
2.1
История формирования
российских анархических
движений
Антигосударственное движение на просторах СССР начало формироваться еще в период первой "оттепели", в 1960-х водах. Однако к созданию единой анархической организации участники движения приступили в 1986/88 годах, уже в эпоху "перестройки". Таким образом, с середины1920-х по середину 1980-х традиция массового анархического движения оказалась насильственно прерванной большевистским штыком, хотя отдельные анархисты и анархические группы продолжали действовать и бороться и в подполье, и в лагерях. 1968й в странах "всеобщего благосостояния" Западной Европы и в странах соцлагеря Европы Восточной выглядел совершенно по-разному. Если на Западе он был ознаменован небывалым подъемом левого движения, студенческими бунтами и боями с полицией, то на Востоке он ознаменовался вводом советских танков в Чехословакию. Немалую роль сыграл и ограниченный доступ к альтернативной литературе в тоталитарной реальности СССР. Большая часть вариантов изменений существующего строя заключалась либо в его реформировании с позиций "гуманистической" марксистско-ленинской традиции, либо в безоговорочном принятии капитализма развитых западноевропейских стран. Поэтому политическая картина советской реальности догорбачевского и горбачевского периода складывалась совсем по-иному. Зачастую критика СССР велась с почти социал-демократических позиций, но почему-то понималась как критика "слева". Так что диссидентское движение несло скорее социал-демократическую, а местами и "новую правую" (большинство "либералов" из ДемСоюза были очарованы "экономическим чудом" генерала Пиночета) альтернативу. Группы, занимавшие левую позицию сопротивления системе, по сравнению с "марксистскими гуманистами", реформистами и рыночниками были ничтожно малы. Подобные процессы можно при желании проследить и в формировавшейся в 1980-е годы анархическом движении СССР. Так, созданная в 1989 году Конфедерация Анархо-Синдикалистов (КАС), отнюдь не была радикально-профсоюзной организацией с идеологией анархического коммунизма. Организация строилась скорее по партийному принципу и вобрала в себя большинство активистов анархическою движения Союза, причем любых направлений - от индивидуалистического до радикально-синдикалистского. Идеологи КАС вообще в качестве цели ставили "рыночный социализм". К слову, ушедший из КАС в 1992 году Андрей Исаев сделал себе карьеру в официальных российских профсоюзах и в конце 1990-х стал одним из лидеров и идеологов небезызвестной партии "Единство" - "Единая Россия".
Распад
КАС начался уже на втором съезде
в 1990-м году. Именно тогда радикально
настроенные анархисты, выйдя из
состава Конфедерации, образовали новое
объединение - Ассоциацию Движений Анархистов
(АДА). Вообще, весь период с 1988 до 1994 года
- это время постоянных трансформаций,
преобразований и изменений в анархическом
движении СССР и экс-СССР. Провозглашалось
множество организаций, так никогда и
не работавших, выходили газеты, единственными
номерами, но при многотысячных тиражах,
создавались фиктивные федерации, объединявшие
десятки групп номинально и две - три реально.
В 1989 "продукты" этих трансмутаций
вливались в КАС, с 1990, после первого раскола
на общесоюзном уровне, группировались
вокруг двух "центров
притяжения" - КАС и АДА. В 1992-93 возникает
третий "центр" - "Храниптели Радуги"
(фиктивно провозглашенные задолго до
этого, в 1989 году, но лишь с 1992-го превратившиеся
в движение с реальным и устойчивым активом
участников).
В
1992 гг. КАС фактически распалась, что
вызвало новую волну
В
1995 г. была создана Конфедерация Революционных
Анархо-Синдикалистов - радикально-синдикалистское
движение. В 1999 году было положено начало
проекту "Автономное Действие". и,
наконец, в 2003 г. была создана Федерация
Анархо-Коммунистов. Помимо анархистов,
принявших организационные соглашения
различных анархо-объединений, есть ещё
взаимодействующие между собой, но не
объединенные в какую-то организацию анархо-активисты,
представляющие Коллектив Русской Индимедии,
которых можно назвать "антиорганизационистами".
Таким образом, в современном российском
анархизме сформировалось пять направлений
- пять ветвей Анархии.
2.2
Виды анархических
движений в современной
России
"ХРАНИТЕЛИ РАДУГИ" (ХР) основано в 1989 г.
Впервые
название "Хранители Радуги" было
произнесено в 1989 году в Чапаевске,
когда группа активистов-экологов совместно
с жителями этого города участвовала
в кампании протеста против пуска
завода по уничтожению химического
оружия. С тех пор лагеря протеста
организуются каждое лето в тех местах,
где строятся или функционируют
экологически вредные объекты. Такой
лагерь обычно представляет собой палаточный
городок, в котором могут селиться
все желающие участвовать в кампании протеста,
и где все решения принимаются консенсусом
на общем собрании участников. Собственно,
летние лагеря протеста - это и есть движение
"Хранители Радуги". В остальном ХР
- это сеть тусовок в основном в трех городах:
Москва, Касимов, Нижний Новгород. Получилось
так, что "Хранители" оформлены скорее
идеологически, чем организационно: до
92-го года ХР были фикцией, которую упорно
работавший над проектом С. Фомичёв при
помощи М. Кучинского и других анархо-экологов
превратил в реальность. Теоретиком, безусловно,
признаётся Мюррей Букчин (в 1996 году "Третий
Путь" выпустил его книгу "Реконструкция
общества"), а в качестве идеологической
основы служит его теория экоанархизма.
В движение может войти любой человек,
принявший участие хотя бы в одной акции
ХР. За счет этого к "хранителям" примыкает
достаточно много тех, кто не задерживается
в движении более чем на полтора-два года.
Ещё можно сказать, что экологическая
специфика "Хранителей Радуги" не
даст им шанс стать на самом деле широким
массовым движением, которое сможет спровоцировать
ситуацию социальной революции. И за это
говорят два основных аргумента. Во-первых,
они добиваются решения стоящих перед
ними задач через давление на власть. Это
- не прямое действие, а общественное лоббирование:
последнее слово, запрещающее вредителям
разрушать нашу среду обитания, "Хранители"
сегодня хотят слышать от государства.
При их стратегии, эго, похоже, действительно
единственно возможный путь - но как раз
поэтому вся стратегия и вызывает серьёзные
сомнения. Во-вторых (и это связано с первым),
ряд активистов ХР, несмотря на свой анархизм
и в соответствии с концепцией Букчина,
выступают за "прямую", непарламентскую
демократию - не только во внутриорганизационных
отношениях, но и имея в виду желательность
участия в муниципальных выборах (примечание:
Модель "муниципального самоуправления",
согласно Букчину являющаяся альтернативой
современным государствам, напоминает
Афины эпохи Перикла, за исключением тогдашнего
института рабовладения).
КОНФЕДЕРАЦИЯ
РЕВОЛЮЦИОННЫХ АНАРХО-
Создание
КРАС стало попыткой организации
анархистских рабочих союзов. У истоков
Конфедерации стояли московские анархо-коммунисты
,которые резко критиковали "рыночный
социализм" КАС и призывали анархистов
экс-СССР вернуться к идеалам Кропоткина.
Они понимали анархо-синдикализм как массовое
рабочее анархо-коммунистическое движение.
В 1991 г. московские анархо-коммунисты оформились
в Инициативу Революционных Анархистов
(ИРеАн) и начали издавать газету "Черная
Звезда", в 1992 г. по их инициативе сторонники
анархического коммунизма из разных городов
Росии, Украины и Беларуси создали Федерацию
Революционных Анархистов (ФРАн). Однако,
в новой организации вскоре проявились
разногласия между сторонниками "традиционного"
анархо-коммунизма/анархо-
В настоящий момент успех российского
анархо-синдикалистского проекта КРАС
напрямую зависит от появления независимого
рабочего движения в России как такового.
До тех пор синдикалистам остаётся только
агитировать за создание такого движения.
"АВТОНОМНОЕ ДЕЙСТВИЕ" (АД) основано в 1999 г.
Проект "Автономное Действие" возник как попытка создания лево-анархической организации на просторах экс-СССР. Изначально проект ориентировался на контркультурную молодёжь и стал плодом усилий некоторых групп анархистов из Москвы, Нижнего Новгорода и Краснодара. Как организация проект оформился только в 2001 году на Съезде движения в Нижнем Новгороде. Внешне АД пытается культивировать эстетику западноевропейских левых 70-х и таким образом пытается восстановить связь между российской и европейской традициями. Во многом благодаря использованию такой эстетической формы при издании своего центрального органа -журнала "Автоном"- АД является на сегодняшний момент самой многочисленной анархической федерацией в России. Но необходимо сказать, что эта многочисленность обеспечена "Автономному Действию" нехваткой информации о других анархических объединениях среди рядовых участников АД. Однако, заявляя о себе как о левой антикапиталистической и антиавторитарной альтернативе, АД вызывает нарекания как лево-анархический проект. Во-первых, принятие решений в АД осуществляется большинством голосов, что с точки зрения свободной личности уже принуждение. Во-вторых, "Автономное Действие" совершает постоянные реверансы в сторону "неавторитарного" марксизма. В-третьих (в прямой или обратной связи со вторым), проект идеологически начал скатываться к "левому коммунизму", что, однако, только подхлёстывает "автономов" к нападкам на большевизм. Чем сильнее какая-либо группа АД на большевиков похожа, чем "краснее", тем с большим ожесточением обрушивается на ленинизм и считает для себя неприемлемым какое бы то ни было сотрудничество с троцкистами. К сожалению, это становится всё более похожим на борьбу за экологическую нишу. Таким образом, у АД есть неприглядная возможность сыграть роль троянского коня большевизма в анархическом движении России. Так или иначе, но стараниями некоторых лидеров в русле уже намеченной тенденции, все задатки превратиться в "анархо-партию" по заветам Аршинова у АД уже есть.
Информация о работе Русский анархизм о политике и государстве