Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:40, реферат
Сборочные работы в зависимости от вида можно подразделить на узловую сборку - сборку узлов (лонжероны, нервюры, шпангоуты, створки люков); агрегатную - сборка отсеков, агрегатов, секций; общую сборку самолетов - сборку-стыковку отдельных агрегатов в целое изделие и проведение нивелировочных работ.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Основные элементы конструкции летательных аппаратов…………......5
2.Схема сборки…………………………………………………………………...7
3.Сборочные работы………………………………………………………….....8
4.Сборка совмещением сборочных баз элементов конструкций…….…..10
4.1 Сборка по разметке………………………………………………………..10
4.2 Сборка с базированием по сборочным отверстиям (СО)………….....…11
4.2.1 Технология сборки по сборочным отверстиям……………………11
4.2.2 Требования, предъявляемые к схемам увязки размеров и форм….12
4.3 Сборка по базовым поверхностям деталей……………………………….14
5.Сборка совмещением сборочных элементов конструкций и приспособлений…………………………………………………………………15
5.1 Сборка с базированием по отверстиям…………………………………...15
5.1.1 Сборка с базированием по КФО……………………………………16
5.1.2 Сборка с базированием по БО………………………………………18
5.1.3 Сборка с базированием по отверстиям стыковых болтов (ОСБ)19
5.2 Сборка с базированием по поверхности деталей и узлов в конструкции ЛА…………………………………………………………………………………21
5.2.1 Сборка в приспособлении с базированием по поверхности каркаса
5.2.2 Сборка в приспособлении с базированием по внешней поверхности обшивки………………………………………………………………………...…24
5.2.3 Сборка с базированием по внутренней поверхности каркаса……26
6.Точность и технико – экономические показатели различных методов сборки…………………………………………………………………………….28
7. Сборочный процесс сегодня…………………………………………….….31
7.1 Современные технологии агрегатно-сборочного производства (Бесплазовая увязка размеров в агрегатно-сборочном производстве).32
7.1.1 Сущность метода бесплазовой увязки размеров……………..…...32
7.1.2 Основа бесплазовой увязки размеров…….………….……………….35
7.2 Бесстапельная и стапельная сборки……………………………………..39
Вывод……………………………………………………………….……………42
Список литературы…………………………………………………………….43
Элементы каркаса (шпангоуты, нервюры, лонжероны и т. п.) могут базироваться различными способами, однако между элементами каркаса и обшивкой панелями должны быть предусмотрены компенсаторы.
Базовые элементы сборочного приспособления могут не иметь непосредственной связи с несущими элементами - каркасом приспособления, а крепиться к предварительно установленным элементам конструкции изделия. Такие базовые элементы приспособления обычно называют макетными шпангоутами, макетными нервюрами и т.п. и устанавливают по месту установки реальных элементов конструкции изделия. Сборка с использованием макетных элементов конструкции изделия называется сборкой с базированием по внутренней поверхности oбшивки.
5.2.1 Сборка в приспособлении с базированием по поверхности
каркаса
При таком методе сборки обшивку (или панель) устанавливают в приспособлении на каркас планера и прижимают её к поверхности каркаса на период сборки. Точность контура обводов агрегата зависит от точности обводов каркаса и отклонений обшивки по толщине. Если поверхность каркаса после сборки волнистая, то это отражается и на внешних обводах обшивки. Каркас жёстче обшивки, поэтому после сборки внешние обводы обшивки повторяют контур поверхности каркаса.
Технологический процесс сборки с базированием по поверхности каркаса включает выполнение следующих работ:
-базирование шпангоутов 3 на ложементах 2 приспособления и закрепление их фиксаторами 4 с целью придания жесткости и неподвижности в процессе выполнения последующих операций сборки;
-базирование панели 1 по базовым отверстиям (БО) в панели и двум фиксаторам 6, расположенным на рубильниках 5 приспособления;
-подготовка мест сопряжения панели и шпангоутов каркаса к соединению и выполнение клёпки;
-освобождение собранной
конструкции от закрепления
- извлечение собранного изделия из приспособления.
Базирование по поверхности каркаса, в основном, применяется при сборке непанелированных отсеков и агрегатов лёгких вертолётов, конструкций из монолитных и сборных нервюр и шпангоутов, и конструкций с сотовым заполнителем. Приспособление для сборки с базой - поверхность каркаса представляет собой пространственную конструкцию (раму), состоящую из балок, на которых смонтированы базовые элементы приспособления (рубильники, ложементы, плиты стыка) и фиксаторы для крепления деталей в сборочном положении и вилки для закрепления рубильников в рабочем положении.
Точность получаемых обводов изделия (агрегата) и взаимное расположение деталей в таком приспособлении зависят от обводов базовых поверхностей каркаса изделия (агрегата) и расположения в пространстве базовых поверхностей элементов приспособления.
Сборка агрегатов в таких приспособлениях имеет большое количество переходов и операций; цикл сборки в результате становится длительным. При этом методе сборки для установки заклёпокприменяют пневмодрели, пневмомолотки, поддержки.
5.2.2 Сборка в приспособлении с базированием по внешней
поверхности обшивки
При сборке с базированием по внешней поверхности обшивки - обшивка (панель) прижимается внешней поверхностью обшивки к опорным поверхностям приспособления на период соединения её с каркасом.
Сборка с базированием по внешней поверхности обшивки применяется в случаях сборки монолитной панели с нервюрами рамной конструкции, или панели с продольным набором имеющие в своем составе компенсирующие элементы. Пример элементов компенсации приведен на рисунке.
Кроме основных элементов в конструкцию панели входят дополнительные элементы, выполняющие более ограниченные функции. Так шпангоут 5 с обшивкой 1 соединяется не непосредственно, а через компенсатор (уголок) 3, а стрингер панели 2 соединяется со шпангоутом 5 через компенсатор (уголок) 4.
Технологический процесс сборки включает выполнение следующих
основных работ:
-на каркас 1, установленный в приспособлении для сборки, накладываются панели 2 (с набором стрингеров и компенсаторов);
-накладываются и
-к поверхности рубильников 3 панели 2 прижимаются силами N;
-производится подготовка мест соединения деталей в компенсаторах отверстий под заклёпки в шпангоутах каркаса 4;
-выполнение соединения
заклёпками компенсаторов и
-открытие рубильников и извлечение отсека фюзеляжа из сборочного приспособления.
Приспособление для сборки с базированием по внешней поверхности обшивки представляет собой пространственную ферменную конструкцию, состоящую из балок, рубильников, ложементов, плит стыка, фиксаторов закрепления рубильников в открытом и закрытомположениях. Точность внешних обводов собираемого изделия (агрегата) в таких приспособлениях определяется точностью базовых обводообразующих поверхностей рубильников и точностью положения базовых поверхностей в пространстве.
5.2.3 Сборка с базированием по внутренней поверхности каркаса
При этом методе базирования панель устанавливается в сборочное положение, опираясь внутренней поверхностью на базовые поверхности сборочного приспособления или на поверхности специальных макетных нервюр.
Собранные лонжероны 1 и 5 устанавливают по БО на фиксаторы в кронштейнах 6 и закрепляют их в сборочном приспособлении. Затем устанавливают между лонжеронами макетные нервюры 7 на технологические болты, базируя их относительно лонжеронов по СО в приклёпанных к лонжеронам профилях 9 и нервюрах 7. Между макетными нервюрами располагают вертолётные нервюры 4 с базой по СО, соединяя их с лонжеронами заклёпками. На собранный таким образом каркас устанавливают панели 2 с укрепленными компенсаторами 3.
Установка панелей выполняется за два этапа – предварительный и окончательный. Предварительно одну из панелей (левую) накладывают на базовую поверхность макетных нервюр 7 и прижимают лентой 8 с усилием Q к макетным нервюрам. В таком положении панели по НО в компенсаторах 3 и вертолётных нервюрах 4 сверлят отверстия под заклёпки.
После сверления отверстий во всех установленных вертолётных нервюрах панель вынимают из приспособления, устанавливают вторую панель (правую) и сверлят по НО в компенсаторах отверстия под заклёпки в вертолётных нервюрах. После сверления отверстий соединяют заклёпками компенсаторы 3 с вертолётными нервюрами 4.
Затем снимают макетные нервюры и устанавливают на их место вертолётные, базируя их на лонжеронах по СО. Вновь установленные вертолётные нервюры соединяют с лонжеронами заклёпками. Далее по НО в стрингерах сверлят отверстия под заклёпки во всех установленных вертолётных нервюрах и соединяют их заклёпками с компенсаторами.
Выполнив все соединения по правой панели с каркасом, окончательно устанавливают левую панель и заклёпками соединяют установленные на ней компенсаторы с вертолётными нервюрами.
После выполнения всего объёма сборочных работ кессон вынимают из приспособления.
методов сборки
При сборке одного и того же узла, панели, отсека, агрегата – для установки деталей каркаса и обшивки в сборочное положение применяют различные сборочные базы, рассмотренные выше.
Во всех случаях применения при сборке изделия нескольких сборочных баз основным методом базирования считается тот, при котором формируется внешний обвод агрегата с допустимыми отклонениями, указываемыми в технических условиях на изготовление вертолета.
При удовлетворении требований по точности несколькими методами базирования – выбирают метод, имеющий наилучшие технико-экономические показатели.
При расчетах технологической себестоимости запускаемого в серийное изготовление вертолета определяют технико-экономические показатели:
♦ -в сфере подготовки производства;
♦ -в сфере основного производства.
Наилучшие технико-экономические показатели в сфере подготовки производства при сборке узлов, панелей имеют методы базированияпо СО, КФО и по внутренней поверхности обшивки. Объясняется это тем, что при базировании по СО, КФО и внутренней поверхности обшивки требуется простая, менее трудоемкая и дешевая оснастка.
При сборке по СО, КФО приспособления имеют меньшее количество балок, колонн, ложементов и совершенно не имеют рубильников, необходимых в приспособлениях при базировании по внешней поверхности обшивки и поверхности каркаса.
При базировании по СО многие узлы и панели собираются вообще без приспособлений–на столах, верстаках или в переналаживаемых сборочных приспособлениях. Это приводит к снижению не только расхода металла на оснастку, трудоемкости и себестоимости ее изготовления, но и количества потребной для сборки оснастки.
Если рассматривать технико-
Большой объем панелирования, выделение сборки и клепки панелей на самостоятельные участки работы, применение более совершенных сборочных приспособлений, уменьшение объема сборочно-клепальных работ при общей сборке отсеков и агрегатов – всё это повышает технико-экономические показатели в сфере основного производства.
Технико-экономические
При запуске изделия в серийное производство, исходя из его конструктивных особенностей, определяют общую схему сборки, проводят расчеты технико-экономических показателей по подготовке производства и по основному производству, определяя какие методы сборки применить для сборки отсеков, агрегатов и вертолета в целом.
Новые информационные
Как было сказано выше, сегодня предъявляются повышенные требования к качеству изделия с одновременным сокращением времени выхода на рынок, что, в свою очередь, требует качественно нового подхода к разработке авиатехники. Решить такую задачу возможно лишь при широком внедрении информационных технологий на всех этапах жизненного цикла изделия, в первую очередь качественно изменив технологию работы конструкторов, обеспечив их не только новым инструментом — мощной системой трехмерного проектирования, но и новым взглядом на процессы проектирования, а также сборки.
Сборочное производство является одним из завершающих и наиболее ответственных этапов производства самолетов. Уровень технического и организационного совершенствования сборочного производства, трудо- емкость которого для современного самолета достигает 40% трудоемкости изготовления ЛА в целом, в значительной степени определяет его технологическую себестоимость и основные показатели экономической эффективности самолетостроительного предприятия. Ведущие мировые производители самолетов, а также компании, специализирующиеся на изготовлении агрегатов, отсеков и других подсборок планера ЛА, постоянно совершенствуют технологию сборочного производства.
7.1.1 Сущность метода бесплазовой увязки размеров.
Основным направлением в
области совершенствования
Широкое распространение аналитических методов задания обводов, автоматизация расчетов и записи программ для оборудования с ЧПУ способствовали разработке независимого метода образования форм и размеров сопрягаемых элементов конструкции, т.е. метода бесплазовой увязки (МБУ) конструктивных элементов планера.
Увязка размеров при
МБУ осуществляется с помощью
математической модели
Информация о работе Современные методы сборки летательных аппаратов