Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:52, курсовая работа
Расширение административной деликтности идет также путем введения административной ответственности за правонарушения, которые раньше признавались преступлениями (декриминализации), дисциплинарными правонарушениями, гражданско-правовыми деликтами. Появилось много норм, которые устанавливают административную ответственность юридических лиц за административные нарушения.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Ответственность по административному праву: понятие, виды, основные черты…………………………………………………. …………4
2. Состав административного проступка………………………………..8
3. Освобождение от административной ответственности стр. ….........9
4. Структура (состав) административного правонарушения ………..10
5 Понятие и система административных наказаний ………………...18
6.Заключение ……………………………………………………………….23
7. Список используемой литературы……………………………………2
Содержание объективной стороны включает противоправное деяние, т.е. действие или бездействие, направленное на объект административного правонарушения, его характер, а также условия его совершения (или не совершения).
Большинство административных правонарушений выражается в действиях. Примером административно наказуемого бездействия можно назвать неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ Ст. 18.7 КоАП РФ.
Условия, как элемент объективной стороны, предполагают учет времени, способа совершения административного правонарушения. Так, ст. 8.37 КоАП говорит о нарушениях правил охоты, что предполагает охоту без надлежащего разрешения или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами.
Субъектами административных правонарушений могут являться, как физические, так и юридические лица, совершившие административное правонарушение. Все субъекты административных правонарушений можно разделить на следующие категории: специальные субъекты; субъекты, с ограничением мер применения административной ответственности; субъекты, привлекаемые к административной ответственности на общих основаниях.
К специальным субъектам можно отнести должностных лиц, которые несут ответственность за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других случаях, но только когда обеспечение выполнения таких правил входит в их служебные обязанности.
Должностные лица указываются в соответствующих статьях КоАП. Для них предусмотрен большой перечень составов административных правонарушений. Сюда можно отнести такие, правонарушения, как: выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация; непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения и др.
При этом имеются в виду должностные лица органов власти, управления и хозяйствующих субъектов. Иногда в качестве таких субъектов указываются руководители учреждений, коммерческих организаций, главные бухгалтеры или иные уполномоченные лица, руководители банков, бирж и т.д. Индивидуальные предприниматели, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением распорядительных или административно-хозяйственных функций, также могут рассматриваться в качестве должностных лиц.
К субъектам, с ограничением мер применения административной ответственности, можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, беременных женщин, женщин, имеющих малолетнего ребенка, инвалидов I и II группы, несовершеннолетних (не достигших 18 лет).
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются П. 4,5 ч.1 ст. 4.2 КоАП:
- совершение административного
правонарушения
- совершение административного
правонарушения беременной
Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа Ст. 2.5 КоАП.
Все остальные граждане относятся к субъектам, привлекаемым к административной ответственности на общих основаниях. Сюда можно отнести: граждане РФ (не относящиеся к вышеперечисленным категориям), иностранные граждане и лица без гражданства (кроме лиц обладающих дипломатическим иммунитетом).
Субъективная сторона правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно выражается в форме умысла или неосторожности. По отношении к физическим лицам - все понятно. Сложнее вопрос о вине применительно к юридическим лицам3.
______________________________
3 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие / Под редакцией профессора Туманова Г.А. - М.: Юристъ, 1997.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо Часть 3 ст. 2.1 КоАП РФ. Из вышесказанного следует, что при совершении административного правонарушения, юридическое лицо, и физическое лицо непосредственно виновное в совершении данного деяния подлежат административной ответственности в полной мере.
3. Освобождение от административной ответственности.
Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, при малозначительности проступка. Освобождение от административной ответственности может также проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной). По существу, в названных случаях в том или ином виде судьей, уполномоченными органами и должностными лицами осуществляется освобождение от административной ответственности тех, кто нарушил правовые предписания.
Своеобразным «освобождением» от административной ответственности является пропуск юрисдикционным органом и его должностными лицами по тем или иным причинам давностного срока назначения административного наказания, т.е. привлечения виновного к административной ответственности.
Статьей 4.5 КоАП РФ установлен давностный срок назначения административного наказания – постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения2.
____________________
2 Кодекс Российской Федерации об административном правонарушении от 26.12.2012 г. ( в ред. от 21.11.2011 г)
Названной статьей предусмотрен и иной срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, антимонопольного, таможенного, налогового, валютного, экологического и ряда других законодательных актов. Он составляет один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – один год со дня его обнаружения.
В ряде случаев административное правонарушение влечет в порядке исключения не административную, а дисциплинарную ответственность. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям), кроме правонарушений, за совершение которых ответственность наступает на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП).
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо также может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП).
Специфическим временным освобождением от административной ответственности является предусмотренная ст. 31.5 КоАП отсрочка исполнения постановления о назначении административного наказания. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.