Административная ответственность должностных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Жизнь в 21 веке обуславливается продвижением по пути развития и усовершенствования демократического, правового государства. Процесс построения в России основ правового государства и рыночных отношений вызывает потребность в укреплении правовых начал в общественной и государственной жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Административная ответственность……………………………………..4
1.1 Понятие и основные черты административной ответственности…….4
1.2 Понятие административного правонарушения………………………...9
Глава 2.Административная ответственность должностных лиц………………..20
2.1 Должностное лицо как субъект административной ответственности.20
2.2 Основания привлечения к административной ответственности должностных лиц…………………………………………………………………...27
2.3 Меры наказания административных правонарушений…………….....29
Заключение……………………………………………………………………….....41
Список использованных источников и литературы……………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Юридический институт

Кафедра теории и истории  государства и права, административного 
права

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

 

 

 

 

 

 

 

 Научный руководитель:

 

 

Автор работы:

                                                                          

 

Томск

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..2

 

Глава 1. Административная ответственность……………………………………..4

1.1 Понятие и основные черты административной ответственности…….4

1.2 Понятие административного правонарушения………………………...9

 

Глава 2.Административная ответственность должностных лиц………………..20

2.1 Должностное лицо  как субъект административной  ответственности.20

2.2 Основания привлечения к административной ответственности должностных лиц…………………………………………………………………...27

2.3 Меры наказания административных правонарушений…………….....29

 

Заключение……………………………………………………………………….....41

 

Список использованных источников и литературы……………………………...44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнь в 21 веке обуславливается продвижением по пути развития и усовершенствования демократического, правового государства. Процесс построения в России основ  правового государства и рыночных отношений вызывает потребность в укреплении правовых начал в общественной и государственной жизни.  Важными элементами построения правового государства является дальнейшее укрепление законности и правопорядка, искоренение правонарушений, ликвидация порождающих ее причин. Ибо законность, нормативная иерархия и неотвратимость ответственности за правонарушения - высшие ценности правопорядка. Проводимые преобразования должны обеспечить верховенство закона на всей территории государства, создать условия для установления правопорядка, гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина. В развитии законодательства РФ просматриваются следующие тенденции:

  • расширение круга правонарушений, за которые устанавливается административная ответственность, вследствие введения новых составов административных проступков.
  • усиление мер административной ответственности, увеличение размеров штрафов.
  • законодатель расширяет перечень административных проступков, ответственность за которые наступает в судебном порядке.

 Этот процесс требует формирования предельно четкой, эффективной правовой системы, которая будет гарантом соблюдения прав, которая будет способствовать закреплению верховенства закона и основ правового государства. Правовому государству требуется осмысление существующих правовых институтов, особенно тех, которые играют важную роль в поддержании дисциплины и законности в процессе осуществления государственного управления. Одним из таких институтов является административная ответственность должностных лиц.

Административная ответственность играет определяющую роль в предупреждении и снижении уровня правонарушений. Это обусловлено тем, что именно она выступает гарантом от государственного и чиновничьего произвола, входит в систему сдержек и противовесов и гарантируют реализацию прав и свобод человека и гражданина.

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу привлечения  должностных лиц к административной ответственности.

Предметом являются вопросы, связанные  с определением содержания института  административной ответственности  должностных лиц и его функционированием на современном этапе в свете действующего законодательства.

Целью является всестороннее освещение административной ответственности должностных лиц в соответствии с его трактовкой в отечественной юридической литературе и современном законодательстве Российской Федерации, с точки зрения его содержания и разнообразия.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

  1. Раскрыть сущность явления административной ответственности через понятие и составляющие его содержание признаки как института отрасли административного права;
  2. Изучить содержание признаков административного правонарушения через его понятие;
  3. Рассмотреть содержание и специфику правового статуса должностного лица;
  4. Проанализировать основания привлечения к административной ответственности должностных лиц, с учетом тенденции развития общества и государства;
  5. Раскрыть меры наказания административных правонарушений;
  6. Дать итоговую характеристику явлению административной ответственности должностных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

1.1 Понятие  и основные черты административной  ответственности

Административная  ответственность выполняет большую  профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объектом посягательства являются исключительно широкий правовой аспект регулируемых общественных отношений. Административное принуждение и административная ответственность предназначены для защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений1.

В административно-правовой литературе разные авторы  дают свои понятия административной ответственности, так Бахрах Д.Н.  пишет, что: «Административная ответственность – это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней. С другой стороны, административная ответственность  является составной частью  административного принуждения  и обладает  всеми его качествами». Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.,  считают, что «Административная ответственность - вид юридической  ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного  взыскания к лицу, совершившему правонарушение.  Административная ответственность обладает  признаками, свойственными юридической ответственности  вообще». Выделяют следующие общие признаки, присущие всем видам юридической ответственности:

Во-первых, она  представляет собой государственное  принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через  органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, это  правовое принуждение, подчиняющееся  общим принципам законности и  справедливости права. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.

В-третьих, влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

В-четвертых, юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.

Административная  ответственность обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями, которые  являются источником информации о должном  поведении. Нормы права регламентируют поощрительные, предупредительные и пресекательные меры юридического влияния на  правосознание служащих органов управления и граждан. В совокупности эти властные веления составляют внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности.

По сути, административная ответственность - это реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, государственная оценка нарушения административно-правовой нормы, призванная компенсировать причиненный правонарушением необратимый вред, является для правонарушителя бременем или карой, наказанием2.

Основными нормативно-правовыми актами являются: Кодекс об административных  правонарушениях, Уголовный кодекс, Налоговый кодекс, ГПК, АПК, ФЗ «Об исполнительном производстве», уставы и положения о дисциплине и прохождении службы. В КоАП РФ нет легального определения понятия административной ответственности. В комментариях к КоАП РФ, рассуждая об определении административной ответственности, отмечают следующее: «…анализ статей гл.1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение3».

Административную  ответственность можно определить следующим образом - это сложно правовое явление, состоящее в применение к лицу (субъекту), совершившему административное правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Для уяснения понятия  административной ответственности следует уделить значительное внимание признакам, присущи институту административной ответственности. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. выделяют следующие основные черты:

1. Административную  ответственность можно рассматривать  как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, а также некоторые другие. Так, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д.

Вместе с  тем административная ответственность  применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

2. Административная  ответственность используется как  важное средство правоохраны,  борьбы с особым видом нарушений  - административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности. Лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24. 5 КоАП РФ, исключающие ответственность.

3. Административная  ответственность отличается своим  субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются должностные лица, рассматриваемые в нашем вопросе.

4. По своей  сущности административная ответственность  представляет собой воздействие,  оказываемое полномочным органом  государства на лицо, совершившее  административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного в духе уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.

5. Нарушение  административно-правовых норм влечет  за собой применение мер административного  принуждения, одним из видов  которых являются административные  наказания. Именно эти последние,  в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных  мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.

6. Административную  ответственность отличает порядок  ее установления. В соответствии  с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции  РФ административное и административно-процессуальное законодательство, относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает  установление административной ответственности  только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Значит, нормы  права, содержащиеся во вновь принимаемых  федеральных законах и вносящие изменения или дополнения в действующий  Кодекс об административных правонарушениях, должны в обязательном порядке вноситься  в данный Кодекс.

Информация о работе Административная ответственность должностных лиц