Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:30, курсовая работа
Жизнь в 21 веке обуславливается продвижением по пути развития и усовершенствования демократического, правового государства. Процесс построения в России основ правового государства и рыночных отношений вызывает потребность в укреплении правовых начал в общественной и государственной жизни.
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Административная ответственность……………………………………..4
1.1 Понятие и основные черты административной ответственности…….4
1.2 Понятие административного правонарушения………………………...9
Глава 2.Административная ответственность должностных лиц………………..20
2.1 Должностное лицо как субъект административной ответственности.20
2.2 Основания привлечения к административной ответственности должностных лиц…………………………………………………………………...27
2.3 Меры наказания административных правонарушений…………….....29
Заключение……………………………………………………………………….....41
Список использованных источников и литературы……………………………...44
Понятие должностного лица остается дискуссионным и на современном этапе развития. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях впервые закрепляется понятие должностного лица. Сам термин «должностное лицо» использовался и в старом Кодексе 1984 года. Однако тогда законодатель не определил критерии отнесения служащих к должностным лицам, в результате чего достаточно долгое время при определении круга должностных лиц правоприменители руководствовались определением, существующим в уголовном законодательстве.
В течение долгого времени
Отсутствие
закрепленного в
В административно-правовой науке сформировались следующие отличительные признаки должностного лица12.
Во-первых, должностное лицо — это гражданин Российской Федерации, занимающий постоянно, временно или по специальному полномочию должность (на основе установленных в нормативных актах способов замещения соответствующих должностей) в различных государственных органах и органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ и выполняющий соответствующие полномочия согласно нормативным правовым актам.
Во-вторых,
должностное лицо реализует властные
полномочия, осуществляет организационно-
В-третьих, должностное лицо может представлять вовне (в отношениях с неподчиненными субъектами) государство (государственные органы) и муниципальные образования (органы местного самоуправления), которым оно служит.
В-четвертых,
должностное лицо имеет, как и
все государственные и
В-пятых, оно может применять меры принуждения.
В-шестых, оно реализует полномочия по наложению дисциплинарных взысканий.
В-седьмых, должностное лицо может издавать административные акты (разрабатывать и принимать управленческие решения), обеспечивающие реализацию предоставленных ему полномочий.
В-восьмых, оно осуществляет контрольно-надзорные полномочия.
В-девятых,
должностное лицо может быть субъектом
юридической ответственности (административной,
дисциплинарной, уголовной, гражданско-правовой).
Оно несет повышенную ответственность
(социальную, политическую, правовую, моральную)
за неисполнение либо ненадлежащее исполнение
своих должностных обязанностей. Повышенная
ответственность должностных лиц обусловлена
тем, что они отвечают не только за свою
личную деятельность, но и за действия
подчиненных им лиц. Кроме того, они распоряжаются
материальными, финансовыми, трудовыми
ресурсами, выполняют важнейшие организационно-
Петров Ю.А. предложил относить к должностным лицам всех служащих, в той или иной мере осуществляющих управление, как людьми, так и вещами.
В примечание к
ст. 2.4 КоАП под должностным лицом
следует понимать лицо, постоянно, временно
или в соответствии со специальными
полномочиями осуществляющее функции
представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке
распорядительными полномочиями в отношении
лиц, не находящихся в служебной зависимости
от него, а равно лицо, выполняющее организационно-
В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. 201, 285, 318 УК РФ.
Вместе с тем, чтобы определить, является ли тот или иной служащий должностным лицом, а, следовательно, специальным субъектом административной ответственности, необходимо рассмотреть выделяемые в законе признаки более подробно.
При анализе
примечания к ст. 2.4 КоАП РФ становится
очевидно, что в основу определения
понятия должностного лица положены два
критерия: первый - обладание полномочиями
распорядительного характера; второй
- обладание полномочиями административно-хозяйственного
характера. Таким образом, необходимо
установить, какие полномочия можно отнести
к организационно-
Попытка дать подобного
рода разъяснения применительно, правда,
к уголовному законодательству делается
в Постановлении Пленума
Однако необходимо
еще выяснить, что имеется в
виду в обоих случаях под
распорядительными
Точно так же Верховный Суд лишь перечисляет некоторые административно-хозяйственные функции (управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, принятие решений о начислении заработной платы, осуществление контроля за движением материальных ценностей и др.), оставляя остальные на усмотрение правоприменителя.
Необходимо
обратить внимание на оговорку, сделанную
в примечании к данной статье. Суть
ее в том, что лица, осуществляющие
организационно-
Руководители
и другие работники, выполняющие
организационно-
По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Вместе с тем, прежде чем использовать такие разъяснения в сфере административно-правового регулирования, необходимо определить насколько это допустимо в данном случае. Представляется, что в данном случае аналогия закона все же вполне допустима, та как речь идет лишь об уточнении понятия должностного лица, уже имеющегося в законодательстве. Таким образом, разъяснения Верховного Суда относительно понятия «должностное лицо» вполне могут быть использованы применительно к административному законодательству.
Исходя из названных Пленумом Верховного Суда
примеров организационно-
Важным является и определение правового статуса должностного лица, который можно определить как урегулированное нормами права положение должностного лица в органах государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной власти, в органах прокуратуры), органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях которое характеризуется следующими составными элементами, выделенными Стариловым Ю.Н.:
1) осуществление деятельности на
установленных
2) наименование должностного
3) функции должностного лица — главные направления практического воздействия при выполнении задач по должности и реализации установленных в нормативных актах полномочий. Функции характеризуют предметную направленность деятельности и определяют компетенцию должностного лица. Различаются организационные, распорядительные, административно-хозяйственные, юрисдикционные, воспитательные, контрольные, представительные функции;
4) права и обязанности — это
центральные элементы статуса,
характеризующие юридическое
5) правовые формы и методы
реализации функций и
6) гарантии реализации
7) ответственность —
8) льготы, гарантии и компенсации.
Например, отдельным должностным
лицам предоставляется право
на дополнительную жилую
Анализ научных источников, посвященных вопросам определения понятия должностного лица, позволяет сформулировать вывод о том, что организационно-правовой основой понятия «должностное лицо» является его правовой статус. Под правовым статусом должностного лица следует понимать урегулированное нормами права положение должностного лица, выражающееся в наличии у него дополнительных прав и обязанностей, необходимых для осуществления служебной деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, а также в других организациях независимо от формы собственности, и определяющее пределы его ответственности.
Информация о работе Административная ответственность должностных лиц