Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:13, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности ответственности юридических лиц за административные правонарушения. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- исследовать административную ответственность как вид ответственности;
- проанализировать правовое регулирование административной ответственности юридических лиц;
- рассмотреть состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, основания привлечения к ответственности;
- выделить вину юридических лиц, как необходимый элемент административного правонарушения;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие ответственности в административном праве…………………..5
Глава 2. Правовое регулирование административной ответственности юридических лиц……………………………………………………………………………10
2.1. Особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности.…………………………………………………………………………….10
2.2. Виды правонарушений и наказаний юридических лиц за административные правонарушения……………………………………………………………………………..14
Глава 3. Проблемные вопросы привлечения к ответственности юридических лиц за административные правонарушения……………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………...28
- административные
- административные
- административные
При этом административные правонарушения юридических лиц против правопорядка и порядка управления носят универсальный характер, так как они могут быть совершены юридическими лицами во всех областях государственного регулирования. В большинстве сфер государственного регулирования наряду с административной ответственностью юридических лиц за правонарушения против правопорядка и порядка управления, устанавливается административная ответственность юридических лиц за правонарушения, которые могут быть совершены ими только в данных конкретных областях государственного управления.
Вид и размер административного наказания налагается на юридическое лицо с учетом характера конкретного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, по общим правилам назначения административного наказания (ст.4.1. КоАП РФ).
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В последние годы в
деятельности федерального законодателя
просматривается явная
1. Санкция ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами без лицензии предусматривает минимальный размер административного штрафа для юридических лиц в размере 800 000 руб. При этом в практике применения указанной нормы очень часто возникают ситуации, когда к административной ответственности привлекаются сельскохозяйственные предприятия за эксплуатацию без лицензии переданных им муниципальными образованиями или перешедших к ним от бывших колхозов и совхозов водозаборных скважин, используемых в том числе для водоснабжения населенных пунктов.
2. Санкция ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления предусматривает минимальный размер административного штрафа на юридических лиц 100 000 руб. Однако возникают ситуации, когда к административной ответственности привлекаются небольшие предприятия за нарушение правил ведения документации по учету образующихся у них отходов.
Представляется, что в
перечисленных случаях
Основанная на указанных выше нормах Особенной части КоАП РФ правоприменительная практика в названных и в иных подобных случаях явно не соотносится с неоднократно высказанной Конституционным Судом РФ правовой позицией, согласно которой мера административного наказания должна быть соразмерна содеянному и не превращаться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и частной собственности. Необходимо, наконец, определиться: КоАП РФ - это правовой инструмент пополнения федерального бюджета или все-таки борьбы с нарушениями действующего законодательства и предупреждения таких нарушений.
При наличии в нормах Особенной части КоАП РФ чрезмерно завышенных административно-правовых санкций по целому ряду составов административных правонарушений следует иметь в виду, что данный Кодекс в отличие от Уголовного кодекса РФ не предоставляет органу, должностному лицу, судье, рассматривающим дело о соответствующем административном правонарушении, право снижать минимальный установленный законом размер административного штрафа. В этой связи судьи арбитражных судов по подобным делам вынуждены применять ст. 2.9 КоАП РФ, т.е. освобождать юридических лиц от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенных ими правонарушений. Другой возможности принятия справедливых решений по названным делам у суда в настоящее время не имеется. Вместе с тем применение во всех подобных случаях ст. 2.9 КоАП РФ, необоснованно и нецелесообразно как с экономической точки зрения, так и с точки зрения оказания на правонарушителей профилактического воздействия.
Представляется, что обозначенная
проблема может быть решена только
федеральным законодателем
1. Минимальный размер
административного штрафа за
любое административное
2. В целях предоставления
судьям судов общей юрисдикции
и арбитражных судов
Анализ практики привлечения юридических лиц к административной ответственности за совершение административных правонарушений, выявляемых в ходе проведения проверок их деятельности, обозначил следующую тенденцию.
В случае установления в
действиях (бездействии) проверенного
юридического лица события и состава
какого-либо административного
В связи с изложенным в целях обеспечения разумного и обоснованного привлечения юридических лиц к административной ответственности, снижения общей штрафной нагрузки на них, исключения из практики работы административных органов подхода, при котором привлечение указанных лиц к административной ответственности является безусловным приоритетом и важнейшим статистическим показателем их деятельности, представляется целесообразным предусмотреть в ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"19 и в Общей части КоАП РФ следующие правила.
1. При выявлении органом
государственного контроля (надзора)
или органом муниципального
2. В случае неустранения
в установленный предписанием
срок выявленных в ходе
3. В период действия
выданного юридическому лицу
предписания течение
На основе изложенного предлагается дополнить КоАП РФ следующими нормами.
1. Статью 3.5 Кодекса дополнить ч. 7 следующего содержания:
"В случае, если при
рассмотрении дела об
2. Дополнить гл. 2 КоАП РФ ст. 2.6.2 следующего содержания:
"1. При выявлении
органом прокуратуры, органом
государственного контроля (надзора)
или органом муниципального
2. В случае неустранения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в установленный предписанием (представлением) срок выявленных в ходе проверки нарушений действующего законодательства (специальных правил и норм) орган прокуратуры, орган государственного контроля (надзора) или орган муниципального контроля, выдавшие предписание (представление), возбуждают в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя дело о соответствующем административном правонарушении и привлекают их по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, к административной ответственности как за указанные нарушения, так и за неисполнение предписания (представления).
3. В период действия
выданного юридическому лицу
или индивидуальному
4. Указанные в частях 1 - 3 настоящей статьи правила не подлежат применению в случае совершения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями таких нарушений действующего законодательства, которые повлекли причинение имущественного ущерба, вреда жизни и (или) здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среды, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций либо создали реальную угрозу наступления указанных последствий".
Проблемы привлечения к административной ответственности органов публичной власти как юридических лиц.
Государственные органы
и органы местного самоуправления обладают
статусом юридического лица. Наличие у
органов публичной власти статуса юридического
лица означает, что теоретически любой
из них при совершении им административного
правонарушения может быть привлечен
к административной ответственности.
Субъектами административной ответственности
могут выступать в том числе Правительство
РФ, федеральные министерства, федеральные
суды и т.д. Между тем орган публичной власти
в административных и иных публичных правоотношениях
- это прежде всего организация, выполняющая
специальные публичные функции, а именно
функции осуществления государственной
власти или местного самоуправления, организационно-
Информация о работе Административная ответственность юридических лиц