Административное наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Начавшаяся с 1994 г. и затянувшаяся на длительный период
административно-деликтная реформа привела к неоправданному росту
количества совершаемых административных правонарушений. Сложилась
ситуация, когда действующее законодательство об административной
ответственности не способно было служить той цели, ради которой оно
принималось, - противодействию и профилактике правонарушений, в том
числе ввиду крайне неэффективного контроля за качеством управления и за
соблюдением законов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Административное наказание: понятие, содержание и цели. 5
1.1. Понятие административного наказания. 5
1.2. Цели административных наказаний, их виды и содержание. 8
Глава 2. Система и виды административных наказаний: понятие и признаки. 12
Глава 3. Виды административных наказаний. 15
3.1. Виды административных наказаний, условия и порядок их применения. 15
3.1.1. Предупреждение 17
3.1.2 Административный штраф 19
3.1.3. Конфискация орудия совершения или предмета администра- тивного правонарушения 21
3.1.4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу 22
3.1.5. Административный арест 25
3.1.6. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства 26
3.1.7. Дисквалификация 27
3.1.8. Административное приостановление деятельности 29
3.1.9. Обязательные работы. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач_Административное право.docx

— 71.86 Кб (Скачать файл)

3.1.1. Предупреждение — мера административного наказания,  
выраженная в официальном порицании физического или юридического лица  
и выносимая в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ).

Предупреждение - самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. Предупреждение применяется широким кругом органов административной юрисдикции, в том числе судами. Предупреждение, как и другие виды административных наказаний, носит личный характер, т.е.  
применяется к конкретному физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, не затрагивая интересы других (третьих) лиц. При этом указанная мера административной  
ответственности может применяться лишь за виновное совершение  
административного правонарушения. При отсутствии вины применение к  
лицу даже такого мягкого вида административного наказания, как  
предупреждение, не может признаваться согласованным с требованием  
недопустимости умаления человеческого достоинства или нанесения вреда  
деловой репутации юридического лица (ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ).

Предупреждение и по своим  последствиям ничем не отличается от  
других видов административных наказаний, поскольку означает привлечение  
субъекта к административной ответственности со всеми вытекающими  
отсюда юридическими последствиями. С применением предупреждения  
наступает срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Так называемое состояние административной наказанности длится в течение года со дня окончания  
исполнения постановления о назначении административного наказания в  
виде предупреждения.

По своему содержанию предупреждение как административное  
наказание представляет собой карательную санкцию исключительно  
морального характера, поскольку выражается, по сути, в официальном (от  
имени государства) и легальном причинении правонарушителю морального  
вреда.

Предупреждение, по всей видимости, может повлечь серьезные для  
нарушителя ограничения морального характера, например, в соответствии с  
КоАП РФ повторное совершение однородного административного  
правонарушения, если за совершение первого административного  
правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по  
которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым  
такому наказанию, отнесено к обстоятельствам, отягчающим  
административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3).

Предупреждение является самодостаточной мерой административного  
наказания, поскольку его применение означает итог административного пре- 
следования и не требует какого-либо дополнительного административно- 
наказательного воздействия на лицо, признанное виновным в совершении  
конкретного административного правонарушения.

Предупреждение как вид  административного наказания следует  отли- 
чать от устного замечания и предупреждения. Устные предупреждения, ко- 
торые в качестве административно - пресекательной меры должностные лица  
делают гражданам или организациям, не считаются административными на- 
казаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреж- 
дения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и  
организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания. [4].

3.1.2 Административный штраф — это денежный начет на физиче- 
ское или юридическое лицо, совершившее административное правонаруше- 
ние. Это мера административного принуждения, где чрезвычайно важным  
моментом является то, что он обусловливается взысканием у лица, совер- 
шившего административное правонарушение, денежной суммы, т.е. выража- 
ется в юридически обязательном, одностороннем, принудительном характере  
действий государственных органов и их должностных лиц.

Административный штраф - основное административное наказание.  
Тем самым его реализация означает решение вопроса об административной  
ответственности правонарушителя по существу и не предполагает каких- 
либо других основных отрицательных последствий. Применение же наряду с  
таким наказанием любого другого административного наказания как допол- 
нительного не затрагивает собственно реализацию административного штра- 
фа, а лишь усиливает наказательное воздействие на личность правонаруши- 
теля. По количеству случаев, описываемых в статьях Особенной части КоАП  
РФ в качестве административных правонарушений, административный штраф считается самой распространенной мерой административной ответственности. Административный штраф имеет фиксированное, установленное КоАП РФ денежное выражение и взимается принудительно в случае совершения правонарушения.

Действующий КоАП РФ закрепляет полномочие налагать администра- 
тивные штрафы как на физических, так и на юридических лиц за широким  
кругом административно - юрисдикционных органов.

В зависимости от содержания объективной стороны совершенного  
физическим лицом административного правонарушения размер  
административного штрафа может выражаться в рублях или в величине,  
кратной:

1) стоимости предмета  административного правонарушения  на момент  
окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных  налогов, сборов, подлежащих уплате  на момент  
окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме  
незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного  
административного штрафа (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ);

3) сумме выручки правонарушителя  от реализации товара (работы, услу- 
ги), на рынке которого совершено административное правонарушение, где  
различия в исчислении размера административного штрафа сами по себе не  
могут являться нарушением конституционных прав и свобод.

Размер административного  штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ.

Размер административного  штрафа, налагаемого на граждан и  исчис- 
ляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать  
25 МРОТ, на должностных лиц — 50 МРОТ, на юридических лиц — 1000  
МРОТ. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии  
с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» минималь- 
ный размер оплаты труда, из которого рассчитывается величина администра- 
тивного штрафа, в настоящее время принимается за 100 рублей. Как видно,  
законодательная дифференциация размеров административного штрафа ограничивается учетом существенно отдаленной разницы в статусе субъекта  
административной ответственности: физическое лицо, должностное лицо и  
юридическое лицо. Свойство размерности административного штрафа позво- 
ляет законодателю и правоприменителю приспосабливать его к различным  
ситуациям уместной реализации, что предполагает, в свою очередь, соблю- 
дение ими требования сохранения карательного значения данного админист- 
ративного наказания для правонарушителя. [2].

Усиливающим аргументацию относительно карательной природы ад- 
министративного штрафа является положение ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ о том, что  
суммы административных штрафов зачисляются в соответствии с законода- 
тельством Российской Федерации в бюджет в полном объеме.

3.1.3. Конфискация орудия совершения или предмета администра- 
тивного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в фе- 
деральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из  
оборота вещей. Такая конфискация может устанавливаться и применяться в  
качестве как основного, так и дополнительного административного наказа- 
ния. Юридическим же фактом, который является основанием для примене- 
ния "административной" конфискации, всегда служит административное  
правонарушение, совершенное собственником.

В отличие от уголовного законодательства, предусматривающего нака- 
зание в виде конфискации всего или части имущества лица, совершившего  
преступление, в КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация  
строго определенных вещей — орудий совершения или предметов админист- 
ративного правонарушения. Ими могут быть: денежные средства, валютные  
ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы,  
орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифици- 
рованные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные  
средства, суда, летательные аппараты и др. Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан, чье существование и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, для которых охота или рыбо- 
ловство — основной законный источник средств к существованию, нельзя  
конфисковать охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные  
орудия охоты или рыболовства. Соответствующее положение сформулиро- 
вано в ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ, регламентирующей применение конфискации  
как меры административного наказания.

С учетом конституционного положения о невозможности лишения  
имущества иначе как по решению суда конфискация орудия совершения или  
предмета административного правонарушения, как и возмездное изъятие,  
назначается только судьей. В ст. 3.7 КоАП РФ не содержится положения, со- 
гласно которому конфискован может быть лишь предмет, находящийся в  
личной собственности правонарушителя. Решение законодателя в данном  
случае основывается на правовой позиции Конституционного Суда РФ, кото- 
рый в связи с проверкой норм таможенного законодательства пришел к вы- 
воду, что конфискация как мера административной ответственности приме- 
няется независимо от того, кем является лицо, незаконно перемещающее то- 
вары и транспортные средства, — собственником товаров и транспортных  
средств, покупателем, владельцем либо выступает в ином качестве, доста- 
точном в соответствии с законодательством для совершения с ними действий  
от своего имени, а также независимо от того, установлено лицо, совершив- 
шее таможенное правонарушение, или нет. [2].

Соответственно КоАП РФ допускает конфискацию орудий и предметов административного правонарушения как у их собственников, так и у других лиц, владеющих данными предметами.

3.1.4. Лишение специального права, предоставленного физическому  
лицу совершившего административное правонарушение, ранее  
предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях,  
предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

Лишение специального права  по своей правовой природе является уни- 
кальным административным наказанием, связанным с ограничением субъек- 
тивных прав в области административно-разрешительной системы.

В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права  охоты;  
права на управление транспортным средством, самоходной машиной или  
другими видами техники; права на управление воздушным судном; права на  
управление судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным  
судном; права на управление автомототранспортными средствами. Таким об- 
разом, сейчас законодательством реально предусмотрены административные  
наказания в виде лишения специального права, предоставленного физиче- 
скому лицу, только в отношении права охоты и права управления транспорт- 
ными средствами.

Для управления транспортным средством, равно как и для  занятия  
охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести  
право на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать  
квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение.  
Поэтому применить данный вид административного наказания можно лишь к  
физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и  
которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям.

Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального  
права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим ви- 
дом деятельности на определенный срок - по времени менее одного месяца и  
более двух лет.

Лишение специального права  устанавливается лишь за грубое или  сис- 
тематическое нарушение порядка пользования этим правом. Так, например,  
лишение права управления автомототранспортными средствами может быть  
назначено (причем только как наказание, альтернативное административно- 
му штрафу) за самые опасные нарушения правил дорожного движения.

К ним относятся: управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, или передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено ПДД и другие. Кроме того, лишение права управления транспортными средствами предусмотрено в качестве альтернативного наказания административному штрафу или административному аресту за оставление водителем в нарушение ПДД места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. [5].

Информация о работе Административное наказание