Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:19, курсовая работа
На раннем этапе становления административного права вопрос о наказании за правонарушения в обществе решался довольно просто: секли головы, руки, заливали горло свинцом, замуровывали в подземелье, резали уши и носы, рвали ноздри, сажали в бочку с нечистотами и ставили рядом палача с мечом, который периодически взмахивал им, заставляя преступника опускаться на дно бочки в нечистоты и др. Приемов наказания, как на Руси, так и в других странах было много и весьма изощренных. С развитием общества появляются разновидности нарушений правопорядка, за которые подобные наказания воспринимались как неприемлемые. Для таких, не столь тяжелых, но и не совсем безобидных для общества правонарушений необходимы были соответствующие тяжести проступка и наказания. Решение этих вопросов лежало на управляющих городами и иными поселениями, т.е. на администрации
Длящееся правонарушение - действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия.
Под продолжаемым администрати
Субъективная сторона правонарушения заключается в психическом отношении субъекта поведения к совершенному им противоправному деянию и наступившим в результате этого последствиям.
Субъективная сторона правонарушения воплощается в понятии деликтоспособности правонарушителя. Признание правонарушением виновного деяния возможно лишь в случае, когда такое деяние находилось под контролем воли и сознания лица. Отсутствие свободной воли, т.е. возможности выбрать правомерный вариант поведения вследствие невменяемости, малолетнего возраста, физического или психического воздействия и пр., являются юридическим условием, при котором деяние правонарушением не признается, даже если оно имело вредные последствия.
В соответствии с российским законодательством граждане могут быть признаны субъектами административного правонарушения по достижении 16 лет. При этом в отношении лиц от 16 до 18 лет применяется особый порядок рассмотрения совершенных ими административных правонарушений и к ним применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам о несовершеннолетних.
Основным
элементом субъективной
стороны правонарушения
являетсявина в
форме умысла или неосторожност
Умысел, как форма вины, характеризуется тем, что правонарушитель с одной стороны - сознавал противоправность своего поведения (действия либо бездействия), предвидел наступление его вредных последствий и желал их достичь (прямой умысел), в другом случае – сознательно допускал наступления вредных последствий (косвенный умысел).
При неосторожной форме вины лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение или ненаступление, хотя должно было и могло их предвидеть.
Неосторожность может быть связана с самонадеянностью (легкомыслие) или небрежностью (халатность).
Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет.
Небрежность состоит в непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты. Механик автохозяйства действовал небрежно. Он не предвидел общественной опасности своей недобросовестности, но должен был и мог предвидеть возможность наступления тяжелых последствий.
Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. казуса или случая, при котором административная ответственность лица не наступает. Суть дела здесь состоит в том, что лицо не должно было и не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий. В частности, такие казусы нередко встречаются при дорожно-транспортных происшествиях.
Факультативными элементами субъективной стороны являются мотив и цель правонарушения. Один из них - предполагаемый результат, к которому стремится виновный, желаемые последствия, которые должны наступить в результате противоправного поведения - цель. Другой факультативный элемент - мотив правонарушения, осознаваемая причина, побуждающая виновное лицо и связанная с удовлетворением его каких-либо потребностей.
Содержание
умышленной вины
определяется характером
административного
правонарушения, состав
которого может бытьформальным или материальны
Формальным признается такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо общественно опасного, вредного последствия. Констатируется лишь факт нарушения того или иного правила. Поэтому умышленная вина при формальных составах охватывает своим содержанием осознание нарушителем лишь общественной опасности, противоправности совершенного им действия или бездействия. В подобных случаях отношение виновного к последствиям правонарушения (предвидит их или не предвидит, желает наступления последствий или не желает) остается за рамками формального состава.
Материальный состав администра
Наличие вины правонарушителя (физического или юридического лица) в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения.
Субъективную сторону наряду с умыслом и неосторожностью могут характеризовать мотив и цель правонарушения. Они иногда включаются в конкретные статьи КоАП и тогда становятся признаками состава, обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением. Например, КоАП предусматривает административную ответственность за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП).
Субъект административного правонарушения - лицо, совершившее административное правонарушение. Без конкретного лица-правонарушителя не может существовать правонарушение, также как и без административно-правовой нормы.
Административное
право различает коллективные (
Коллективные субъекты - юридические лица и иные коллективные образования. В настоящее время организации признаются субъектами административных правонарушений нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, лесное, водное, природоохранительное и др.
Индивидуальные субъекты - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.
Признаки индивидуального субъекта подразделяются на две группы:
- общие - такие признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности (достижение 16-летнего возраста и вменяемость);
- специальные - признаки, отражающие особенности конкретного физического лица.
Поэтому
в числе индивидуальных
субъектов правонарушения
административное
законодательство
наряду с гражданами
выделяет особую
группу субъектов,
которыми являются
лица, обладающие
специальным административно-
= особенности труда (машинист тепловоза, водитель, продавец), служебного положения (дипломатический работник, должностное лицо администрации, сотрудник МВД);
= прошлое противоправное поведение (нахождение под надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности);
= иные особенности правового статуса (военнослужащие, иностранные граждане, сотрудники налоговой и таможенной служб).
Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.
В связи
с особенностями общественных
отношений в сфере государственного
управления законодатель
в качестве субъектов
административных правонарушений
выделил должностных
лиц (ст.2.4. КоАП), под
которыми понимаются
лица, постоянно, временно
или в соответствии
со специальными полномочиями
осуществляющие функции
представителей власти,
т.е. наделенные распорядительными
полномочиями, выполняющие
организационно-
Необходимо отметить, что совокупность признаков административного правонарушения и его юридический состав — понятия не тождественные, поскольку у них различное назначение. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение — быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.
Установление признаков административного правонарушения не ведет автоматически к наличию юридического состава этого деяния. Например, противоправное посягательство, совершенное лицом, не достигшим 16-летнего возраста, может характеризоваться всеми признаками административного правонарушения. Однако оно не влечет административной ответственности, ибо в нем отсутствует юридический состав правонарушения, поскольку субъектом административного проступка может быть только лицо, достигшее 16 лет.
3. Виды правонарушений в административном праве
Характеристика общего состава административного проступка предполагает анализ и последующую классификацию родовых составов, охватывающих виды административных правонарушений, имеющих относительно единый объект посягательства (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан).
На основе данного критерия все виды административных правонарушений объединены КоАП в классификационные группы (главы).
Административное законодательство с учетом различных сторон общественной жизни и государственного управления определяет следующие виды административных правонарушений:
a) в экономической сфере:
» в области охраны собственности;
» в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;
» в промышленности, строительстве и энергетике;
» в области связи и информации;
» на транспорте;
» в сельском хозяйстве;
» ветеринарии и мелиорации земель;
» в предпринимательской деятельности;
»
таможенные правонарушения;
» в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
b) социальной сфере:
= посягающие на права граждан;
= посягающие на здоровье населения;
= в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучие населения;
= общественную нравственность;
c) в административно-политической сфере:
- посягающие на институты государственной власти;
- против порядка управления;
- связанные с защитой государственной границы;
- нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства;
- посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
- нарушения воинского учета;
- в области дорожного движения;
Разнообразный перечень правонарушений зафиксированный в КоАПе наглядно показывает широкий спектр отношений, регулируемых административным правом и его взаимосвязь с другими отраслями права.
4. Отграничение административного правонарушения от преступления
Административное правонарушение и преступление являются общественно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень общественной опасности этих правонарушений. Естественно, степень общественной опасности административного правонарушения, как правило, значительно ниже, чем преступления.
Общественная опасность — это не абстрактная категория, а совокупность конкретных показателей, признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушения и состав в целом. Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот.