Административное правонарушение: понятие и его признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена и видов административных правонарушений в соответствии с современным законодательством.
Основные задачи:
• выявление основных признаков административного правонарушения; рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
• изучение видов административных правонарушений;
• рассмотрение стадий производства по делам об административных правонарушениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава I. Общая характеристика административного правонарушения..6
1.1 Понятие, признаки и виды административного правонарушения………………....6
1.2 Стадии производства по делам об административных правонарушений………..18
Глава II. Юридический состав административного правонарушения…23
2.1 Понятие и значение юридического состава административного правонарушения………………………………………………………………………………23
2.2 Элементы юридического состава административного правонарушения…………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по административке.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

- равенство граждан перед законом и органом, рассматривающим дело;

- принцип гласности;

- принцип оперативности производства.

Производство по делам  административных правонарушений –  как процессуальная деятельность складывается из ряда органов и лиц, в зависимости  от выполняемых участниками производства процессуальных функций. Их можно разделить на группы:

  1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать гласные акты, составлять правовые документы, определяющие судьбу дел;
  2. Лица, имеющие личный интерес в деле – лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевшие и их законные представители;
  3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства (свидетели, эксперты, переводчики, понятые).

Производство по делам  административного правонарушения делится на стадии:

  1. Расследование дела;
  2. Рассмотрение дела;
  3. Пересмотр постановления;
  4. Исполнение постановления о наложении административного взыскания.

Все стадии кроме (3) являются обязательными, стадия 3 является факультативной.

Стадия – сравнительно самостоятельная часть производства, которая наряду с общими задачами всего производства имеет свои собственные задачи. Решение задач каждой стадии, как правило, оформляется специальным документом, которое подводит итог деятельности на каждой стадии.

Стадии расследования  административного правонарушения включает в себя следующие этапы:

  1. Возбуждение дела;
  2. Выявление фактических обстоятельств дела и их процессуальное оформление;
  3. Направление дела по подведомственности.

Расследование может  осуществляться в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ в течение 1 месяца, а в  исключительных случаях срок расследования продляется на 1 месяц, а по ч.5 ст. 28.7. на 6 месяцев9.

Фактические обстоятельства, которые должны быть установлены  на стадии расследования, можно разделить  на следующие группы:

  1. Обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава;
  2. Обстоятельства, находящиеся за рамкой состава, но имеющие значение для индивидуализации ответственности, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности (смягчающие, отягчающие, особого субъекта и др.).

Процессуальным документом является протокол (фиксирует результат  расследования). Он составляется о каждом правонарушении за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4 ч.1 и ст. 28.6 КоАП РФ. Перечень сведений, которые  должны содержаться в протоколе, указан в ст. 28.2 КоАП РФ.

При совершении правонарушения группой лиц, протокол составляется на каждого в отдельности.

В зависимости от результатов  расследования материалы дела могут  быть направлены органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать  соответствующую категорию административных правонарушений. Полный перечень дан в главе 23 КоАП РФ. Также данные материалы могут быть направлены в органы ОВД или прокуратуру, если будут выявлены факты преступления.

 

Рассмотрение дела об административном правонарушении включает следующие стадии:

  1. Подготовка дела к рассмотрению;
  2. Разбирательство дела и принятие решения;
  3. Вынесение постановления по делу.

Процессуальным основанием для рассмотрения дела могут являться протокол об административном правонарушении либо постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, постановление компетентного органа.

Для рассмотрения дела по существу проводится необходимая подготовка согласно ст. 21.1 КоАП РФ10. Орган или должностное лицо при подготовке дела и рассмотрению разрешает вопросы:

- относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

- правильно ли составлен протокол и другие материалы об административном правонарушении;

- извещены ли лица, участвующие в деле о времени и месте;

- истребуются дополнительные доказательства;

- рассмотрение заявлений или ходатайств лиц, участвовавших в деле.

Как правило, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения административной комиссией или комиссией по делам  несовершеннолетних или по месту  жительства правонарушителя.

Дело разрешается в  присутствии лица, привлекаемого  к ответственности; заочное рассмотрение возможно лишь в случаях, когда имеются  данные о том, что гражданин извещен  о месте и времени рассмотрения, но от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. Несоблюдение этих правил влечет признание постановление по делу не действительным.

В случаях уклонения  от явки лица, привлекаемого к ответственности  по вызову ОВД или суда это лицо может быть подвергнуто приводу.

Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или должностного лица, рассматривающего дело, который участвующим в деле разъясняет их права и обязанности. После этого оглашается протокол или другие материалы дела. На заседании заслушиваются лица, участвующие в деле, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства, в случаях участия рассмотрения дела прокурора заслушивается его заключение.

При рассмотрении дела коллегиальным  органом ведется протокол заседания. Протокол подписывается председателем заседания или секретарем.

В зависимости от результатов  рассмотрения дела могут бать вынесены следующие постановления:

- о наложении административного взыскания;

- о прекращении дела.

Постановление должно надлежащим образом оформляться и содержать установленным законом реквизиты ст. 29.10 КоАП РФ.

Постановление объявляется  немедленно по окончании рассмотрении дела, копия постановления в течение 3 дней вручается или высылается лицу, в отношении которого он вынесено, копия постановления вручается  под расписку, а если высылается, то делается запись в материале дела ст. 29.11 КоАП РФ.

Право на обжалование  постановления ст. 30.1 КоАП РФ предусматривает 2 способа11:

- административный – жалобы на постановление подается по подчиненности, то есть в орган вышестоящий, органу или должностному лицу, вынесшего постановление;

- судебный – срок обжалования указан в ст. 30.3 КоАП РФ, подается в течение 10 суток с момента вручения или получения копии постановления.

Решение по жалобе на постановление  по делу об административном правонарушении принимается в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ.

Исполнение постановлений  по делам об административных правонарушениях  указано в разделе V КоАП РФ.

 

 

 

Глава II. Юридический состав административного правонарушения

2.1 Понятие  и значение юридического состава административного правонарушения

Состав административного  правонарушения совокупность объективных  и субъективных признаков, описанных  в правовой норме, необходимых и  достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения12.

 

Все признаки состава  делятся на:

  • объективные – объект, объективная сторона;
  • субъективные – субъект, субъективная сторона.

 

 


 

 

По особенностям конструкции  выделяются следующие виды составов:

  1. Материальные и формальные.

Материальные – составы, в которых содержится признак  наступления вредных материальных последствий совершенного деяния или  описывается деяние, обязательно  влекущее наступление вредных последствий, хотя последствия законом не называются. Материальный состав определяется для правильной квалификации правонарушения и для того, чтобы решить вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Формальные – составы, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий.

  1. Простые и квалифицированные.

Простые составы устанавливают административную ответственность за конкретное деяние без ее усиления; если в простой состав вводится квалифицирующий (усиливающий ответственность) признак, то деяние квалифицируется по другой статье или по другому пункту статьи, предусматривающему более строгое наказание (повторность, систематичность, совершение правонарушения должностным лицом, причинение материального ущерба, совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения).

  1. Однозначные и альтернативные.

В однозначных составах описывается одно противоправное деяние, за которое устанавливается административная ответственность.

В альтернативных составах описывается два и более противоправных деяния, при этом административным правонарушением признается как  совершение одного из описанных деяний, двух или всех сразу13.

Значение состава административного  правонарушения состоит в том, что  он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в  деянии состава административного  правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато.

 

2.2 Элементы  юридического состава административного  правонарушения

      В конкретном административном правонарушении имеются четыре юридических элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Каждый из них представляет собой юридические особенности, дополняющие и взаимообусловливающие друг друга.

Объект административного  правонарушения представляет собой  подлежащие юридической защите общественно-правовые отношения.14 Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан  в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причём закон напрямую не устанавливает  запрета на их совершение, а делает это путём установления за это административной ответственности.

Значение объекта административного  правонарушения:

1) определяет круг  общественных отношений, охраняемых  мерами административной ответственности;

2) в значительной мере  определяет противоправное или  непротивоправное деяние;

3) определяет тяжесть  возможного или предполагаемого вреда.

Предмет административного  правонарушения – элемент охраняемого  законом общественного отношения, блага, ценности материального и  иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет  вред этому отношению.

Отличие предмета от объекта административного правонарушения:

1) объект есть в  любом правонарушении, а предмета  может не быть;

2) предмет является  факультативным элементом объекта;

3) объект всегда терпит  ущерб от правонарушения, предмет  зачастую не страдает (например, при хищении)15.

Объективная сторона  административного правонарушения — это система предусмотренных  нормами права признаков, характеризующих  внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава  характеризует проступок как  акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия16.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение  которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Противоправное деяние – это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие – это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие  – противоправное пассивное поведение  субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий17.

Информация о работе Административное правонарушение: понятие и его признаки