Административное правонарушение: понятие и его признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена и видов административных правонарушений в соответствии с современным законодательством.
Основные задачи:
• выявление основных признаков административного правонарушения; рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
• изучение видов административных правонарушений;
• рассмотрение стадий производства по делам об административных правонарушениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава I. Общая характеристика административного правонарушения..6
1.1 Понятие, признаки и виды административного правонарушения………………....6
1.2 Стадии производства по делам об административных правонарушений………..18
Глава II. Юридический состав административного правонарушения…23
2.1 Понятие и значение юридического состава административного правонарушения………………………………………………………………………………23
2.2 Элементы юридического состава административного правонарушения…………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по административке.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Общественно вредные  последствия – негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного  деяния.

Причинно-следственная связь  – это объективная связь между  общественно опасным деянием  и наступившим общественно вредным последствием, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

В отдельных редких случаях  противоправное действие может быть следствием не мотивированной акции, а  состояния аффекта. Очень часто  вредоносность правонарушений, а особенно преступлений, совершённых в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), многократно превышает вред мотивированного поступка18.

В отличие от действия бездействие физического лица представляет собой лишённую волевых признаков  акцию. Правонарушитель не проявляет должной реакции на нарушение норм права, т. е. игнорирует юридические предписания либо не принимает должного действия для их осуществления. Бездействие правонарушителя не может быть связано с аффектацией, поскольку не обусловлена проявлением волевых свойств.

Субъектом административного  правонарушения признается лицо, совершившее  общественно опасное деяние и  способное нести административную ответственность (обладающее административной деликтоспособностью).

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего  возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость – способность  физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся  на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан)19.

Одним из специальных  субъектов выступают должностные  лица. Так, должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими  административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчинённых работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях20.

Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном  управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

По КоАП РФ юридические  лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ.

В случаях, если в статьях  КоАП РФ не указано, что установленные  данными статьями нормы применяются  только к физическому лицу, или только к юридическому лицу, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся или могут быть применены только к физическому лицу (например, самовольное оставление места отбывания административного ареста и т. п.).

Наложение административного взыскания на юридическое лицо  не освобождает от административной ответственности  за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности  физического лица не освобождает от административной ответственности  за данное правонарушение юридическое лицо.

Таким образом, при определении  субъекта административного правонарушения  необходимо учитывать наличие специальных  признаков, которые могут существенно  повлиять на квалификацию проступка.  

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям.21 

Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).

Вина – это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.

Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).

Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Цель – предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.

Мотив – осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.

Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.

Цели и мотивы правонарушений подлежат:

• доказыванию по делу об административном правонарушении;

• учету при определении  меры и вида административной ответственности;

• анализу при изучении причин совершения правонарушения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие основные теоретические положения и выводы.

  1. В Кодексе (ст.2.1) сформулировано официальное определение административного правонарушения: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Определение административного правонарушения, имеющееся в административном законодательстве, нуждается в дальнейшем совершенствовании, и его можно было бы изложить в следующей редакции: административным правонарушением признается посягающее на права, свободы и безопасность граждан, собственность, установленный порядок управления общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

  1. Понятие административного правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, это деяние, то есть действие или бездействие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние. Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, то есть это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.

 

 Административное правонарушение – это вариант юридической патологии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму действия либо бездействия.

Важный признак административного  правонарушения – его административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности. Их суть состоит в том, что применение к правонарушителю административного наказания влечет для него состояние административной наказанности; в его правовой статус включается элемент, характеризующий новое правовое положение личности.

  1. Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обусловливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.

          Любое административное правонарушение, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил).

Тем не менее, дискуссия  об общественной опасности административных правонарушений в теории административного  права продолжается. Так, в юридической  литературе высказывается мнение, согласно которому общественная опасность деяния присуща только преступлениям, а административный проступок характеризуется лишь «вредоносностью». Как видится, административным правонарушениям присуща не просто вредность или вредоносность, а именно общественная опасность, как материальный признак любого правонарушения.

4) Понятие о составе административного правонарушения имеет очень важное научное и практическое значение, так как способствует правильной квалификации деяния юрисдикционными органами по субъектам административной ответственности, эффективному применению административных наказаний, оказывает профилактическое воздействие, повышает общую правовую культуру населения.

5) Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

6) Способ совершения административного правонарушения представляет собой определенный порядок, последовательность действий и приемов, применяемых правонарушителем. Если способ совершения отражен в статье КоАП РФ, то он влияет на правовую оценку содеянного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты.

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 28.10.2012) // Собрание законодательства РФ, № 30, 2012г.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, с изм. от 30.11.2011 № 363-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, № 49, 2011г.

Специальная литература.

  1. Агапов А.Б. Административное право: Учебник для вузов. — М.: Юристъ, 2004. — 928 С.
  2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. — М.: Зерцало, 2007. — 712 с.
  3. Андреев А.М. Российское административное право. М., 2004.
  4. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Проспект, 2010. – 256 с.
  5. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2010. – 567 с.
  6. Административное право : учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М. : Норма, 2008. — 816 с.
  7. Н. В. Макарейко Административное право, - Конспект лекций; - 5-е издание, ЮРАЙТ, 2009. – 189 с.
  8. Воронов К.Н. Курс лекций по административному праву. М., 2003.
  9. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимен А.Н. Административное право: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 480 с.
  10. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А. Петров С.М. Административное право: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  11. Козлов Ю. М., Попов Л. Л. Административное право. Учебник для Вузов - М.:Норма, 2009г.
  12. Лапина, М. А. Административное право : краткий учебный курс / М. А. Лапина. – М. : КонсультантПлюс, 2009. – 149 с.
  13. Мурзилов А. И. Преступление и административное правонарушение. М., 1985.
  14. Орлов Т.И. Учебное пособие по административному праву. М., 2005.
  15. Панов Л.Д. Лекции по административному праву. М., 2003.
  16. Попов С.А. Административное право. Волгоград.: ВолГУ, 2007.
  17. Савельев Е.Н. Лекции для студентов по административному праву. Саратов. 2006.
  18. Салищева Н.Г. Административное право. М., 2006.
  19. Соловей Ю. П., Черников. В.В. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.- М.:Норма,2006.
  20. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. — М.: Норма, 2002.
  21. Степанов Р.О. Административное право. М., 2007.
  22. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. — М.: Изд-во Тихомирова, 2006. — 652 с.

Информация о работе Административное правонарушение: понятие и его признаки