Административное правонарушение в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы это рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена. Основные задачи:

1. Выявление основных признаков административного правонарушения;

2. Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;

3. Выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и признаки административного правонарушения, посягающего на общественный порядок

Глава 2. Состав административного правонарушения

Глава 3. Виды административных правонарушений

Глава 4. Причины правонарушений. Борьба с правонарушениями

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1вар.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 

Противоправность  один из важнейших  признаков административного правонарушения. Этот признак присущ и любому другому  виду правонарушений. Специфичным для  административного правонарушения является то, что рассматриваемое деяние запрещено нормами административного права под угрозой административной ответственности.

 

Административное запрещение —  это не только непозволение, неразрешение что-то делать, совершать какие-то поступки, действия. Такое запрещение содержит предписания обязывающего характера. Иначе говоря, одни административные нормы Особенной части КоАП РБ запрещают совершать определенные действия, как-то: необоснованный отказ уполномоченным должностным лицом нанимателя в приеме на работу лица, направленного государственной службой занятости в счет брони (ст. 9.16), нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу (ст. 17.1),— другие предписывают лицу выполнять соответствующую обязанность, совершать обозначенное в правовой норме действие, а невыполнение их влечет административную ответственность — непредставление должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 23.16), уклонение от реализации огнестрельного оружия или боеприпасов, совершенное лицом, у которого аннулировано разрешение на их хранение (ст. 23.50).

 

Следовательно, противоправно то действие либо бездействие, которым нарушается административно-правовой запрет или  осу­ществляется невыполнение правовой обязанности. За их пределами не может быть противоправности, а значит, и одного из признаков административного правонарушения.

 

КоАП определяет, какие деяния являются административными правонарушениями (ч. 1 ст. 1.1), и является единственным правовым актом об административных правонарушениях. Это свидетельствует о том, что ни одно деяние не может быть признано административным правонарушением, если это деяние не предусмотрено нормами КоАП. Только в нем находится исчерпывающий перечень административных правонарушений.

 

Второй не менее важный признак  административного правонарушения — виновность, наличие вины в  совершении противоп­равного деяния. На виновность деяния обращается внимание не только в части 1 статьи 2.1, в которой  дается определение адми­нистративного правонарушения, но и в других статьях (ч. 1 ст. 2.3, ч. 1 ст. 2.4, ст. 3.1, ст.ст. 3.2—3.5, ст.ст. 4.1, 4.2). В статье 4.2 вина возведена в один из принципов административной ответственности. Административной ответственности подлежат лишь лица, ви­новные в совершении административного правонарушения. Вина выражается в психическом отношении физического лица к совер­шенному им противоправному деянию. Она может быть в форме умысла или неосторожности. Административным правона­рушением признается такое деяние, которое совершается виновно. Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии правонарушения. Общественно вредное деяние без вины может быть совершено лицом, которое не сознавало и по обстоятельствам дела не должно было и не могло сознавать противоправность своих поступков и наступление вредных последствий. Административная ответственность в подобных случаях исключается, и совершенное деяние не может выступать в качестве административного правонарушения.

 

Понятие административного правонарушения тесно связано с наличием административного взыскания, административной от­ветственности. Невозможно представить административное правонарушение без наказания. Поэтому последнее является третьим признаком административного правонарушения. КоАП РБ устанавливает административные взыскания, которые могут быть приме­нены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным винов­ными и подлежащими административной ответственности в соответствии с КоАП РБ (ч. 1 ст. 1.1). Перечень административных взысканий дается в части 1 статьи 6.2. За конкретное правонарушение административные взыскания предусмотрены в санкциях статей Особенной части КоАП РБ. Виды и размеры их определяются характером (отличительными свойствами, особенностями, качеством) административного правонарушения и устанавливаются законодателем. Следовательно, административное взыскание (наказание) - это характерный признак только административного правонарушения. Без него нет административного правонаруше­ния. Административное взыскание призвано обеспечить соблюдение определенного круга норм, правил, обозначенных в КоАП РБ, обеспечить запрет. Те нормы, которые не снабжены подобными мерами, не входят в сферу административного права. Нарушение их образует противоправность, не исключает и виновность, но правонарушение отсутствует, поскольку не установлены административные взыскания.

 

Административная наказуемость как  признак правонарушения не означает, что совершение административного  правонарушения всегда должно сопровождаться наложением на виновное лицо административного взыскания. В главе 8 КоАП предусматривается возможность и освобождения от ответственности, т.е. от наложения административного взыскания. В УК Республики Беларусь кроме освобождения от уголовной ответственности установлена альтернативная наказанию система мер уголовной ответственнос­ти (см. гл. 11, ст. 173). В КоАП подобное почему-то не получило закрепления.

 

Определение административного правонарушения, которое дано в пункте 1 статьи 2.1, является формальным, так как включает в себя только формальный признак, подчеркивающий, что деяние противоправно, запрещено КоАП, в отличие от УК Республики Беларусь. В части 1 статьи 11 УК обращается внимание и на материальный признак, т.е. общественную опасность деяния. В части 4 статьи 11 указано, что «не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению». В КоАП Республики Беларусь малозначительность деяния не влияет на признание его в качестве административного правонарушения, поскольку оно противоправно. Малозначительность как особенность конкретного вида совершенного правонарушения может служить основанием для освобождения виновного от административной ответственности (см. ст. 8.2).

 

Сказанное свидетельствует, что всякое административное правонарушение общественно  вредно, поскольку противоправно. По этой причине общественная вредность не является отдельным признаком конкретного противоправного деяния. Отсутствия вредности при наличии противоправности не бывает. Между тем, степень общественной вредности может быть разной. Если она значительна, существенна, то такое деяние общественно опасно, и за его совершение может быть предусмотрена уголовная ответственность. В ином случае при наличии административной противоправности деяния рассматриваются как административные правонарушения, среди которых не исключаются и малозначительные. [1, 59]

 

ГЛАВА 2. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

 

В теории административного права  вопрос о составе административного  правонарушения не получил надлежащей разработки, в отличие от уголовного права. Существующее положение можно  объяснить наличием ряда причин. Во-первых, в КоАП РБ не дается определения состава и не употребляется этот термин, во-вторых, ученые-административисты не уделяют должного внимания рассматриваемому понятию. Основания для разговора о составе административного правонарушения имеются, и они вполне обоснованы. Дело в том, что такие признаки административного правонарушения, как противоправность и виновность деяния, не дают полного представления о конкретном административном правонарушении как основании административной ответственности. В определении административного правонарушения (ст. 2.1) указано, что правонарушение характеризуется и иными признаками, предусмотренными в КоАП. Подобные признаки называются как в Общей, так и Особенной части КоАП. Например, в Общей части они обозначены в части 2 статьи 2.1, статьях 2.2—2.4, 4.3—4.8, в Особенной описываются в каждом конкретном правонарушении.

 

К иным признакам относятся объективные  и субъективные признаки правонарушения, характеризующие его как основание  административной ответственности. Эти признаки и образуют состав административного правонарушения.

 

Административное правонарушение и состав правонарушения не идентичные понятия. Правонарушение - явление реальной действительности, представляет собой  конкретное деяние, совершаемое в  объективном мире. Состав правонарушения — логичес­кая модель (конструкция), нормативное понятие о нем, отражающее типичные признаки, наиболее существенные свойства реального деяния.

 

Под составом административного правонарушения понимается совокупность объективных и субъективных признаков, ха­рактеризующих конкретное деяние как административное правонарушение.

 

Определение состава правонарушения дает возможность квалифицировать  деяние, отнести его к конкретному  виду правона­рушения, предусмотренного Особенной частью КоАП РБ.

 

Состав правонарушения закреплен  в нормах права, поэтому он является правовым понятием. Конкретное деяние считается пра­вонарушением только тогда, когда содержит все признаки состава. Никто, кроме законодателя, не вправе ни расширять, ни умень­шать количество признаков состава. Закрепленный перечень их является достаточным для того, чтобы квалифицировать деяние как административное правонарушение.

 

Состав правонарушения представляет собой внутренне присущую систему  установленных в КоАП признаков. Все они необходимы и одинаково важны, взаимосвязаны. Вне совокупности, каждый сам по себе, тот или иной признак может ничего антиобщественного (общественно вредного) не представлять.

 

Интегрированность признаков состава  подчеркивает, что если отсутствует хотя бы один из признаков, названных в правовой норме для конкретного состава, то отсутствует и состав и невозможно квалифицировать деяние в качестве правонарушения по статье КоАП РБ, которая закрепляет данный состав. Из этого вытекает следующее: или нет никакого состава административного правонарушения, или имеется иной состав.

 

Из сказанного следует, что административное правонарушение состоит из объективных  и субъективных признаков. В понятие  объективных признаков включаются объект и объективная сторона, субъективных — субъект, субъективная сторона. Общеп­ризнанно, что в любом практически полезном действии или бездействии имеются названные элементы, ибо они образуют единство внешней деятельности человека и его сознания. Элементы правонарушения получают правовое закрепление, а следовательно, образуют юридическое понятие о правонарушении.

 

В науке административного права  выделяют и общие признаки, присущие всем составам административного правонарушения. Они в единстве дают общее понятие  состава административного правонарушения.

 

Таким образом, общее понятие состава  административного правонарушения указывает в интегрированном  виде признаки, свойственные всем видам  административных правонарушений. Как  научная абстракция (научный инструмент) общее понятие является теоретической основой для раскрытия признаков конкретных составов правонарушений.

 

Общее понятие состава административного  правонарушения изучается в Общей  части административного права  с целью дать теоретическую основу для более основательного раскрытия содержания признаков составов конкретных правонарушений, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РБ. Последнее является условием правильной квалификации деяния и соблюдения законности при разрешении дела об административном правонарушении.[1, 80]

 

Субъектом правонарушения, как уже говорилось ранее, выступают деликтоспособные граждане, должностные лица, а также  коллективные образования. Хозяйственные  организации, учреждения и общественные объединения могут быть субъектами гражданско-правовых нарушений, но в отдельных случаях несут ответственность за совершенные административные проступки. В Республике Беларусь названные субъекты не признаются субъектами преступлений, хотя в других странах, и в частности, в США, могут выступать и в этом качестве.[11, c.234]

 

Все признаки субъекта можно поделить на две группы: общие (их два достижение 16-летнего  возраста и вменяемость), специальные (особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение, иные признаки военнообязанный, иностранец и др.).[9, 102]

 

 Немало  составов предусматривает наличие  специального или отдельного  субъекта. Последние наряду с  общими признаками субъекта правонарушения (достижение определенного возраста, вменяемость) обладают дополнительными  (специальными) признаками — это должностное лицо, работник банка, кассир, медицинский работник, плательщик налогов, налоговый агент, руководитель юридического лица, экспортер, эмитент и др.[1, 85]

 

Субъективную  сторону правонарушения образует психическое  отношение правонарушителя к совершенному им противоправному деянию. Для признания противоправного деяния правонарушением, как уже говорилось ранее, необходимо наличие вины, т.е. осознание субъектом общественной опасности своего деяния. Вина характеризует также психическое отношение субъекта к ожидаемым результатам и последствиям противоправного деяния и выражается в двух формах – умысел и неосторожность.[4, 78]

 

Умысел характеризует крайнюю  форму негативного отношения  правонарушителя к обществу, государству, правам других лиц. Умысел проявляется  в том, что лицо не только осознает противоправность своего деяния и возможность  наступления в результате его  общественно опасных, вредных последствий, но и желает (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) возможность наступления этих последствий (ст. 10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

Значительная часть правонарушений может совершаться только умышленно. Например, нельзя осуществить по неосторожности, грабеж, разбой или изнасилование. Однако имеются и правонарушения, совершаемые без целей причинить кому-либо вред. Лицо действует так, что причиняет его вопреки своим желаниям и воле. Такая вина правонарушителя называется неосторожностью. При этом выделяют две формы неосторожности: небрежность и легкомыслие.

Информация о работе Административное правонарушение в Республике Беларусь