Административное правонарушение в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы это рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена. Основные задачи:

1. Выявление основных признаков административного правонарушения;

2. Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;

3. Выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и признаки административного правонарушения, посягающего на общественный порядок

Глава 2. Состав административного правонарушения

Глава 3. Виды административных правонарушений

Глава 4. Причины правонарушений. Борьба с правонарушениями

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1вар.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, понятна сложность  и дискуссионность вопроса о  причинах правонарушений. Актуальность и важность его обусловлена тем, что знание факторов, вызывающих противоправное поведение, определяют и средства их устранения. Один из вариантов осмысления в теоретической юридической науке проблемы причин правонарушений содержится в учебнике В.К. Бабаева. В нём говорится о том, что следует разграничивать причину, условия и поводы правонарушения. Причина правонарушений – это негативное явление, их вызывающее. Условия правонарушений это отрицательные обстоятельства, формирующие причину, влияющие на нее. Поводы – это отрицательные обстоятельства ситуативного характера, являющиеся толчком, стимулом для действия причины (обида, ревность, благоприятная ситуация, невнимательность либо вызывающее поведение потерпевшего и т.д.). Поводы провоцируют совершение правонарушения. Причина правонарушений – это стремление лица удовлетворить или проявить противоправным способом свои интересы, стремления, эмоции. Эта причина сопутствует всем правонарушениям в любое время, в любом обществе. Она существует объективно, так как объективны противоречия общественного развития. Условия правонарушений, формирующие причину, усиливающие или ослабляющие ее действие, крайне разнообразны, зависят от конкретной социальной действительности того или иного общества. Можно говорить о следующих условиях правонарушений современного белорусского общества: низкий уровень материальной жизни населения, кризис морали, низкий уровень правовой культуры граждан, различные виды отклоняющегося поведения (речь идет прежде всего об алкоголизме и наркомании), несовершенство законодательства, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов и др.[11, 450]

 

Таким образом, наличие правонарушений в современном белорусском обществе, их характер и уровень обусловливаются  целым комплексом негативных явлений (причиной и условиями). Преодоление  такого рода явлений – это и есть пути предотвращения правонарушений и борьбы с ними. Усилия и средства на этом поприще предстоит затратить колоссальнейшие, но промедление здесь обойдется каждому человеку и обществу еще дороже.

 

Борьба с правонарушениями включает в себя два основных направления – предупреждение совершения правонарушений и последовательную реализацию юридической ответственности за уже совершенные правонарушения. Для того чтобы предупреждать правонарушения, необходимо воздействовать на их причины. Поскольку последние коренятся в самом обществе, для их устранения необходим комплекс не только специально-юридических (правотворчество, правоприменительная деятельность правоохранительных органов), но и социальных мероприятий. Для успешной работы с правонарушениями необходимо представлять их состояние и тенденции развития. Необходимо также определить и объем усилий как материального, так и нематериального характера, которые должно тратить общество, государство на борьбу с правонарушениями.[4, c.205]

 

Одним из методов такой борьбы является юридическая ответственность за совершение правонарушений. Меры ответственности устанавливаются или конкретно за каждое определённое правонарушение или в форме перечня санкций, одна из которых применяется за конкретное правонарушение, с учётом обстоятельства дела.

 

Юридическая ответственность –  реакция на правонарушение. Правонарушение - основание ответственности; где  есть правонарушение, там есть (должна быть) ответственность; без правонарушения нет ответственности.

 

Ответственности присущи следующие функции:

 

·          превентивная (предупредительно-воспитательная): наказание  не только является карой за совершённое  преступление, но и имеет своей  целью исправление и перевоспитание осуждённых, а так же предупреждение новых преступлений, как осуждёнными, так и иными лицами

 

·          репрессивная (карательная)

 

·          компенсационная (восстановительная): взыскание с  правонарушителя причинённого вреда, компенсирует потери потерпевшей стороны, восстанавливая её имущественную сферу

 

·          сигнализационная

 

Все эти функции взаимосвязаны, проявляются в той или иной степени во всех видах ответственности, проявление одной из них невозможно без проявления других.

 

Уровень эффективности юридической  ответственности зависит от соблюдения ряда условий: высокой общей, политической и правовой культуры работников государственных органов и населения; высокого качества законодательства; наличие нравственных, правовых, политических противовесов произволу власти; наличия материальных, организационных, кадровых возможностей для исполнения законов; доверия народа к государству, его законодательным и судебным структурам.[11, 254]

 

Юридическая ответственность направлена на предупреждение правонарушений, воспитание уважения к закону, общественным и личным интересам и представляет собой определённые лишения для правонарушителя, тем самым выступая своеобразным мощным охранительным правовым механизмом, а не просто охранительным правоотношением.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В последние годы в Республике Беларусь было принято множество законов и других нормативных актов по организации и деятельности органов исполнительной власти. Однако порядок их функционирования, вопросы процедуры еще не нашли необходимого правового закрепления. Процессуальные нормы общего характера содержатся по существу лишь в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, в котором административная процедура лишь частично урегулирована. Рассмотрение органами исполнительной власти заявлений граждан по их индивидуальным делам, не носящим характера административных правонарушений, и в особенности нормотворческая процедура, не получило еще должного нормативного регулирования.

 

Административное право приобрело  современную цивилизованную форму  главным образом вследствие решающего  участия в административном процессе судов. Уберите контроль судов над администрацией, и мы получим не административное право, а административный произвол. В правовом государстве политический процесс, включая административный, если возникает спор о праве, заканчивается в суде. Одна угроза отмены судом незаконного решения администрации заставляет ее в большинстве случае действовать в рамках закона.

 

При возникновении спора между  частным лицом и администрацией встает вопрос: кто, учреждение или  суд, должен разрешить этот спор, т.е. кто из них имеет так называемую первичную юрисдикцию. Согласно доктрине первичной административной юрисдикции, учреждение имеет приоритет перед судом при разрешении вопросов факта в сфере, в которой оно является специалистом. Однако первоначальная юрисдикция исключительно по вопросам права, т.е. того, насколько верно учреждение истолковывает и применяет норму права, принадлежит судам. Вместе с тем, часто бывает трудно решить, является ли тот или иной вопрос исключительно вопросом права. В такого рода случаях суды предоставляют администрации возможность высказываться первой.

 

И в заключение, о социальной природе  противоправного поведения. Главное  в этом поведении – то, что  оно противоречит существующим общественным отношениям, причиняет или способно причинять вред правам и интересам граждан, коллективам и обществу в целом, препятствует поступательному развитию общества. Правонарушения различают по своей направленности, по вероятности наступления вредных последствий и их тяжести, по характеру вызвавших их мотивов, по целям правонарушений и т.д. Несмотря на все эти различия, правонарушения составляют одну группу явлений в социальном и правовом отношениях, так как обладают единой сущностью и сходными юридическими признаками.

 

В отличие от правомерных действий, которые могут быть прямо предусмотрены нормами права, а могут и вытекать в общей форме из "духа закона", противоправные действия должны быть четко сформулированы действующими правовыми нормами.

 

 

Список использованной литературы.

 

Источники

 

1.   Конституция Республики  Беларусь 1994 г. (с изменениями и  дополнениями, внесенными на референдумах 1996 г. и 2004 г.)

 

2.   Кодекс Республики Беларусь  об административных правонарушениях  21 апреля 2003 № 194-3.

 

3.   Уголовный кодек Республики  Беларусь/ Вступ. ст. А.И.Лукашова, Э.А.Саркисовой. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: Тесей, 2001. – 312 с.

 

Литература

 

1.  Крамник А.Н. Административно-деликтное  право. Общая часть: Пособие  для студентов вузов /А.Н.Крамник.  – Мн.: Тесей, 2004. – 288 с. 

 

2.  Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. - М.: ЗЕРЦАЛО-М, 1986.- 228 с.

 

3.  Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений.- М.,1986. – 256 с.

 

4.  Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. - М., 1985. – 305 с.

 

5.  Мурзилов А. И. Преступление и административное правонарушение. - М., 1985. – 258 с.

 

6.  Оксамытный В.В. Правомерное  поведение личности. - Киев, 1985.- 283 с. 

 

7.  Печеницын В.А. Состав административного  проступка и его значение в  юрисдикционной деятельности органов  внутренних дел. - Хабаровск, 1988. – 416 с.

 

8.  Словарь  административного права. - М., 1999. –  329 с. 

 

9.  Сухаркова  А.И., Постникова А.А. Административное  право Республики Беларусь –  Могилев.: «Могилевская областная  типография», 1999. – 172с. 

 

10.       Тархов В.А. Гражданские права и ответственность. - Уфа, 1996. – 222 с.


Информация о работе Административное правонарушение в Республике Беларусь