Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:04, контрольная работа
Исторически в правовой науке и в законодательстве сложилось два под-хода к пониманию административных правонарушений.
В конце XIX века значительно возросло количество административных актов, нарушающих права индивидов. Поэтому наиболее развитые государ-ства вынуждены были признать себя ответственными за действия своей ад-министрации, даже если эти действия совершались в соответствии с предос-тавленной ей компетенцией.
1.Административное правонарушение 3
1.1.Понятие административного правонарушения 3
1.2.Признаки административного правонарушения 7
1.3.Юридический состав административного правонарушения 11
2.Административная ответственность 21
2.1.Понятие и особенности административной ответственности 21
2.2.Признаки административного правонарушения 24
2.3.Виды административных наказаний 26
Список источников 30
Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя.
Признаки административного правонарушения следует отличать от элементов его состава. Совокупность признаков сама по себе состава правонарушения не образует, для его наличия необходимо присутствие всех его элементов.
Совокупность признаков
административного
Рассмотрение понятия
состава административного
В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных Кодексом об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение (например, незаконное врачевание (целительство), занятие проституцией, самоуправство). К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка - внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.
К субъективным элементам
состава относятся признаки, характеризующие
субъекта административного
Таким образом, состав административного правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Общим объектом административного
правонарушения являются общественные
отношения, возникающие в области
исполнительно-распорядительной деятельности
и регулируемые нормами административного,
а в ряде случаев конституционного,
экологического, таможенного, трудового,
земельного, финансового и других
отраслей права. В качестве родового
объекта административного
Каждый конкретный проступок имеет видовой, т.е. непосредственный, объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство граждан - при мелком хулиганстве). При этом в процессе правоприменения очень важно выявить конкретную норму права, запрет, законное требование, правило, стандарт, которые были нарушены и содержат описание непосредственного объекта посягательства.
Объективная сторона
состава характеризует
Действие - это активное
нарушение установленных
Бездействие - это пассивное поведение, связанное с несовершением лицом тех действий, которые оно обязано совершить в силу требования закона. Существуют правонарушения, совершаемые только путем бездействия, например предусмотренные ст. 12.17 КоАП РФ Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами".
Кроме того, в объективную сторону правонарушения помимо деяния включаются предмет, место и время, а также средства и способ совершения правонарушения.
Кроме указания на деятельную
сторону виновного субъекта административного
правонарушения в статьях Особенной
части КоАП РФ могут содержаться
прямые указания на конкретные критерии
проступка, такие, как: систематичность,
моральное и этическое
Данный аспект объективной стороны носит квалифицирующий характер, от которого зависит степень общественной опасности проступка виновного лица, и зачастую влияет на назначение более сурового наказания.
«Противоправность, негативные
последствия и причинно-
Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.
Все субъекты административного правонарушения могут быть разделены на три группы: общие, специальные и особые. При этом в различных ситуациях один и тот же субъект может быть и специальным, и особым (это относится, например, к должностным лицам).
Общим субъектом административного правонарушения является совершеннолетний гражданин Российской Федерации. Ответственность таких субъектов наступает по общим правилам, без каких-либо особенностей.
В административном праве
термином "гражданин" обозначается
лицо (человек), не состоящее с органом
государственного управления в трудовых
или государственно-служебных
Административной
Специальным субъектом
административного
Особыми субъектами административного
правонарушения являются лица, привлечение
к ответственности которых
Субъективная сторона
административного
Административное
Административное
Традиционная концепция вины как психического отношения лица к совершенному им деянию малоприменима к определению виновности юридических лиц. Юридическое лицо является абстрактной конструкцией, а не реально существующим субъектом, поэтому как таковое не осуществляет никакой психической деятельности.
В связи с этим в
научной литературе и в нормативных
документах предлагались различные
подходы к определению вины юридических
лиц. Так, распространенным является понимание
вины юридических лиц как
В науке административного
права имеет место и иной подход
к вине юридического лица. Он основан
на приоритете объективного аспекта
в деятельности юридического лица.
При таком рассмотрении вина юридического
лица определяется как "комплекс негативных
элементов, характеризующихся
Эта концепция оказалась
положена в основу законодательного
определения вины, данного в ч.
1 ст. 2.1 КоАП РФ: юридическое лицо признается
виновным в совершении административного
правонарушения, если будет установлено,
что у него имелась возможность
для соблюдения правил и норм, за
нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской
Федерации предусмотрена
Суть данного подхода
заключается в определении
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 апреля 2005 г. N 119-О10 указал, что положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
Несмотря на указание
в КоАП РФ на необходимость установления
вины юридических лиц для
Фактически практика
применения нормы, содержащейся в ч.
2 ст. 2.1 КоАП РФ, в настоящее время
достаточно противоречива, причем не только
должностные лица органов исполнительной
власти, но и суды в схожих ситуациях
нередко принимают
Информация о работе Административное правонарушение и административная ответственность