Административное право России как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является- изучение административного право как отрасль Российского права.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, метод, предмет административного права;
- рассмотреть основные источники и нормы административного права;
-проанализировать соотношение административного права с другими отраслями Российского законодательства .

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Административное право России как отрасль российского права…..5
1.1. Понятие ,предмет и методы Административного права РФ ……....5
1.2. Система административного права России………………………..10
2. Нормы и источники административного права…………………….13 . 2.1Административно-правовые нормы ……………………...…………..13
2.2. Обзор основных источников административного права…………16
3. Соотношение административного права с другими отраслями права………………………………………………………………………………18
Заключение …………………………………………………………...…..22
Список используемой литературы…………………………………….....23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по административному 2003.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1.Административное право России как отрасль российского права…..5

1.1. Понятие ,предмет и методы  Административного права РФ ……....5

1.2. Система административного права России………………………..10

2. Нормы и источники административного права…………………….13                                                                                                       .        2.1Административно-правовые нормы ……………………...…………..13

2.2. Обзор основных источников административного права…………16

3. Соотношение административного права с другими отраслями права………………………………………………………………………………18

Заключение …………………………………………………………...…..22

Список используемой литературы…………………………………….....23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В демократическом  государстве формирование деятельности административной ветви государственной  власти должны быть чётко урегулированы  юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти.

Административно право – важнейшая отрасль  правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объём государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.

Эта отрасль  публичного права закрепляет права  и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему  госадминистрации, полномочия её структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Административное  право – одна из самых объемных по своему содержанию, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также «управленческий разрез» всех сфер экономического и социального развития.

Самостоятельность отрасли административного права  означает, что оно имеет собственный  предмет и метод правого регулирования. Публичность означает то, что административное право регулирует общественные отношения, которые представляют в первую очередь интересы общества и государства.

Целью данной курсовой работы является- изучение административного  право как отрасль Российского права.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие, метод, предмет административного права;

- рассмотреть основные источники и нормы административного права;

-проанализировать соотношение административного права с другими отраслями Российского законодательства .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Административное право России как отрасль российского права

1.1.Понятие ,предмет и методы  Административного права РФ

 

Административное  право как отрасль в системе российского права играет одну ведущих ролей в регулировании общественных отношений. В сфере его регулирующего воздействия находятся отношения, которые складываются по поводу организаций и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов.

Эта деятельность непосредственно связана с реализацией целей, задач и функций исполнительной власти, которая обеспечивает повседневное государственное управление обществом. Отсюда, как в России, так и за рубежом, административное право нередко называют "правом исполнительной власти", "управленческим правом", "правом государственного управления".

Решение основных задач исполнительной власти по непосредственной реализации целей и приоритетов  государственного управления обществом  возложено на государственную администрацию, которая представляет государство в повседневных отношениях с частными лицами.

 Государственная  администрация являет собой систему  государственных органов (с их  персоналом в лице государственных  служащих), осуществляющих "администрирование", т.е. организаторскую, управленческую деятельность путем реализации закрепленных в правовых нормах функций и исполнительно-распорядительных полномочий.

Административное  право призвано обеспечить эффективность  и правовую силу государственной  администрации в процессе управления делами государства. Оно наделяет ее прерогативами государственной власти, которыми не располагают частные лица. Эти прерогативы придают отношениям, регулируемым административным правом, характер неравноправных отношений "власть-подчинение". Не имея легитимных властных полномочий государственная администрация вряд ли могла бы обеспечивать верховенство общественных интересов, принуждать к их соблюдению в случае конфликта с частными интересами, пренебрегающими общественным благом.

Административное  право, следовательно, выступает одновременно как средство реализации государственной воли в отношениях "исполнительная власть - частное лицо" и как средство защиты частных лиц, от возможного произвола государственной администрации. В его задачу входит обеспечить справедливый баланс интересов в повседневных отношениях "государство - частное лицо", в том числе в тех из них, которые приобретают конфликтную форму.

Таким образом, административное право - это отрасль  публичного права, представленная системой юридических норм, которые регулируют организацию государственной администрации, ее функционирование и порядок ее взаимоотношений с частными лицами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства.

В этом определении  выделяются три основных аспекта, выражающих сущность административного права:

-административное право - это отрасль публичного права, которое регулирует отношения неравноправных сторон и отличается от частного права, основанного на равноправии его субъектов. В публичном праве властный субъект может предписывать определенные варианты поведения другим его субъектам, требовать от них точного соблюдения предписаний правовых норм и применять к нарушителям меры юридической ответственности;

-административное право устанавливает порядок формирования органов исполнительной власти, структуру, компетенцию этих органов, способы их взаимодействия между собой, формы и методы их функционирования, процедуры правоприменительной и правоохранительной деятельности и т.д.;

-административное право определяет порядок отношений государственной администрации с частными лицами, их взаимные права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей и нарушение запретов, способы защиты нарушенных прав и гарантии беспристрастного и справедливого осуществления исполнительной власти в процессе государственного управления.

Социальная  и юридическая ценность административного  права состоит в том, что оно  упорядочивает административные взаимоотношения  в сфере государственного управления, подчиняет деятельность государственной администрации закону и гарантирует защиту прав частных лиц от административного произвола.

Административное  право - отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

Предмет административного права - общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников выделяются следующие наиболее типичные их виды:

а) междусоподчиненными  субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и  нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и • учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными  объединениями;

 з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Категория "предмет  административного права" характеризует сферу правового регулирования, а понятие "метод административного права" раскрывает средства этого регулирования. Оно обозначает способы воздействия на волю и поведение участников управленческих отношений.

Среди таких  методов можно выделить:

    • метод властных предписаний или императивный метод,

предполагающий  неукоснительное выполнение требований, приказов, команд, запретов органов  и должностных лиц государственной  администрации. В соответствии с  императивным методом отношения  строятся на подчинении одного их участника воле другого. Эти отношения характеризуются юридическим неравенством сторон: одна из них в лице органов исполнительной власти наделена государственно-властными распорядительными полномочиями по отношению к другой. Юридическое неравенство обусловлено не только подчиненным положением одной из сторон, но и различием их задач, целей, ролей. Органы исполнительной власти в интересах общего блага вправе принимать юридически обязательные решения, контролировать их исполнение и в предусмотренных законом случаях применять административное принуждение;

    • метод рекомендаций предполагает, что рекомендации субъекта

исполнительной  власти приобретают правовую силу при  условии их принятия другим участником административно-правовых отношений. Рекомендации могут высказываться в ходе консультаций по решению тех или иных управленческих проблем либо в актах, издаваемых органами государственной администрации. Они носят характер наставлений, советов другой стороне по поводу того как ей поступить, какой вариант поведения выбрать в определенной ситуации;

    • метод согласования или координации используется, как правило,

в отношениях между  субъектами, не находящимися в прямом подчинении. Координация осуществляется обычно на основе правовых актов, которые  устанавливают ее цели, участников, пределы и т.д. Координационные функции могут возлагаться на специально созданные для этой цели правительственные и межведомственные органы (комиссии). Правовыми формами координации являются: принятие совместных нормативно-правовых актов, издание органом - координатором правовых актов, определяющих права и обязанности координируемых субъектов; визирование проектов документов, составление планов совместных мероприятий и т.д..

В административном праве, как и в других отраслях права, используют три основных средства правового регулирования:

 

-предписания, т.е. возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

-запреты, т.е. возложение юридической обязанности не совершать те или иные действия, предусмотренных правовой нормой;

-дозволения, т.е. юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Для административного  права наиболее характерны прямые средства регулирования - предписания и запреты. Их преобладание обусловлено тем, что ядром административно-правовых отношений являются отношения власти-подчинения. В них одной стороне предоставлен определенный объем властных полномочий по отношению к другой стороне. Эти полномочия реализуются, прежде всего, путем предписания определенного порядка действий либо запрещения определенных действий под угрозой применения соответствующих санкций. Метод дозволения предоставляет субъектам административного права возможность выбирать один из вариантов должного поведения, либо действовать по своему усмотрению в рамках правовой нормы.

Информация о работе Административное право России как отрасль российского права