Административное принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Существенную роль в охране прав и свобод граждан призваны играть правоохранительные и иные органы, которые наделены соответствующими государственными полномочиями оперативно и своевременно реагировать на происшествия и другие события, в силу которых они вынуждены в отдельных случаях применять различные меры принудительного воздействия в целях предотвращение и пресечения противоправных действий и недопущения наступления общественно опасных последствий.
К таким мерам можно и отнести административное принуждение, которое рассматривается в данной курсовой работе.

Вложенные файлы: 1 файл

В современном мире уровень преступных посягательств возрос в несколько раз.docx

— 58.14 Кб (Скачать файл)
  • останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

  • с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осуществлять осмотр транспортных средств и грузов;

  • производить досмотр транспортных средств (при подозрении, что они используются в противоправных целях) и др.

Характерные особенности личного досмотра и досмотр вещей в том что он проводится уполномоченным на то должностным лицом (ОВД, таможни, и т.д.) как правило в присутствии двух понятых и досматриваемого одного и того же пола, однако закон разрешает досмотр и без досматриваемого «в случаях не терпящих отлагательства». О досмотре закон обязывает составить протокол, либо соответствующую надпись7.

Следует отметить, что досмотр и осмотр как меры административного принуждения известны административному законодательству фактически с первых лет установления советской власти.

Административный надзор устанавливается в целях наблюдения за поведением лиц, ранее судимых, оказания на них необходимого воспитательного воздействия, предупреждения новых преступлений.

Эта мера применяется в отношении некоторых категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В одних случаях надзор устанавливается при их освобождении по мотивированному постановлению начальника учреждения уголовно-исполнительной системы, в котором указываются основания для установления надзора и срок надзора. Постановление направляется в орган внутренних дел по избранному поднадзорным месту жительства. В других случаях такое постановление выносит начальник органа внутренних дел. Основанием для установления административного надзора в отношении особо опасных рецидивистов является вступивший в законную силу приговор, по которому данное лицо признано особо опасным рецидивистом.

Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года; он может быть продлен каждый раз ещё на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное преступление. Продление административного надзора осуществляется органами внутренних дел, о чем они уведомляют прокурора.

 

 

 

 

Административно-пресекательный меры

Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствия. Эти меры достаточно многообразны и осуществляются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах управления. Наиболее типичные из них связаны:

    • с требованием прекратить противоправное деяние
    • административным задержанием лица, совершившего административное правонарушение

Наиболее широкими полномочиями по применению мер административного пресечения обладают органы внутренних дел (полиция). Меры административного пресечения не являются реализацией института административной ответственности, не содержат в себе тех ограничений прав физических и юридических лиц, которые свойственны административным наказаниям.

В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер административного пресечения.

Так, Пикотин М.И. относит к админитративно-пресекательным мерам следующие:

- Задержание применяется  как средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее  общественную нравственность) для  доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления  протокола (акта) о правонарушении.

- Арест и изъятие имущества  применяются в отношении предметов, находящихся в неправомерном  владении (например, незаконных средств  охоты, рыбной ловли).

- Приостановление работ  может быть применено в отношении  предприятий, допускающих такие  нарушения установленного порядка  деятельности, которые угрожают  здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных  и санитарных правил.) Особым случаем  такого приостановления является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения.

- Временное отстранение  от работы используется как  средство административного пресечения  в отношении лиц, состояние здоровья  которых угрожает окружающим, а  также в отношении водителей  средств транспорта, находящихся в состоянии опьянения.

- Требования прекратить  неправомерное поведение может  применяться управомоченными на  то органами управления в случае  обнаружения такого поведения (нарушений  общественного порядка и др.) Такого  рода требование носит юридически  обязательный характер, его невыполнение  влечет за собой надлежащую  ответственность.

- Ликвидация результатов  неправомерных действий является  средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос  самовольно возведенных строений.

- Принудительное лечение  может применяться в отношении  лиц, больных венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших  общественно - опасные деяния.

Ряд авторов (Еропкин М. И.) одной из мер административного пресечения считает применение оружия.

 

 

2.3. Меры административной ответственности

Административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение. Административная ответственность выражается в применении полномочным государственным органом (должностным лицом) предусмотренных действующими нормами административного права конкретных административно-правовых санкций к физическим и юридическим лицам, виновным в совершении особого рода правонарушения – административного правонарушения. 

Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую базу. В настоящее время основные нормы, относящиеся к ее регламентации, содержатся в КоАП, в Таможенном кодексе РФ, а также в ряде иных федеральных законодательных актов. В их числе в первую очередь следует назвать Налоговый кодекс РФ (Общая часть), содержащий составы налоговых правонарушений административно-правового характера. Содержатся такого рода нормы и в иных законодательных и подзаконных правовых актах (например, об архитектурной деятельности, об охране различных видов природных ресурсов и т.п.).

В принципе действует правило, в соответствии с которым все административно-правовые нарушения должны быть включены в КоАП.

Однако полная кодификация законодательства в этой области не осуществлена. Поэтому не включенные в содержание КоАП нормы действуют непосредственно, но в соответствии с положениями, закрепленными в КоАП.

Цели административной ответственности вытекают из определенных КоАП задач законодательства об административных правонарушениях.

Они состоят в защите личности, охране прав и свобод человека и гражданина, здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности, собственности, окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, прав юридических лиц и их объединений от административных правонарушений, а также в предупреждении их совершения. Соответственно этим целям в КоАП формулируются составы конкретных административных правонарушений.

Категория субъектов административной ответственности подлежит боле подробному рассмотрению. В Российской федерации административной ответственности подлежат не только физические, но и юридические лица.

Статья 2.3 КоАП предусматривает возможность наступления административной ответственности в отношении лиц, совершивших административное правонарушение по достижении ими 16-летнего возраста. Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.

Дела о правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются специальными органами, основной целью деятельности которых является защита прав несовершеннолетнего лица.

КоАП говорит об общих положениях административной ответственности отдельных категорий субъектов: должностных лиц, военнослужащих, иностранных граждан.

Чтобы быть субъектом административной ответственности, физическое лицо должно отвечать критериям вменяемости. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.(статья 2.8. КоАП РФ).

Мерой ответственности применительно к юридическим лицам может служить только административное наказание.

Наиболее распространенным видом административного наказания, применяемого к юридическим лицам, в настоящее время остается штраф, исчисляемый как в абсолютном, так и в относительном размере. Возможно также применение таких мер, как предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, их конфискация (ст. 3.2 КоАП).

Основаниями освобождения от административной ответственности являются малозначительность совершенного административного правонарушения и действия в состоянии крайней необходимости

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершениеадминистративного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем утверждена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;

  • административный штраф;

  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

  • административный арест;

  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;

  • дисквалификация;

  • административное приостановление деятельности.

  • обязательные работы

Рассмотрим некоторые виды административного наказания.

Административный штраф - это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия и может применяться только в качестве основного административного наказания. Административный штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Так, для граждан его размер не может превышать 5 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб., для юридических лиц — 1 млн руб.

Административный штраф может выражаться также в величине, кратной:

  • стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

  • сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов либо таможенных пошлин;

  • сумме незаконной валютной операции;

  • сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании;

  • сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке;

  • сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;

Информация о работе Административное принуждение