Административное принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа имеет своей целью закрепить, углубить и расширить теоретические знания по теме «Административное принуждение».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. изучить понятие административного принуждения, его отличительные черты;
2. дать характеристику административно-предупредительным и администра-тивно-пресекательным мерам принуждения;
3. проанализировать меры административной ответственности и обеспече¬ния административного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Понятие, отличительные черты административного
принуждения
ГЛАВА 2 Административно-предупредительные и административно-
пресекательные меры принуждения
ГЛАВА 3 Меры административной ответственности и обеспечения
административного процесса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Административное принуждение.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Административно-предупредительные  меры могут быть классифицированы по сходным признакам, по разным основаниям и целям применения.

На основании классификации  мер по целям применения выделяют две группы мер административного принуждения.

К первой группе относятся  меры, которые применяются в целях  предупреждения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий, в частности:

  • введение карантина (специального режима въезда и выезда в местности, пораженной эпидемией);
  • таможенный досмотр (проверка вещей при переезде через государственную границу с целью предупреждения контрабанды);
  • закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы в случае аварии, происшествия, проведения массовых мероприятий; досмотр транспортных средств и другие.

Ко  второй группе мер предупреждения относятся  меры, которые имеют целью предупредить правонарушение, им присуща четко выраженная профилактическая направленность. Такими мерами являются: проверка документов, удостоверяющих личность; контрольные и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения.

Итак, меры административного  предупреждения являются разновидностью административно-принудительных средств воздействия. Их главной особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности.

К административно-предупредительным  мерам относят:

-   административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

-  таможенный досмотр;

-  спецконтроль пассажиров и судов гражданской авиации;

-  привод, регистрация и  официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения;

-  изъятие огнестрельного оружия у лиц страдающих психическими заболеваниями;

-  проверка документов (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне);

- предрейсовое освидетельствование водителей автомототранспорта;

-  закрытие границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной эпидемией;

-  прекращение движения транспорта при ремонте дорог, электрокабелей;

-  ограничение движения транспорта при авариях, овалах, обрывах линий электропередач;

-   убой животных в случаях заболевания их заразными болезнями;

-   уничтожение недоброкачественных продуктов питания;

-   ограничение права водопользования.

Меры административного  пресечения (административно-пресекательные) - это способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также обеспечивающие возможность последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности. Цель пресечения - прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Различают общие, специальные и процессуальные меры пресечения   [2, с. 199].

К общим мерам относятся:

  • требование прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции);
  • превентивное задержание;
  • принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
  • временное отстранение от работы инфекционных больных.

Специальные меры пресечения - сотрудники милиции и других специальных служб обладают правом применять специальные средства: наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные технические средства, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта и другие, а также служебных животных для:

  • отражения нападения на граждан и работников милиции;
  • освобождения заложников;
  • пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям работников милиции и иных лиц, выполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предотвращению и пресечению правонарушений и тому подобное.

Работники милиции имеют  право  использовать огнестрельное  оружие. Согласно ст.21 Закона Республики Беларусь «О милиции» от 26 февраля 1991г. оружие применяется для:

  • защиты граждан и самозащиты от нападения, угрожающего смертью или причинением вреда здоровью, либо для предотвращения такого нападения или захвата оружия работника милиции;
  • освобождения заложников;
  • пресечения общественно опасных действий, угрожающих жизни, здоровью или имуществу людей, а равно для задержания лиц, совершивших такие действия и пытающихся скрыться;
  • пресечения группового или вооруженного нападения на здания занимаемые ОВД, охраняемые объекты, войсковой или служебный наряд ОВД, а также иные объекты, сопровождающегося поджогами, разрушениями и попытками завладения огнестрельным оружием;
  • задержания лица, оказавшего вооруженное сопротивление либо совершившего тяжкое преступление или побег из-под стражи, а также вооруженного лица, отказавшегося выполнять законные требования о сдаче оружия, в том числе и предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений [5].

К процессуальным мерам  пресечения относятся: доставление, привод, задержание, личный досмотр, досмотр вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, его задержание, арест имущества.

Главная их цель состоит  в прекращении противоправного  поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя  вести себя правомерно, в рамках, установленных правил.

Применяя меры пресечения, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности и целесообразности: избирать такие средства, которые действительно необходимы для предотвращения вредных последствий [2, с. 202].

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

Меры административной ответственности и обеспечения  административного процесса

Меры административной ответственности - это форма реагирования государства на правонарушения, которая  проявляется в применении полномочными органами (должностными лицами) конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) в пределах и порядке, установленных государством, по отношению к виновным лицам, совершившим правонарушения [1, с. 210].

Административная ответственность обладает специфическими признаками, к которым относятся:

  • основанием для наступления административной ответственности является административное правонарушение, а иногда неправомерное деяние вообще;
  • она менее сурова, чем уголовная, и не влечет судимости лица и увольнения с работы;
  • она состоит в применении к субъектам административных взысканий;
  • субъектами административной ответственности являются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели);
  • административная ответственность имеет всеобщий характер, так как правила, нарушение которых влечет административную ответственность, являются обязательными для всех граждан;
  • существует особый порядок привлечения к административной ответственности, который отличается сравнительной простотой, что делает процедуру оперативной и экономичной, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществляя права на защиту;
  • она урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют основу административной ответственности.

Административная ответственность  выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные  работы;

4) административный  арест;

5) лишение специального  права;

6) лишение права  заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9) взыскание  стоимости предмета административного  правонарушения.

1. Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.

2. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.

3. Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

4. Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом.

6. Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.

7. Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

8. Депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

9. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Итак административное взыскание - это "мера наказания, применяемая  уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а предусмотренных законом случаях народными судами (народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями к лицам, виновным в совершении административного проступка.

Административная ответственность - это правовая ответственность.Она  устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права, в отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная законодательством о труде; а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях нормами административного права.

В соответствии со ст.8.1. ПИКоАП в целях пресечения административного правонарушения, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении допускается применение следующих мер обеспечения административного процесса:

  1. Административное задержание физического лица. Согласно ст.8.2. ПИКоАП административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения и в доставлении его в орган, ведущий административный процесс [6].

Административное задержание физического лица применяется в  целях:

  • пресечения противоправной деятельности;
  • составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;
  • установления личности;
  • обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;
  • пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;
  • обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

Информация о работе Административное принуждение