- имеющие только или в основном административно-предупредительный характер;
- имеющие многофункциональный характер: предупредительные, пресекательные и обеспечительные.
Вторая предложена
М.И. Еропкиным в конце 50-х годов
и получила наибольшее распространение.
В ней говорится о существовании
трех видов мер административного
принуждения: пресечения, взыскания, предупреждения.
Подробно рассмотрим
каждую меру административного принуждения.
Административно-предупредительные
меры
"Административно-предупредительные
меры имеют широкий и разветвленный
функциональный характер, при этом
главная их цель - предупредить
вредные, опасные для жизнедеятельности
общества явления, последствия и правонарушения".[12].
И.И.Мах отмечает
в своем определении, что данные меры могут применяться
только "в случаях возникновения чрезвычайных
ситуаций, вызванных стихийными бедствиями
природного характера (наводнения, ураганы,
землетрясения и т.п.), техногенными авариями,
эпидеями, эпизоотиями и др.".
Особенности административно-предупредительных
мер:
- Административно-предупредительные меры являются средством охраны общественного порядка и безопасности.
- Административно-предупредительные меры применяются с целью предупредить возможность совершения правонарушения.
- Как правило, административно-предупредительные меры не связаны с совершением административного правонарушения.
- Административно-предупредительные меры предшествуют применению иных мер.
К административно-предупредительным
мерам относят:
- введение карантина;
- таможенный досмотр;
- закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы в случае аварии, чрезвычайного происшествия, проведения массовых мероприятий;
- досмотр транспортных средств;
- принудительное медицинское освидетельствование физического состояния лиц, санитарного состояния предприятий торговли и общественного питания;
- принудительное выселение из домов, находящихся в аварийном состоянии; реквизиция имущества;
- досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа этих судов;
- пожарный надзор;
- регистрация оружия, транспортных средств;
- проверка документов, удостоверяющих личность;
- досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения и др. (И.И.Мах)
А.Н.Крамник
классифицирует административно - предупредительные меры более
широко и выделяет меры:
- не допускающие наступления нежелательных вредных последствий;
- предупреждающие совершение правонарушений;
- преследующие первые и вторые цели, т.е. являющиеся совмещенными.
Однако Д.А. Гавриленко
и С.Д. Гавриленко выделяют лишь два
вида мер по цели применения:
- меры, которые применяются в целях предупреждения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий;
- меры, которые имеют целью предупредить правонарушение.
Л.Л.Попов и
Ю.М.Козлов подразделяют меры на четыре
вида:
- меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий;
- меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений;
- меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей;
- лечебно-предупредительные меры.
Относительно
данной классификации А.Н. Крамник
отмечает, что "третий и четвертый виды
мер по существу идентичны по своему назначению
первому виду. Поэтому выделение их в отдельные
виды вряд ли можно считать достаточно
обоснованным".
Административно-предупредительные
меры принуждения могут быть классифицированы и по другим
критериям, например по органам, их применяющим.
Основания для применения административно-предупредительных
мер обычно связывают с наступлением особых
обстоятельств, предусмотренных в законодательстве.
Итак, меры административного
предупреждения являются разновидностью
административно-принудительных средств
воздействия.” Их главной особенностью
является четко выраженный профилактический
характер, что позволяет использовать
эти меры для предупреждения правонарушений,
обеспечения общественной безопасности
в специфических условиях, когда интересам
общества создается известная угроза,
в то же время, меры административного
предупреждения применяются при отсутствии
правонарушений, в особых или чрезвычайных
обстоятельствах. Реальных правонарушений
при этом нет, но они могут появиться, если
не будут применены меры административного
предупреждения, что позволяет им быть
важнейшим средством превенции административных
и иных правонарушений.
Меры
административного пресечения
"В принудительной
деятельности государственной администрации
главное-пресечение. Только она
имеет необходимые кадровые, материальные, информационные
ресурсы, чтобы своевременно выявить
и прекратить противоправные действия.
Использование пресекательных средств
позволяет предотвратить новые нарушения
(главная цель), новые вредные последствия,
привлечь виновных к ответственности
(дополнительная цель)". [8].
Д.Н. Бахрах подчеркивает, что
"фактическим основание пресечения
является правонарушение, виновное противоправное
действие. Но меры пресечения используются
и для прекращения объективно-противоправных
невиновных действий, совершаемых лицами
невиновными, неделиктоспосбными".
Особенностью
мер пресечения также является "широкий
круг субъектов, в отношении которых могут
быть использованы меры административного
пресечения".[12]. Также они отмечают, что "пресечение
осуществляется как в интересах общества,
государства, так и интересах самого нарушителя,
« а также, что "меры пресечения могут
нарушать и физическую неприкосновенность
граждан".
Юридическим фактом,
влекущим принуждение, в данном случае
является само нарушение, для прекращения
которого должностное лицо предпринимает
определенные действия. Эти действия также являются правовыми
актами исполнительной власти.
Однако единого
нормативного акта, регулирующего систему
мер административного пресечения,
основания и порядок их применения, нет. Пресекательная деятельность
регламентируется многими законами и
подзаконными актами.
К особенностям
мер административного пресечения
И.И.Мах относит "своеобразие проявления
объективной связи "неправомерное
действие - административное принуждение",
которое заключается в одновременном,
одномоментном существовании элементов данной системы.
Анализ юридической
литературы показывает, что практическое
единодушие ученых правоведов относительно
выделения мер административного
пресечения в самостоятельную группу
компенсируется различием взглядов
на их перечень. Весьма разнообразная система применяемых мер
пресечения является благоприятной почвой
для выдвижения их различных классификаций.
Так, Д.Н.Бахрах, исходя из цели и
образа воздействия, различает общие,
специальные и процессуальные меры пресечения.
К общим мерам он относит:
- требование прекратить противоправные действия;
- превентивное задержание;
- принудительное лечение страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
- временное отстранение от работы инфекционных больных, а также лиц, находящихся в болезненном или ином состоянии, препятствующем безопасному выполнению окружающими их обязанностей;
- запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
- запрещение или ограничение дорожных ремонтно-строительных работ, которые представляют опасность для людей, строений, дорожного движения;
- приостановление работы предприятия в случае грубых нарушений правил пожарной безопасности и др.
К специальным
мерам:
- применение приемов боевой борьбы;
- использование служебных собак; воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т.д.);
- использование огнестрельного оружия, боевой техники.
Эти специальные
средства применяются с целью:
- отражения нападения на граждан и работников милиции;
- освобождение заложников;
- отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства независимо от их принадлежности либо освобождения захваченных объектов;
- пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям работников милиции и иных лиц, выполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предотвращению и пресечению правонарушений;
- задержания и доставления в милицию или иное служебное помещение лиц, совершивших правонарушение или отказавшихся удостоверить свою личность, а также конвоирования и содержания задержанных и подвергнутых аресту, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а равно имеются основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе;
- пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;
- обеспечения режима чрезвычайного или военного положения;
- осуществления охранно-режимных мероприятий в отселенных зонах радиоактивного загрязнения.
Вид специального
средства и интенсивность его применения определяются
работником милиции самостоятельно с
учетом складывающейся обстановки, характера
правонарушения и личности правонарушителя.
Процессуальные
меры пресечения названы в ст. 239-246
и других статьях КоАП. К этим
мерам относятся: доставление, привод, задержание
правонарушителя, личный досмотр, досмотр
его вещей и документов, отстранение от
управления транспортными средствами,
задержание, арест имущества. Особая цель
их применения-обеспечить нормальный
ход производства по делам об административных
правонарушениях.
А.Н.Крамник
не соглашается с мнением Д.Н.Бахраха
о включении процессуальных мер
в систему мер пресечения. Полагая,
что правильнее было бы под названием
" Меры обеспечения административного
процесса" считать их самостоятельным видом мер административно-правового
принуждения. Так, А.Н.Крамник исходя из
способов и средств меры пресечения могут
быть разделены на три вида:
- меры, выражающиеся в принудительных действиях;
- меры, применяемые с использованием средств;
- вынесение специальных правовых актов (предписаний).
К первому виду
относится:
- требование прекратить совершение противоправного деяния;
- задержание;
- помещение в медицинский вытрезвитель;
- досмотр;
- осмотр;
- вхождение в жилые и нежилые помещения и другие места;
- изъятие предметов;
- отстранение от управления транспортным средством;
- отстранение от работы;
- обследование;
- воспрепятствование проезда через государственную границу;
- опечатывание;
- прекращение групповых беспорядков;
- выдворение.
Вторую группу
составляют так называемые специальные, особые меры пресечения.
Они применяются с использованием специальных
средств, физической силы, огнестрельного
оружия. По этой причине их можно разделить
на три подвида:
- использование специальных средств;
- применение физической силы;
- применение огнестрельного оружия.