Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:24, доклад
1. Административное регулирование и контроль за экономической деятельностью на уровне федерации и штатов.
С конца XIX века законодательная деятельность США вошла в новую фазу своего развития. В 1776 году, когда была провозглашена Декларация независимости США, Адам Смит в своем знаменитом труде "О природе и причинах богатства и бедности народов" выдвинул тезис, что государ¬ственное регулирование цен, заработков, объема производ¬ства и т.п. сдерживает инициативу людей в создании и умножении богатства. Он считал, что человеку должна быть предоставлена возможность абсолютно свободно заниматься любимым делом.
2) аппаратов Конституционного совета, Верховного суда и иных судов Республики Казахстан;
3) Правительства, канцелярии премьер-министра, центральных исполнительных органов Республики Казахстан;
4) аппаратов местных
5) местных исполнительных органов Республики Казахстан.
Важнейшим аспектом регламентации института административных процедур следует признать закрепление перечня принципов установления административных процедур:
1) законности;
2) подчинения нижестоящих
государственных органов и
3) равенства всех перед законом и судом;
4) приоритета прав и
свобод граждан, недопустимости
проявлений бюрократизма и
5) обязательности для
всех граждан, организаций и должностных
лиц предусмотренных
6) взаимной ответственности и баланса интересов личности, общества и государства;
7) учета общественного
мнения и гласности при
8) поддержания авторитета
государственной власти и
9) единства требований административных процедур для государственных органов всех уровней;
10) четкого разграничения
и согласованного
11) экономичности и эффективности.
Осуществление органами государственной власти и местного самоуправления публичных функций опосредуется необходимостью принятия правовых актов. Правовой акт государственных органов относится к актам индивидуального применения, является письменным официальным документом установленной формы, рассчитан на одноразовое либо иное ограниченное применение; распространяется на определенное лицо либо иной определенный круг лиц в рамках законодательно регламентированной ситуации; устанавливает, изменяет, прекращает или приостанавливает права и обязанности определенного лица или иного ограниченного круга лиц.
Правовой акт государственных органов должен отвечать следующим требованиям:
1) он не должен противоречить
Конституции Республики
2) его структура должна
обеспечивать исчерпывающее
3) в нем должно быть
четко изложено содержание
4) правовые акты, требующие
реализации на нижестоящих
Бесспорно, принятые правовые акты органов государственной власти достигают эффективности действия исключительно в условиях их последовательного применения и исполнения. Организация исполнения правового акта заключается в выработке и принятии уполномоченными государственными органами (должностными лицами) организационных мер по своевременному и исчерпывающему исполнению принятого решения. В случае необходимости для обеспечения исполнения правового акта уполномоченный государственный орган (должностное лицо) разрабатывает и утверждает план организационных мероприятий по его исполнению, который доводится до непосредственных исполнителей. Если в правовом акте не определены конкретные сроки его исполнения и непосредственные исполнители, то они устанавливаются государственным органом -- исполнителем или вышестоящим органом и незамедлительно доводятся до сведения непосредственных исполнителей.
В целях своевременного и исчерпывающего исполнения принятых решений государственный орган или должностное лицо осуществляет контроль за их исполнением, который подразделяется:
1) на контроль за исполнением
правовых актов (мероприятий, выполнение
которых ими предусмотрено). В
этом случае на контроль
2) контроль за исполнением
поручений руководящих
3) внутренний (в пределах
соответствующего
При этом внешний контроль осуществляется вышестоящими государственными органами и должностными лицами либо специально уполномоченными на такой контроль государственными органами.
Контроль производится путем:
1) истребования необходимой информации;
2) заслушивания и обсуждения
отчетов и докладов об
3) ревизии и иных форм документальной проверки;
4) проверки с выездом на место;
5) другими не противоречащими законодательству способами.
Особое место среди административных процедур занимают процедуры защиты прав и законных интересов граждан. Закон Республики Казахстан «Об административных процедурах» предъявляет определенные требования к процедурам реализации прав граждан:
1) порядок реализации прав, при котором граждане обязаны предоставлять государственным органам и должностным лицам минимальное число документов, подтверждающих юридически значимые факты;
2) минимальный срок реализации прав и обеспечения законных интересов граждан;
3) минимальное число инстанций,
с которыми согласовывается
4) заблаговременное извещение
граждан о месте и времени
рассмотрения дела
5) возможность ознакомления
с материалами дела, связанными
с рассмотрением обращения, а
также личного участия
6) ведение дела по обращению гражданина одним и тем же должностным лицом;
7) недопущение случаев, когда
рассмотрение обращения
Более того, процедуры реализации прав граждан не должны допускать:
1) обращения жалобы во вред лицу, подавшему жалобу, или в интересах которого она была подана;
2) направления обращений должностным лицам, действия которых обжалуются в обращении;
3) возможности разглашения без согласия граждан сведений об их частной жизни, личной и семейной тайне;
4) установления данных о личности гражданина, не относящихся к обращению.
Совершенно иные подходы к осуществлению административной процедуры заложены в Законе Кыргызской Республики от 1 марта 2004 г. № 16 «Об административных процедурах»13.
Под административными процедурами следует понимать нормы, определяющие основания, условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешения административных дел, которые включают в себя:
порядок принятия и исполнения административными органами решений по осуществлению административных функций и полномочий;
порядок организации работы административных органов;
порядок административного рассмотрения обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по реализации или защите их прав и интересов.
Рассматриваемый Закон регулирует отношения по рассмотрению и разрешению административным органом дел по предоставлению, удостоверению, регистрации и приостановлению (прекращению) правомочий заинтересованных лиц (административных дел) в следующих сферах:
а) регистрация (учет) заинтересованных лиц;
б) регистрация прав на имущество и сделок с ним;
в) лицензирование отдельных видов деятельности;
г) выдача разрешений на выполнение отдельных видов работ (услуг), на эксплуатацию объектов или оборудования, а также принятие иных управленческих решений по вопросам инвестиционной и предпринимательской деятельности;
д) техническое регулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности;
е) предоставление земельных участков, участков недр, участков лесов, водных объектов, а также изъятие этих участков и объектов у собственника или иного законного владельца;
ж) предоставление заинтересованным лицам кредитов, ссуд, субсидий, компенсаций, финансовой и материальной помощи, инвестиций, квот, гарантий, льгот и преимуществ за счет средств республиканского бюджета;
з) управление государственным имуществом или имущественными правами;
и) предоставление заинтересованным лицам жилых и нежилых помещений в зданиях государственного фонда и их использование;
к) назначение и выплата государственных пенсий и пособий;
л) признание за заинтересованным лицом статуса, дающего основание для получения льгот и преимуществ;
м) выдача официальных документов, имеющих юридическое значение; н) предоставление, удостоверение, регистрация или приостановление (прекращение) иных правомочий заинтересованных лиц.
Рассмотрение административных дел осуществляется на основе принципов законности, равенства, открытости, полноты исследования доказательств и т. д.
Административные органы при осуществлении административных функций и полномочий принимают решения путем издания административных актов. Административный акт относится к актам индивидуального применения, является официальным письменным документом установленной формы и рассчитан: на однократное применение;
индивидуальное применение или в отношении определенного круга лиц; установление, изменение, прекращение или приостановление прав и обязанностей индивидуального лица или определенного круга лиц.
Процессуальные аспекты реализации административно-процессуальной деятельности аналогичны соответствующим процедурам, закрепленным в Законе Республики Казахстан «Об административных процедурах».
Наиболее показательным в деле легализации административных процедур является опыт Республики Таджикистан. Кодекс об административных процедурах Республики
Таджикистан от 7 февраля 2007 г.14 содержательно объединил институты административных процедур и административной юстиции.
Кодекс определяет порядок подготовки, принятия и исполнения административно-правовых актов, рассмотрения административных заявлений и жалоб, осуществления административного производства в суде, взаимодействия административных органов. Административными процедурами признается деятельность административного органа в целях подготовки, принятия и исполнения административно-правового акта, а также рассмотрения административных заявлений и жалоб.
Кодекс выделяет несколько видов административных процедур:
простые;
формальные;
публичные.
Простые административные процедуры -- это деятельность административных органов по подготовке и принятию административных актов, не требующих исследования обстоятельств с участием заинтересованных сторон и проведения устных слушаний.
Формальные административные процедуры следует рассматривать как деятельность административных органов по подготовке и принятию административных актов при активном участии заинтересованных лиц. Законодательно удостоверяется, что заинтересованная сторона может представить свои предложения в связи со всеми обстоятельствами административных процедур. Предполагается проведение устных слушаний, участие экспертов и специалистов.
Публичными административными процедурами в соответствии с Кодексом признается деятельность административных органов по подготовке и принятию административно-правовых актов, затрагивающих интересы неограниченного круга лиц. В ходе ее осуществления административный орган обязан опубликовать сообщение о представлении документов для публичного ознакомления. В сообщении должны указываться: административный орган, в котором ведутся административные процедуры, и его адрес;
краткое содержание административного заявления или (и) решение административного органа о начале административных процедур; сроки принятия административно-правового акта; срок представления замечаний и предложений.
Порядок реализации административных процедур также предполагает проведение устных слушаний, принятие окончательного административного акта.
Значительное количество положений Кодекса посвящено исполнению административных актов, установлению прав и гарантий субъектов исполнительного производства15. По общему правилу административный акт обращается к исполнению принявшим его административным органом. Ответственный за обращение к исполнению административный орган обязан осуществлять предоставленные ему законом полномочия только в пределах, необходимых для обеспечения обращения к исполнению административного акта.
Кодексом Республики Казахстан подробно регламентируется порядок применения обеспечительных мер, приостановления исполнения и другие процессуальные аспекты, которые создают действенный и эффективный правовой базис для реального использования гражданами и организациями механизма административных процедур.
Анализ действующего зарубежного законодательства об административных процедурах с очевидностью свидетельствует о необходимости законодательного регулирования
института административных процедур. Накопленный опыт позволяет российскому законодателю избрать существующую модель регламентации административных процедур и адаптировать ее с учетом особенностей правовой системы России. Бесспорно, что дальнейшее развитие административных процедур в Российской Федерации возможно исключительно с учетом позитивных результатов административных реформ в зарубежных странах, создавших новые административные реалии и возможности для человека и гражданина.