Административное регулирование и контроль за экономической деятельностью на уровне федерации и штатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:24, доклад

Краткое описание

1. Административное регулирование и контроль за экономической деятельностью на уровне федерации и штатов.
С конца XIX века законодательная деятельность США вошла в новую фазу своего развития. В 1776 году, когда была провозглашена Декларация независимости США, Адам Смит в своем знаменитом труде "О природе и причинах богатства и бедности народов" выдвинул тезис, что государ¬ственное регулирование цен, заработков, объема производ¬ства и т.п. сдерживает инициативу людей в создании и умножении богатства. Он считал, что человеку должна быть предоставлена возможность абсолютно свободно заниматься любимым делом.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 67.27 Кб (Скачать файл)

2) аппаратов Конституционного  совета, Верховного суда и иных  судов Республики Казахстан;

3) Правительства, канцелярии  премьер-министра, центральных исполнительных  органов Республики Казахстан;

4) аппаратов местных представительных  органов Республики Казахстан;

5) местных исполнительных  органов Республики Казахстан.

Важнейшим аспектом регламентации института административных процедур следует признать закрепление перечня принципов установления административных процедур:

1) законности;

2) подчинения нижестоящих  государственных органов и должностных  лиц вышестоящим;

3) равенства всех перед  законом и судом;

4) приоритета прав и  свобод граждан, недопустимости  проявлений бюрократизма и волокиты  при рассмотрении обращений граждан  и организаций;

5) обязательности для  всех граждан, организаций и должностных  лиц предусмотренных административными  процедурами действий и актов;

6) взаимной ответственности  и баланса интересов личности, общества и государства;

7) учета общественного  мнения и гласности при строгом  соблюдении законодательства о  государственных секретах и иной  охраняемой законом тайне;

8) поддержания авторитета  государственной власти и недопущения  действий, способных дискредитировать  Республику Казахстан и противоречащих  интересам государственной службы, в том числе противостояния  проявлениям коррупции, строгого  соблюдения установленных законодательством  для государственных служащих  запретов и ограничений;

9) единства требований  административных процедур для  государственных органов всех  уровней;

10) четкого разграничения  и согласованного функционирования  всех государственных органов  и должностных лиц государства;

11) экономичности и эффективности.

Осуществление органами государственной власти и местного самоуправления публичных функций опосредуется необходимостью принятия правовых актов. Правовой акт государственных органов относится к актам индивидуального применения, является письменным официальным документом установленной формы, рассчитан на одноразовое либо иное ограниченное применение; распространяется на определенное лицо либо иной определенный круг лиц в рамках законодательно регламентированной ситуации; устанавливает, изменяет, прекращает или приостанавливает права и обязанности определенного лица или иного ограниченного круга лиц.

Правовой акт государственных органов должен отвечать следующим требованиям:

1) он не должен противоречить  Конституции Республики Казахстан, законодательству и правовым  актам вышестоящих государственных  органов;

2) его структура должна  обеспечивать исчерпывающее раскрытие  предмета регулирования, а его  содержание -- однозначное понимание  и применение;

3) в нем должно быть  четко изложено содержание намечаемых  мер, исчерпывающе определен круг  лиц, на которых распространяется  его действие и (или) которые несут  ответственность за их реализацию  в установленные сроки;

4) правовые акты, требующие  реализации на нижестоящих уровнях  управления, должны содержать конкретные  поручения определенным государственным  органам и (или) должностным лицам  по их выполнению.

Бесспорно, принятые правовые акты органов государственной власти достигают эффективности действия исключительно в условиях их последовательного применения и исполнения. Организация исполнения правового акта заключается в выработке и принятии уполномоченными государственными органами (должностными лицами) организационных мер по своевременному и исчерпывающему исполнению принятого решения. В случае необходимости для обеспечения исполнения правового акта уполномоченный государственный орган (должностное лицо) разрабатывает и утверждает план организационных мероприятий по его исполнению, который доводится до непосредственных исполнителей. Если в правовом акте не определены конкретные сроки его исполнения и непосредственные исполнители, то они устанавливаются государственным органом -- исполнителем или вышестоящим органом и незамедлительно доводятся до сведения непосредственных исполнителей.

В целях своевременного и исчерпывающего исполнения принятых решений государственный орган или должностное лицо осуществляет контроль за их исполнением, который подразделяется:

1) на контроль за исполнением  правовых актов (мероприятий, выполнение  которых ими предусмотрено). В  этом случае на контроль берутся  все правовые акты, в которых  содержатся мероприятия, подлежащие  исполнению;

2) контроль за исполнением  поручений руководящих должностных  лиц государственных органов, вытекающих  из иных документов служебного  характера;

3) внутренний (в пределах  соответствующего государственного  органа) и внешний (за деятельностью  иных государственных органов).

При этом внешний контроль осуществляется вышестоящими государственными органами и должностными лицами либо специально уполномоченными на такой контроль государственными органами.

Контроль производится путем:

1) истребования необходимой  информации;

2) заслушивания и обсуждения  отчетов и докладов об исполнении;

3) ревизии и иных форм  документальной проверки;

4) проверки с выездом  на место;

5) другими не противоречащими  законодательству способами.

Особое место среди административных процедур занимают процедуры защиты прав и законных интересов граждан. Закон Республики Казахстан «Об административных процедурах» предъявляет определенные требования к процедурам реализации прав граждан:

1) порядок реализации  прав, при котором граждане обязаны  предоставлять государственным  органам и должностным лицам  минимальное число документов, подтверждающих  юридически значимые факты;

2) минимальный срок реализации  прав и обеспечения законных  интересов граждан;

3) минимальное число инстанций, с которыми согласовывается проект  решения по реализации прав  граждан;

4) заблаговременное извещение  граждан о месте и времени  рассмотрения дела соответствующим  лицом или органом;

5) возможность ознакомления  с материалами дела, связанными  с рассмотрением обращения, а  также личного участия гражданина  в разбирательстве по его обращению;

6) ведение дела по обращению  гражданина одним и тем же  должностным лицом;

7) недопущение случаев, когда  рассмотрение обращения гражданина  возлагается на лицо, в отношении  которого есть основания полагать, что оно не заинтересовано  в объективном решении вопроса.

Более того, процедуры реализации прав граждан не должны допускать:

1) обращения жалобы во  вред лицу, подавшему жалобу, или  в интересах которого она была  подана;

2) направления обращений  должностным лицам, действия которых  обжалуются в обращении;

3) возможности разглашения  без согласия граждан сведений  об их частной жизни, личной  и семейной тайне;

4) установления данных  о личности гражданина, не относящихся  к обращению.

Совершенно иные подходы к осуществлению административной процедуры заложены в Законе Кыргызской Республики от 1 марта 2004 г. № 16 «Об административных процедурах»13.

Под административными процедурами следует понимать нормы, определяющие основания, условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешения административных дел, которые включают в себя:

порядок принятия и исполнения административными органами решений по осуществлению административных функций и полномочий;

порядок организации работы административных органов;

порядок административного рассмотрения обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по реализации или защите их прав и интересов.

Рассматриваемый Закон регулирует отношения по рассмотрению и разрешению административным органом дел по предоставлению, удостоверению, регистрации и приостановлению (прекращению) правомочий заинтересованных лиц (административных дел) в следующих сферах:

а) регистрация (учет) заинтересованных лиц;

б) регистрация прав на имущество и сделок с ним;

в) лицензирование отдельных видов деятельности;

г) выдача разрешений на выполнение отдельных видов работ (услуг), на эксплуатацию объектов или оборудования, а также принятие иных управленческих решений по вопросам инвестиционной и предпринимательской деятельности;

д) техническое регулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности;

е) предоставление земельных участков, участков недр, участков лесов, водных объектов, а также изъятие этих участков и объектов у собственника или иного законного владельца;

ж) предоставление заинтересованным лицам кредитов, ссуд, субсидий, компенсаций, финансовой и материальной помощи, инвестиций, квот, гарантий, льгот и преимуществ за счет средств республиканского бюджета;

з) управление государственным имуществом или имущественными правами;

и) предоставление заинтересованным лицам жилых и нежилых помещений в зданиях государственного фонда и их использование;

к) назначение и выплата государственных пенсий и пособий;

л) признание за заинтересованным лицом статуса, дающего основание для получения льгот и преимуществ;

м) выдача официальных документов, имеющих юридическое значение; н) предоставление, удостоверение, регистрация или приостановление (прекращение) иных правомочий заинтересованных лиц.

Рассмотрение административных дел осуществляется на основе принципов законности, равенства, открытости, полноты исследования доказательств и т. д.

Административные органы при осуществлении административных функций и полномочий принимают решения путем издания административных актов. Административный акт относится к актам индивидуального применения, является официальным письменным документом установленной формы и рассчитан: на однократное применение;

индивидуальное применение или в отношении определенного круга лиц; установление, изменение, прекращение или приостановление прав и обязанностей индивидуального лица или определенного круга лиц.

Процессуальные аспекты реализации административно-процессуальной деятельности аналогичны соответствующим процедурам, закрепленным в Законе Республики Казахстан «Об административных процедурах».

Наиболее показательным в деле легализации административных процедур является опыт Республики Таджикистан. Кодекс об административных процедурах Республики

Таджикистан от 7 февраля 2007 г.14 содержательно объединил институты административных процедур и административной юстиции.

Кодекс определяет порядок подготовки, принятия и исполнения административно-правовых актов, рассмотрения административных заявлений и жалоб, осуществления административного производства в суде, взаимодействия административных органов. Административными процедурами признается деятельность административного органа в целях подготовки, принятия и исполнения административно-правового акта, а также рассмотрения административных заявлений и жалоб.

Кодекс выделяет несколько видов административных процедур:

простые;

формальные;

публичные.

Простые административные процедуры -- это деятельность административных органов по подготовке и принятию административных актов, не требующих исследования обстоятельств с участием заинтересованных сторон и проведения устных слушаний.

Формальные административные процедуры следует рассматривать как деятельность административных органов по подготовке и принятию административных актов при активном участии заинтересованных лиц. Законодательно удостоверяется, что заинтересованная сторона может представить свои предложения в связи со всеми обстоятельствами административных процедур. Предполагается проведение устных слушаний, участие экспертов и специалистов.

Публичными административными процедурами в соответствии с Кодексом признается деятельность административных органов по подготовке и принятию административно-правовых актов, затрагивающих интересы неограниченного круга лиц. В ходе ее осуществления административный орган обязан опубликовать сообщение о представлении документов для публичного ознакомления. В сообщении должны указываться: административный орган, в котором ведутся административные процедуры, и его адрес;

краткое содержание административного заявления или (и) решение административного органа о начале административных процедур; сроки принятия административно-правового акта; срок представления замечаний и предложений.

Порядок реализации административных процедур также предполагает проведение устных слушаний, принятие окончательного административного акта.

Значительное количество положений Кодекса посвящено исполнению административных актов, установлению прав и гарантий субъектов исполнительного производства15. По общему правилу административный акт обращается к исполнению принявшим его административным органом. Ответственный за обращение к исполнению административный орган обязан осуществлять предоставленные ему законом полномочия только в пределах, необходимых для обеспечения обращения к исполнению административного акта.

Кодексом Республики Казахстан подробно регламентируется порядок применения обеспечительных мер, приостановления исполнения и другие процессуальные аспекты, которые создают действенный и эффективный правовой базис для реального использования гражданами и организациями механизма административных процедур.

Анализ действующего зарубежного законодательства об административных процедурах с очевидностью свидетельствует о необходимости законодательного регулирования

института административных процедур. Накопленный опыт позволяет российскому законодателю избрать существующую модель регламентации административных процедур и адаптировать ее с учетом особенностей правовой системы России. Бесспорно, что дальнейшее развитие административных процедур в Российской Федерации возможно исключительно с учетом позитивных результатов административных реформ в зарубежных странах, создавших новые административные реалии и возможности для человека и гражданина.

Информация о работе Административное регулирование и контроль за экономической деятельностью на уровне федерации и штатов