Административно-правовая норма. Понятие, структура и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью административно-правовых норм, определяющих границы должного поведения их участников в сфере государственного управления. Этими нормами создается правовой режим поведения сторон (участников). Административно-правовыми нормами определяются права и обязанности участников регулируемых общественных отношений, а также их ответственность в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей.

Вложенные файлы: 1 файл

административное право.docx

— 27.66 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  экономический университет»

 

Колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Контрольная работа (вариант № 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушатель программы переподготовки

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

Административно-правовая норма. Понятие, структура и виды.

 

Правовое регулирование  общественных отношений осуществляется с помощью административно-правовых норм, определяющих границы должного поведения их участников в сфере  государственного управления. Этими  нормами создается правовой режим  поведения сторон (участников). Административно-правовыми  нормами определяются права и  обязанности участников регулируемых общественных отношений, а также  их ответственность в случае нарушения  прав и неисполнения обязанностей.

Нормы административного  права занимают важное место в  системе российского права, так  как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения  людей, порядок деятельности органов  исполнительной власти и их должностных  лиц, а также государственных  и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти. 

Административно-правовая норма - это мера должного или возможного (допускаемого, рекомендуемого) поведения  людей, установленная государством и охраняемая специальными средствами.

Административно-правовая норма - норма права, регулирующая отношения  в сфере государственного управления, а также отношения управленческого  характера, возникающие в процессе осуществления государственной  деятельности. 

Нормы административного  права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере  управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение  и компетенция большинства органов  исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений  с другими субъектами управления.

Нормы административного  права определяют также правовое положение физических и юридических лиц в сфере государственного управления. 

Административное законодательство содержит нормы, посредством которых  обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений. Охранительные нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных действий, регулируют отношения, связанные  с применением мер административного  принуждения. 

Основные черты административно-правовых норм. 

1. Преследуют цель обеспечения  должного функционирования всей  системы исполнительной власти, рационального взаимодействия отдельных  ее звеньев.

2. Определяют вариант должного  поведения всех лиц и организаций,  действующих непосредственно в  сфере государственного управления.

3. Предназначены для обеспечения  эффективной реализации конституционного  назначения механизма исполнительной  власти, проведения в жизнь требований  законов РФ.

4. Служат интересам установления  и обеспечения прочного режима  законности и государственной  дисциплины в общественных отношениях.

5. Имеют свои собственные  юридические средства защиты  от посягательств на них (административная  ответственность за совершенное  правонарушение). Защищают не только  себя, но и нормы многих других  отраслей права (трудового, финансового,  земельного и т.д.).

6. Выступают в роли регулятора  иных общественных отношений,  а не только их защитника  (на основе их определяется  порядок взымания налогов).

7. Часто устанавливаются  непосредственно в процессе реализации  исполнительной власти и непосредственно  ее субъектами. 

Административно-правовая норма, так же, как и нормы других отраслей права, имеют свою структуру, под  которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи  составных частей, элементов нормы. 

Структура административно-правовой нормы. 

Гипотеза - это часть административно-правовой нормы, содержащая указание о фактических  условиях реализации нормы. Гипотеза, как условие применения нормы, далеко не всегда выражена в ней самой  и может находится, например, в водной части, в общих положениях или других актах. Она может быть общей для ряда или многих норм (например в ст 13 КоАП РСФСР указан возраст, с которого наступает ответственность за совершение каких либо административных правонарушений. В данном случае достижение указанного возраста дает право уполномоченным на то органам привлечь виновного к административной ответственности).

Диспозиция - это часть  административно-правовой нормы, которая  определяет правила поведения (права, дозволения, обязанности, запреты, ограничения, предписания). По КоАП РСФСР - это описательная часть правонарушения. (Например, согласно ст. 158 КоАП РСФСР мелким хулиганством признается нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и иные подобные действия).

Санкция - это часть административно-правовой нормы, указывающей на меры административного  воздействия, применяемые к правонарушителю, т.е. это наказание за совершенное  правонарушение. (Например, за мелкое хищение  чужого имущества предусмотрена  ответственность в виде наложения  штрафа в размере до 5 кратной  стоимости похищенного, но не менее  одного минимального размера оплаты труда).

Многие административно-правовые нормы по своей структуре санкций  не имеют. За нарушение таких норм административная ответственность  предусмотрена в другом акте, например, за нарушение правил дорожного движения административная ответственность предусмотрена в Административном кодексе.

Для административно-правовых санкций свойственно многообразие. Существуют дисциплинарные санкции, административно-материальные, административно-процессуальные. Например, за нарушение трудовой дисциплины предусмотрена  дисциплинарная санкция, за нарушение  общественного порядка - административно-материальная санкция, за несвоевременное рассмотрение административного дела - административно-процессуальная санкция. 

Виды административно-правовых норм. 

1. По содержанию:

- общие (нормы общего  характера, которые охватывают  все сферы жизнедеятельности);

- особенные, которые регулируют  общественные отношения в определенных  отраслях, в конкретной сфере  управления. 

2. По предмету регулирования:

- материальные (определенные  права и обязанности участников  общественных отношений и их  ответственность за невыполнение  определенных обязательств);

- процессуальные (они определяют  порядок рассмотрения, разрешения  дел, писем граждан и т.д.). 

3. По предмету воздействия:

- обязывающие; 

- запрещающие;

- уполномачивающие.

4. По действию во времени:

- срочные (с указанием  срока действия, например, дорожный  знак “Остановка запрещена”  с указанием времени);

- бессрочные (устанавливаются  на неопределенный срок - до их  отмены, например, Закон о милиции);

- временные (устанавливаются  на определенный промежуток времени,  например, на время стихийного  бедствия). 

5. По действию в пространстве:

- общероссийские (действуют  на всей территории России);

- местные (действуют только  на определенной территории, например, на территории края, области, района);

- межтерриториальные (действуют  сразу же на нескольких территориях,  например, на территории Северного  Кавказа). 

6. По способу выражения:

- письменные;

- словестные;

- конклюдентные (жест инспектора  ГИБДД об остановке транспортного  средства). 

Способы реализации административно-правовых норм. 

 

Реализация норм административного  права представляет собой процесс  практического претворения в  жизнь содержащихся в них требований и может выражаться в следующих  действиях: 

1. Соблюдение - это добровольное  подчинение субъекта права требованиям  административно-правовых норм, или  воздержание от совершения действий, запрещенных нормой ( например, исполнение требований дорожного знака).

2. Исполнение - это активные  правомерные действия субъектов  права по выполнению определенных  предписаний, например, исполнение  приказа начальника ОВД.

3. Использование - добровольное  совершение субъектами права  правомерных действий, которые связаны  с осуществлением их прав в  сфере государственного управления, например, использование оружия  при остановке транспортного  средства.

4. Применение - это активный  государственно-властный характер  осуществления своих прав субъектами  административного права в сфере  государственного управления, или  издание индивидуального юридического  акта по конкретному делу ( например, применение соответствующей ст. КоАП к нарушителю). 

Вывод: Норма административного  права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой  правило общего характера, определенную меру должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.  

 

 

Задача. Гражданин Аксенов собирал грибы в лесу и громко пел песню, в которой присутствовали нецензурные слова. По соседней просеке шел полицейский с сотрудником лесничества, которые услышали песню гражданина Аксенова и потребовали прекратить совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 мелкое хулиганство. На что гражданин Аксенов ему возразил, что данное правонарушение посягает на общественный порядок, понятие которого в законодательстве не определено, а лишь названы места, которые являются общественными и леса среди них нет, в связи с чем он никакого административного правонарушения не совершает. Однако, данные доводы оказались не убедительными и полицейский составил в отношении Аксенова протокол об административном правонарушении и назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 1600 рублей.

Разрешите юридическую ситуацию.

Решение. Одним из факторов, создающих потенциальную и реальную опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства, являются хулиганские действия, нарушающие общественный порядок. Под общественным порядком понимается сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, установленных действующим законодательством, обычаями и традициями, нравственными нормами, обеспечивающих личную и общественную безопасность людей, обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни.

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в  любой сфере жизни и деятельности людей: на производстве, в быту, в  культурно-просветительских учреждениях, на улицах, в квартирах, в общественном транспорте, в магазинах и иных местах с массовым скоплением людей. Как правило, хулиганские действия совершаются в общественных местах (на улицах, площадях, на стадионах, в  парках, в кинотеатрах, на транспорте, в предприятиях общественного питания  и т.п.) в отношении случайных  прохожих и посетителей, иных незнакомых или малознакомых людей. Обычно хулиганство  совершается при непосредственном присутствии людей, так как в  такой обстановке нарушителю удается  в наибольшей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако оно может быть совершено и  в любом другом месте (в лесу, в  поле) вне мест массового присутствия  людей.

Действия гражданина следует  квалифицировать как мелкое хулиганство  по ст. 20.1 КоАП РФ, мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право.
  3. Костькова О.В. Административное право.
  4. Коревев А.П. Нормы административного орава и их применение. M., 1978.

 

 

 


Информация о работе Административно-правовая норма. Понятие, структура и виды