Понятие, структура и виды административно-правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 11:47, реферат

Краткое описание

Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.
Нормы административного права, так же как и нормы других отраслей права, выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Экзамен адм.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Понятие, структура и виды административно-правовых норм

Норма административного  права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.

Нормы административного права, так  же как и нормы других отраслей права, выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.

Помимо общественных отношений  в сфере исполнительной деятельности государства нормы административного права регулируют отношения, возникающие в связи с разрешением органамипредставительной власти, суда, прокуратуры и самоуправления (муниципальными) вопросов государственной и муниципальной службы, а также внутриорганизационных вопросов управленческого характера.

Административно-правовые нормы регулируют также общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями переданных в их ведение функций органов государственного управления.

Вышесказанное позволяет  сформулировать следующее определение понятия нормы административного права.

Административно-правовая норма — это норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.

Перед нормами  административного права стоят  следующие задачи:

    • упорядочение различных компонентов системы государственного управления, исполнительной деятельности;
    • закрепление научно обоснованных и наиболее целесообразных взаимоотношений между управляющими и управляемыми системами;
    • регламентация связей различных отраслей управления, взаимодействия государственных органов с предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, т.е. с юридическими и физическими лицами.

Сущность  административно-правового регулирования состо-ит в упорядочении управленческих отношений, в установлении с помощью норм административного права юридических прав и обязанностей участников этих отношений. Исходя из объективных закономерностей общественного развития, политики государства и норм нравственности, административно-правовые нормы определяют, каким должно быть (может быть) поведение субъектов управленческих отношений.

Административно-правовое регулирование имеет государственный характер, поэтому исполнение, использование, соблюдение' и применение правил, определяемых нормами административного права, гарантируются в случае необходимости мерами государственного принуждения. Творческая роль норм административного права проявляется не только в самом регулировании общественный отношений, но и в его воспитательном воздействии на людей в формировании у них правосознания. Однако воспитательное значение норм административного права не является его специфической функцией, ибо средствами воспитания являются и мораль, и нравственность, и искусство.

Сама цель норм административного  права предопределяет добровольное их соблюдение большинством субъектов административного права. Принуждение применяется в случае неисполнения или нарушения требований административно-правовой нормы.

Исходя из общего понятия правового регулирования, можно сделать вывод, что содержание административно-правового регулирования заключается в следующем:

    • упорядочении и закреплении наиболее целесообразных общественных отношений в сфере управления;
    • охране урегулированных правом управленческих отношений;
    • в порождении и развитии новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития нашего общества;
    • вытеснении из сферы управления общественных отношений, не отвечающих современным условиям.

Нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение и компетенция большинства органов исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления. Нормы административного права определяют также правовое положение физических и юридических лиц в сфере государственного управления.

Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений. Охранительные нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, непосредственно регулируют отношения, возникающие в связи с дезорганизацией или нарушением административно-правовой системы, отношения, связанные с применением мер административного принуждения. Кроме того, административно-правовыми нормами нередко защищаются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права.

Нормы административного  права в соответствии с требованиями экономического базиса способствуют зарождению и развитию новых отношений. История административного законодательства свидетельствует, что на всех этапах развития нашего государства административно-правовое регулирование играло важную роль в возникновении, развитии и формировании новых видов общественных отношений в сфере управления. Это направление административно-правового регулирования приобретает исключительно важное значение в современный период. Принятые за последние годы государством нормативные акты по переходу к рыночным отношениям управления экономикой, социальной сферой и другими сферами жизнедеятельности содержат многочисленные нормы, направленные на развитие новых управленческих отношений.

Административно-правовое регулирование способствует интенсификации и упорядочению деятельности органов государственного управления. Государством намечен и реализуется комплекс мер по дальнейшему совершенствованию организационной структуры органов исполнительной власти, форм и методов их деятельности, укреплению кадров, компьютеризации управленческого труда, укреплению государственной дисциплины и законности во всех звеньях, развитию самоуправления. В решении этих задач важную роль выполняют нормы административного права, которые непосредственно обеспечивают юридическое оформление процессов совершенствования организации и деятельности органов исполнительной власти, администрации.

Таким образом, административно-правовое регулирование служит интересам общества во всех сферах управленческой, исполнительной деятельности государства. Нормы административного права порождают новые управленческие правовые отношения, вызванные современными внутренними и внешними условиями развития общества, способствуют совершенствованию существующих общественных отношений.

Содействуя зарождению и развитию новых общественных отношений, административно-правовое регулирование вытесняет из сферы управления устаревшие, не способствующие совершенствованию управления в хозяйственной, социально-культурной, социально-политической сферах, а также в сфере межотраслевого управления, управленческие отношения.

Формы воздействия  на общественные отношения юридических норм и особенности их применения зависят от предмета и задач правового регулирования. Для административно-правового регулирования характерно применение предписания к совершению действий, дозволения, поощрения к действию и запрета (как в отдельности, так и в сочетании).

Однако «доля  участия» указанных норм в административно-правовом регулировании неодинакова. Самое широкое применение имеет предписание. Это объясняется тем, что осуществление управления как организующей целенаправленной деятельности немыслимо без властного установления должного поведения, без предписания к действию, исходящего от субъекта управления к объекту управления, от управляющего к управляемому. Часто используются дозволение и поощрение к действию, поскольку управление носит творческий характер и предполагает инициативу управляемых. Что касается запрета, то он имеет сравнительно меньшую сферу действия.

Административно-правовая норма, так же как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, под которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Coгласно наиболее распространенному мнению административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Вместе с тем нормам административного права присущ и такой элемент, как поощрение.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения. Например, совершение гражданином административного правонарушения дает уполномоченным на то органам право привлечь виновного к административной ответственности. Гипотеза либо выражается в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.

Диспозиция  — правило поведения, предписываемое нормой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета и ограничений. Диспозиции, в которых формулируются одновременно и права и обязанности, в нормах административного права встречаются относительно редко. Независимо от того, каким образом сформулирована диспозиция, она всегда предполагает неразрывность, взаимосвязь прав и обязанностей, всегда указывает на то, как должны (или могут) вести себя субъекты.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. При этом важно иметь в виду, что санкция указывает не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Поэтому административно-предупредительные меры (установление карантина, закрытие границы, оцепление места наводнения, землетрясения, а также реквизиция) не могут быть отнесены к санкциям, ибо они не связаны с совершением правонарушения. Подобные меры указываются не в санкции, а в диспозиции нормы права.

Особенностью  системы административно-правовых санкции являются ее исключительно богатый арсенал средств административного воздействия, разнообразие видов санкции, а также! предоставление органам и должностным лицам в установленных! пределах широкой возможности применять те меры воздействия, которые они считают наиболее целесообразными и эффективными.

Поощрение как элемент правовой нормы есть публичное признание заслуг физического или юридического лица в выполнении правовых обязанностей или общественного долга, сформулированных в диспозиции нормы. Основанием для поощрения являются указанные в норме административного права действия, поведение, которое стимулируется государством. Так, основанием для поощрения может служить образцовое исполнение служебных обязанностей. Мерами поощрения могут быть: объявление благодарности, денежная премия, ценный подарок и др.

Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды. Наиболее полно выявить характерные черты норм административного права и их юридические свойства позволяет классификация их по следующим основаниям:

— предмет  регулирования;

— метод воздействия  на поведение субъектов административного права;

— форма предписания;

— предел действия (в пространстве, во времени, по субъектам).

По предмету регулирования. Административно-правовые нормы регулируют материальные и процессуальные управленческие отношения. Если нормы регулируют саму сущность управленческих отношений, то они считаются материальными, а если же нормы регулируют порядок реализации, применения права, то они признаются административно-процессуальными нормами. Последние направлены на проведение в жизнь материальных норм.

По  методу воздействия на поведение  субъектов административного права. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может либо обязывать к действию, либо уполномочивать совершать определенные действия, либо запрещать совершать действия, либо поощрять к действию. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные.

Пo форме предписания. Административно-правовые нормы по форме предписания подразделяются на категорические (императивные), рекомендательные и диспозитивные.

Категорические (императивные) нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Рекомендательная норма обязывает (в форме совета) субъекта права к совершению определенных действий, предоставляя ему возможность самостоятельно определить пути и способы выполнения предусмотренных нормой обязанностей, либо предписывает субъекту выполнение предусмотренных нормой действий, но допускает возможность конкретизации общих положений нормы, исходя из сложившейся фактической ситуации.

Информация о работе Понятие, структура и виды административно-правовых норм