Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 11:47, реферат
Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.
Нормы административного права, так же как и нормы других отраслей права, выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.
Норма административного
права, как и норма любой другой отрас
Нормы административного права, так же как и нормы других отраслей права, выполняют функцию регулятора общественных отношений. Они отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управленческой, исполнительной деятельности государства.
Помимо общественных отношений
в сфере исполнительной деятель
Административно-правовые нормы регулируют также общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественными и иными негосударственными объединениями переданных в их ведение функций органов государственного управления.
Вышесказанное позволяет сформулировать следующее определение понятия нормы административного права.
Административно-правовая норма — это норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.
Перед нормами административного права стоят следующие задачи:
Сущность
административно-правового регу
Административно-правовое
регулирование имеет государств
Сама цель норм административного
права предопределяет доброволь
Исходя из общего понятия правового регулирования, можно сделать вывод, что содержание административно-правового регулирования заключается в следующем:
Нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение и компетенция большинства органов исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления. Нормы административного права определяют также правовое положение физических и юридических лиц в сфере государственного управления.
Административное
Нормы административного
права в соответствии с требованиями экономического базиса
способствуют зарождению и развитию новых
отношений. История административного
законодательства свидетельству
Административно-правовое регулирование способствует интенсификации и упорядочению деятельности органов государственного управления. Государством намечен и реализуется комплекс мер по дальнейшему совершенствованию организационной структуры органов исполнительной власти, форм и методов их деятельности, укреплению кадров, компьютеризации управленческого труда, укреплению государственной дисциплины и законности во всех звеньях, развитию самоуправления. В решении этих задач важную роль выполняют нормы административного права, которые непосредственно обеспечивают юридическое оформление процессов совершенствования организации и деятельности органов исполнительной власти, администрации.
Таким образом, административно-правовое регулирование служит интересам общества во всех сферах управленческой, исполнительной деятельности государства. Нормы административного права порождают новые управленческие правовые отношения, вызванные современными внутренними и внешними условиями развития общества, способствуют совершенствованию существующих общественных отношений.
Содействуя зарождению и развитию новых общественных отношений, административно-правовое регулирование вытесняет из сферы управления устаревшие, не способствующие совершенствованию управления в хозяйственной, социально-культурной, социально-политической сферах, а также в сфере межотраслевого управления, управленческие отношения.
Формы воздействия на общественные отношения юридических норм и особенности их применения зависят от предмета и задач правового регулирования. Для административно-правового регулирования характерно применение предписания к совершению действий, дозволения, поощрения к действию и запрета (как в отдельности, так и в сочетании).
Однако «доля участия» указанных норм в административно-правовом регулировании неодинакова. Самое широкое применение имеет предписание. Это объясняется тем, что осуществление управления как организующей целенаправленной деятельности немыслимо без властного установления должного поведения, без предписания к действию, исходящего от субъекта управления к объекту управления, от управляющего к управляемому. Часто используются дозволение и поощрение к действию, поскольку управление носит творческий характер и предполагает инициативу управляемых. Что касается запрета, то он имеет сравнительно меньшую сферу действия.
Административно-правовая норма, так же как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру, под которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Coгласно наиболее распространенному мнению административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Вместе с тем нормам административного права присущ и такой элемент, как поощрение.
Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия реализации нормы, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения. Например, совершение гражданином административного правонарушения дает уполномоченным на то органам право привлечь виновного к административной ответственности. Гипотеза либо выражается в форме гипотетического суждения, либо не формулируется вообще, но может быть выведена из содержания нормы путем логического анализа последней.
Диспозиция — правило поведения, предписываемое нормой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета и ограничений. Диспозиции, в которых формулируются одновременно и права и обязанности, в нормах административного права встречаются относительно редко. Независимо от того, каким образом сформулирована диспозиция, она всегда предполагает неразрывность, взаимосвязь прав и обязанностей, всегда указывает на то, как должны (или могут) вести себя субъекты.
Санкция как элемент административно-правовой
нормы содержит указание на меры административного
воздействия, применяемые к правонарушителю. При этом
важно иметь в виду, что санкция указывает не
любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено
нормой в связи с правонарушением.
Поэтому административно-предупредитель
Особенностью
системы административно-
Поощрение как элемент правовой нормы есть публичное признание заслуг физического или юридического лица в выполнении правовых обязанностей или общественного долга, сформулированных в диспозиции нормы. Основанием для поощрения являются указанные в норме административного права действия, поведение, которое стимулируется государством. Так, основанием для поощрения может служить образцовое исполнение служебных обязанностей. Мерами поощрения могут быть: объявление благодарности, денежная премия, ценный подарок и др.
Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды. Наиболее полно выявить характерные черты норм административного права и их юридические свойства позволяет классификация их по следующим основаниям:
— предмет регулирования;
— метод воздействия
на поведение субъектов администра
— форма предписания;
— предел действия (в пространстве, во времени, по субъектам).
По предмету
регулирования. Административно
По
методу воздействия на поведение
субъектов административного права. Административно-
Пo форме предписания. Административно-
Категорические (императивные) нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по соглашению сторон данного правоотношения.
Рекомендательные нормы содержат определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Рекомендательная норма обязывает (в форме совета) субъекта права к совершению определенных действий, предоставляя ему возможность самостоятельно определить пути и способы выполнения предусмотренных нормой обязанностей, либо предписывает субъекту выполнение предусмотренных нормой действий, но допускает возможность конкретизации общих положений нормы, исходя из сложившейся фактической ситуации.
Информация о работе Понятие, структура и виды административно-правовых норм