Административно-правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – рассмотреть и проанализировать сущность и содержание административно-правового статуса военнослужащих, проходящих военную службу.
Достижение цели потребовало решения следующих основных задач:
исследовать историю законодательства России, регламентирующего правовой статус военнослужащих;
проанализировать содержание правового статуса военнослужащих в России с учетом существующих теоретических наработок и современных социально-экономических, политических и правовых реалий;
дать общую характеристику прав и обязанностей военнослужащих, проходящих военную службу;
определить виды юридической ответственности, применяемых по отношению к военнослужащим, проходящим военную службу;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Развитие законодательства об административно-правовом статусе военнослужащих, проходящих военную службу (60 -е г. XX – нач. XX вв.)……………………………………………………………………………… 6
1.1. Законодательство советской России об административно-правовом статусе военнослужащих в 60-70-е гг. XX в.………………........................... 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование административно-правового статуса военнослужащих с 1977 по 1993 гг…………………………………. 11
1.3. Развитие законодательства об административно-правовом статусе военнослужащих России после 1993 г……………………………………….. 16
2.Юридическое содержание административно-правового статуса военнослужащих в современной России………………………………...... 20
2.1. Общая характеристика прав и обязанностей военнослужащих, проходящих военную службу………………………………………………… 20
2.2. Понятие и виды юридической ответственности военнослужащих……
32
2.3.Характеристика льгот и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, проходящим военную службу ………………………...... 41
Заключение……………………………………………………………………. 47
Библиография………………………………………………………………… 50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

     12 января 1995 года был принят Федеральный закон «О ветеранах» №5-ФЗ.16. Он определил категории ветеранов и меры их социальной защиты. Последние поправки в данный закон вносились в 16 ноября 2011 году, с учетом которых он продолжает действовать до настоящего времени.

     28 марта 1998 года принимается закон «О воинской обязанности и военной службе»17. Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами России конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Последние изменения в закон 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» были внесены Федеральным законом от 8 декабря 2011г. №424-ФЗ, с учетом которых он продолжает действовать до сих пор.

     Конкретные  вопросы прохождения военной  службы определяются Положением о порядке  прохождения военной службы, утвержденные Указом Президента Российской Федерации  от 16 сентября 1999 года №1237 с последними изменениями от 09 января 2012 года.

     Некоторые дополнительные меры социальной защиты военнослужащих прописаны в Указе  Президента Российской Федерации от 28 мая 1996 года № 791 «О дополнительных мерах  социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по призыву» (с изменениями от 12 октября  и 11 ноября 1998 года).

     Вещевое обеспечение военнослужащих определяется постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 г. №390 «О вещевом обеспечении  в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным  законом предусмотрена военная служба, в мирное время», Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими нормативно-правовыми актами.

     Все военнослужащие, а также граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному страхованию, условия  которого регламентируются Федеральным законом от 28 марта 1998 года «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» с последними изменениями от 08 ноября 2011 г.18.

     Льготы  по проезду на транспорте устанавливаются  и регламентируются Федеральным  законом «О статусе военнослужащих», постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.12.2008 №900, от 18.05.2011 №388).

     В области здравоохранения военнослужащие имеют ряд льгот, которые регламентируются рядом нормативно-правовых актов. Это Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке возмещения, расходов связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих» от 29 июня 1995 года № 649 с последними изменениями от 31 января 2012 года, Закон РФ от 15 мая 1991 года №1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»19 с последними изменениями от 30 ноября 2011 г. и другие.

     На  основании вышеизложенного можно  сказать, что законодательство России, в том числе в части регламентации правового статус военнослужащих, проходящих военную службу, постоянно развивается и совершенствуется. Правительство Российской Федерации, понимая необходимость реформирования армии и проявления большего внимания к нуждам военнослужащих, разрабатывает и внедряет в жизнь различные законы и другие нормативные правовые акты, касающиеся армии и статуса военнослужащих, но при этом надо отметить, что не все законы работают в нашей стране, а значит, требуют доработки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Юридическое содержание административно-правового  статуса военнослужащих в современной  России

     2.1. Общая характеристика прав и  обязанностей военнослужащих, проходящих военную службу.

     Права и обязанности военнослужащих делятся  на общие, должностные и специальные.

     Общие права военнослужащих носят преимущественно  личный характер. Они конкретизируют многие из основных прав советских  граждан, а также закрепляют ряд  преимуществ, вытекающих из особого  характера военной службы. Общими для всех военнослужащих правами являются право на материальное обеспечение (содержание), которое слагается из отдельных правомочий военнослужащих на различные виды натурального (вещевого, продовольственного, квартирного) и денежного довольствия, а также на медицинское обеспечение и торгово-бытовое обслуживание; право на льготы; право на поощрение; право на образование и отдых; право на подачу предложений, заявлений и жалоб; право на государственное обеспечение при увольнении в запас или отставку.

     Общими  правами пользуются все военнослужащие. Однако реализуются они с учетом воинского звания и служебного положения определяются, например, форма одежды и правила ее ношения, нормы натурального и денежного довольствия, система мер поощрения и условия их применения, виды и конкретное содержание льгот, порядок реализации права на образование и отдых, условия назначения и размеры пенсий и пособий и т.п.

     Должностные права и обязанности военнослужащих определяются должностью, то есть зависят  от того служебного места, которое занимает военнослужащий в организационной структуре воинской части (корабля, учреждения, заведения). Применительно к каждой должности государство устанавливает определенный комплекс обязанностей и соответствующих им прав, закрепляемый в воинских уставах, наставлениях, положениях, инструкциях и руководствах. Чем выше занимаемая должность, тем более широкими полномочиями наделяется занимающий ее военнослужащий.

     Должностные права имеют исключительно целевое  назначение.  Законодательство исходит  из того, что каждый военнослужащий, во-первых, не может отказываться от использования предоставленных ему прав по должности; во-вторых, обязан пользоваться ими исключительно в интересах службы; использование служебных прав в личных целях преследуется по закону.

     Специальные обязанности и права военнослужащих, как правило, носят временный характер. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, выполнение которого выходит за пределы его постоянных обязанностей и прав, например, при направлении в командировку.

     В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации военнослужащие имеют право на материальное обеспечение, которое включает: денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение, обеспечение жилыми помещениями, медицинское и торгово-бытовое обслуживание, страхование и выплату пособия. В связи с условиями военной службы военнослужащим предоставляются льготы и компенсации

     По  закону «О статусе военнослужащих»  в зависимости от различных условий устанавливаются различные формы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

     Так военнослужащие, проходящие военную  службу по призыву (кроме офицеров), размещаются в соответствии с  требованиями общевоинских уставов. За указанными военнослужащими, а также курсантами сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.

     Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) жилищный договор. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения.

     Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе, по адресам воинских частей. До получения жилых помещений им предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.

     Денежное  довольствие военнослужащих определяется статьями 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также целым рядом других нормативных правовых актов. Денежное довольствие военнослужащих состоит из оклада месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), а также месячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты). В свою очередь оклад денежного содержания состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должности (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию). Выплата в размере не менее одного оклада денежного содержания производится военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта при убытии в основной отпуск, а также в отпуск по болезни на основании заключения военно-врачебной комиссии.

     4 марта 2002 года Президент Российской  Федерации подписал Указ №  249 «О мерах по совершенствованию  системы денежного довольствия  военнослужащих». В нем сказано:  «В целях совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих и унификации основных подходов к формированию денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания (вознаграждения) федеральных государственных служащих постановляю:

  1. Правительству Российской Федерации:

     до 1 мая 2002 года представить в установленном порядке предложения:

     об  установлении соответствия основных типовых  воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную  службу по контракту, государственным  должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам федеральных государственных служащих федеральных органов исполнительной власти в целях определения размеров окладов денежного содержания указанной категории военнослужащих;

     о сроках и размерах повышения окладов  по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

     о соответствии уровня денежного довольствия  военнослужащих, проходящих военную  службу по контракту, уровню денежного  содержания (вознаграждения) федеральных  государственных служащих по соответствующим должностям с учетом положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», определяющего военную службу как особый вид федеральной государственной службы.

  1. Установить, что при введении системы формирования окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, применительно к должностным окладам и надбавкам к ним за квалификационный разряд федеральных государственных служащих повышение в последующем денежного довольствия и денежного содержания (вознаграждения) указанных категорий государственных служащих осуществляется одновременно при соблюдении условий равенства размеров их увеличения по соответствующим должностям»20.

     В статье 13 Федерального закона «О статусе  военнослужащих» закрепляется право  военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на различного рода дополнительные выплаты. К ним, в частности, относятся: единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного (учебного) года за добросовестное исполнение обязанностей военной службы; премия за образцовое выполнение воинского долга; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы; ежемесячная доплата к денежному довольствию по дополнительно исполняемой воинской должности; процентная надбавка за выслугу лет.

     Кроме того, закрепляется право на такие  гарантийные и компенсационные  выплаты, как: компенсация расходов при переезде на новое место службы и при направлении в командировку, получение беспроцентной ссуды  на обзаведение имуществом первой необходимости. Также, как и в отношении денежного довольствия, вопросы, связанные с конкретными размерами выплат (в пределах предусмотренных Федеральным законом), решаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Наряду с выплатами, названными выше, Федеральный закон предусматривает возможность на условиях, им определяемых, устанавливать дифференцированно надбавки и другие дополнительные выплаты в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.

     Необходимо  обратить внимание на то, что Федеральный  закон в статье 13 (пункт 11) говорит  о том, что кроме предусмотренных  данной статьей дополнительных выплат сохраняются и другие выплаты, ранее  установленные  нормативными правовыми актами Российской Федерации. В качестве примера можно привести надбавки за ученое звание и ученую степень лицам офицерского состава, имеющим право на их получение в соответствии с действующими нормативными актами, установленные Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 года № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты»21 (в ред. от 02.06.2006 г.).

Информация о работе Административно-правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу