Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:31, реферат
Проблеме административно-правового статуса граждан посвящена значительная научная литература. Гражданин - приоритетный субъект административного права, так как в структуре публичного интереса, выраженного данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод гражданина. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечивается судом (ст.18 Конституции Российской Федерации). Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается прежде всего Конституцией Российской Федерации, актами органов представительной власти.
1. Права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации в сфере государственного управления.
2. Административно-правовые гарантии защиты прав и свобод граждан России, их осуществление.
3. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
Список использованной литературы/
Административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства в современный период
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Права, свободы и обязанности
граждан Российской Федерации
в сфере государственного
2. Административно-правовые гарантии защиты прав и свобод граждан России, их осуществление.
3. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
Список использованной литературы/
1. Права, свободы и обязанности
граждан Российской Федерации
в сфере государственного
Проблеме административно-
Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закрепленную Конституцией Российской Федерации. В этом смысле конституционные права и обязанности приобретают реальное значение, когда они трансформируются в административно-правовые. Конституционное положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, не исключает того, что конституционные права предполагают ту или иную степень участия административного права а правовом механизме их реализации. Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы:
Статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное значение, поскольку не увязываются с теми или иными сферами общества. Таких прав немного, но с точки зрения своего содержания они стоят особняком и не могут быть объединены в группы с другими правами. Например, право на жизнь, право на пользование родным языком, запрет на высылку гражданина Российской Федерации за ее пределы или выдачу его другому государству.
Адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализоваться. Они делятся: на личные (личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни); социально-экономические (право частной собственности, право на не запрещенную законом предпринимательскую деятельность), социальные (право на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья); социально-культурные; политические права и свободы.
Наиболее значительное влияние
административного права на осуществление
тех прав, свобод и обязанностей,
процесс которых предполагает конкретизацию
конституционных положений, взаимодействие
граждан с управленческими
Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются прежде всего следующие права, свободы и обязанности:
1. Право граждан участвовать
в управлении государством, как
непосредственно, так и через
своих представителей (п.1 ст.32 Конституции
Российской Федерации). Оно подкрепляется
п.2. ст.32. Конституции Российской
Федерации, что “ Гражданин
может участвовать в
2. Право граждан на объединение,
включая право создавать
3. Право граждан проводить
собрания, митинги, демонстрации, шествия
и пикетирование (ст.31 Конституции
Российской Федерации). Порядок реализации
указанного права
4. Право граждан обращаться
лично, а так же направлять
индивидуальные и коллективные
обогащения в государственные
органы местного
5. Право граждан на свободу
и личную неприкосновенность (п.1
ст.22 Конституции Российской
6. Право на неприкосновенность
жилища (ст.25 Конституции Российской
Федерации) означает, что никто
не праве проникать в жилище
против воли проживающих в
нем лиц иначе как в случаях,
установленных федеральным
7. Право на передвижение,
так согласно ст.27 Конституции
Российской Федерации “Каждый,
кто законно находится на
8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (п.4 ст.29 Конституции Российской Федерации).
9. Право граждан на возмещение
государственного вреда,
Конституция Российской Федерации содержит принципиально важную оговорку о том, что перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. За их пределами граждане Российской Федерации имеют и другие права, в том числе и входящие в содержание их административно-правового статуса. Например: право изменения фамилии, имени и отчества; право на управление транспортными средствами; право на донорство; право на приобретение оружия.
Граждане Российской Федерации, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. Конституция Российской Федерации акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан. К ним Конституция Российской Федерации относит - обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество. Но главной обязанностью каждого гражданина Российской Федерации является - соблюдение Конституции Российской Федерации и законов.
Конкретный объем обязанностей
граждан в отдельных сферах определяется
многочисленными нормативными актами,
содержащими административно-
Важнейшей обязанностью граждан,
как субъектов
2. Административно-правовые гарантии защиты прав и свобод граждан России, их осуществление
Право на защиту жизни, здоровья,
свободы, собственности и других
благ является важнейшим, естественным,
неотъемлемым правом гражданина. Государство
его легализует, то есть формулирует,
уточняет объемы, закрепляет процедуры
реализации, устанавливает обязанность
государственных и общественных
органов, должностных лиц в определенные
сроки рассматривать и
Изначальным и универсальным
гарантом может быть только закон. Декларирование
в этом вопросе приоритета государства,
каких-либо его органов и должностных
лиц способно лишь ослабить гарантии
и открыть путь произволу. Таким
образом, между законом и государством
как гарантами прав и обязанностей
граждан существует сложная связь,
нарушение которой ставит под
сомнение реальность тех или иных
гарантий. Создание скоординированной
системы гарантий личных прав граждан
- необходимое условие
Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты личности:
от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан;
от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.
Административному праву
принадлежит важная роль в защите
прав граждан от неправильных действий
субъектов государственной
Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности и других аномалий в деятельности должностных лиц, органов и иных обладателей властных полномочий являются:
создание организационно-
существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты: созданные специально для этой цели (адвокатура); для которых такая деятельность является основной (профсоюзы); а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества);
активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права.
Основной гарантией прав
граждан является деятельность существующих
в стране специальных организационно-
В общем виде организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида:
административные, то есть рассматриваемые во внесудебном порядке, а в административном процессе;
судебные, то есть рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.