Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:31, реферат
Проблеме административно-правового статуса граждан посвящена значительная научная литература. Гражданин - приоритетный субъект административного права, так как в структуре публичного интереса, выраженного данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод гражданина. Именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечивается судом (ст.18 Конституции Российской Федерации). Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается прежде всего Конституцией Российской Федерации, актами органов представительной власти.
1. Права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации в сфере государственного управления.
2. Административно-правовые гарантии защиты прав и свобод граждан России, их осуществление.
3. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
Список использованной литературы/
Здесь необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, в законодательстве обращения первого типа называются жалобами, но иногда заявлениями (ст.109 УПК РСФСР), апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и в суды. Так, письма граждан по вопросам несвоевременного исполнения судебных решений, например, взыскании алиментов, возмещения ущерба поступают в суды, а рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы различаются, главным образом, не по адресату, а по порядку рассмотрения.
Обращения граждан в суд закон называет жалобами (жалоба - это обращение в государственные или иные официальные органы а должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан)) и исками, и общее название - судебная жалоба - является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:
на административные акты,
рассматриваемые в порядке
по делам частного обвинения;
кассационные.
Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, результат рассмотрения которых - акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела. Право гражданина обжаловать акты субъектов власти - атрибут демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей асимметричных, построенных на началах неравенства сторон, отношений. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы.
Право на жалобу является средством защиты и средством укрепления законности, вовлечения граждан в управление. И это одна из форм свободного выражения мнений.
Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная. Порядок рассмотрения общих жалоб регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. в редакции от 4 марта 1980 г. “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”. Основания и порядок производства по специальным жалобам регулируются специальными нормами, содержащимися в Уставе связи, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил, КоАП РСФСР и в некоторых иных актах.
Право на общую административную жалобу является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Ему корреспондирует абсолютная обязанность субъектов государственной власти разъяснять гражданам их право на обжалование, принимать, регистрировать жалобы, давать ответы заявителям.
Право на жалобу не ограниченно по содержанию и по форме. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы - не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.
Действующее законодательство
и сложившаяся практика почти
не знают ограничений права
Подача общей административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ограничения права на жалобу. По одному и тому же факту гражданин может обращаться много раз в один и тот же, либо в разные органы , одновременно либо в разное время. Еще одно формальное ограничение права на общую административную жалобу было установлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г. “Письменное обращение гражданина, сказано в нем, - должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащие этих сведений, признается анонимными и рассмотрению не подлежит”.
Общий срок рассмотрения жалоб граждан - один месяц. Из этого правила установлены три исключения.
Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.
Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более, чем на один месяц.
Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный срок может быть продлен, но не более, чем на 15 дней.
Если два первых исключения связаны с содержанием жалобы, то третье - с ее автором.
В производстве по жалобам граждан выделяются четыре стадии.
1. Первичная обработка.
На этой стадии получают
2. Проверка жалобы. Здесь производится сбор необходимой информации (путем ознакомления с документами, бесед с людьми и т.д.), ее анализ, ознакомление с законодательством.
3. Принятие решения. О
принятом решении сообщается
заявителю, отрицательный
4. Исполнение принятого решения
Право на специальную административную жалобу, чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его. Специальная жалоба характеризуется следующими признаками:
наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения;
специальными основаниями для обжалования (приказ руководителя, постановления по делу об административном правонарушении и т.п.), прямо названные в законе;
четким определением субъектов права, признанием таковыми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;
составлением обязательно в письменной форме, наличием адресатов жалобы;
процедурными особенностями в производстве по конкретным видам жалоб;
специальными сроками подачи жалобы;
специальными, более краткими, сроками ее рассмотрения.
Сопоставление общей и специальной, предусмотренной КоАП РСФСР, жалоб позволяет выявить их отличия. Во-первых, такая специальная жалоба может быть подана только лицом, привлеченным к ответственности, потерпевшим или от их имени адвокатом (ст.250,266 КоАП РСФСР), а общая жалоба каждым гражданином. Во-вторых, специальная жалоба данного вида должна быть письменной (ч.2 ст.267 КоАП РСФСР),а для общей жалобы форма не установлена. В-третьих, адресатами специальной административной жалобы выступают вышестоящие органы. Круг же адресатов общих жалоб значительно шире. В-четвертых, специальная жалоба должна быть направлена адресату в определенный срок (десять дней) со дня вынесения постановления, а для общей сроки не определены. В-пятых, подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания (ст.270 КоАП РСФСР), обращение же с общей жалобой таких последствий не влечет. В-шестых, специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение трех суток направить ее вместе с делом по подведомственности (ч.2 ст.267 КоАП РСФСР). Общую жалобу гражданин может направить по своему усмотрению прямо одному из многих адресатов. В-седьмых, жалоба в порядке производства по делам об административных правонарушениях рассматривается уполномоченным на то органом в 10-дневеый срок. Для разрешения общих жалоб законодательством установлены иные сроки.
Из приведенного примера очевидно, что право на специальную жалобу намного уже права на общую жалобу. Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что установление специального обжалования преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки пересматривать дела, а следовательно, усилить защиту прав граждан. В самом деле, такие обращения адресуются органам, уполномоченным принимать решения по существу. Установление кратких сроков обжалования призвано побудить граждан действовать более оперативно, к тому же в ряде случае установлены более краткие сроки рассмотрения специальных жалоб.
В целях усиления судебной
защиты прав граждан 30 июня 1987 г. был
принят Закон СССР “О порядке обжалования
в суд неправомерных действий
должностных лиц, ущемляющих права
граждан”. 2 ноября 1989 г. был принят
аналогичный Закон СССР в новой
редакции. В настоящее время действует
Закон Российской Федерации от 27
апреля 1993 г. “Об обжаловании в
суд действий и решений, нарушающих
права свободы граждан”. Судебный
порядок рассмотрения жалоб является
надежным способом охраны прав граждан,
особенно в тех случаях, когда
их права и интересы нарушаются неправомерными
действиями должностных лиц. Это
обусловлено тем, что дела рассматриваются
свободными от ведомственных влияний
и интересов судьями, которые
независимы, обладают необходимой для
разбирательства дел
В соответствии с законом,
каждый гражданин вправе обратится
с жалобой в суд, если считает,
что неправомерными действиями (решениями)
государственных органов
это разрешение спора между гражданином и субъектом власти о законности действий последнего;
споры разрешаются обычными судами;
порядок рассмотрения дел регламентируется нормами ГПК РСФСР и АПК РСФСР.
В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности
Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика. Для обращения в суд установлены следующие сроки:
три месяца со дня , когда гражданину стало известно о нарушении его права;
один месяц со дня получения
гражданином письменного
Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих суд определяет меру ответственности, предусмотренной законами об ответственности данного государственного служащего, вплоть до предоставлении об увольнении. В настоящее время следует различать два способа судебного обжалования:
по общему праву
на основе специальных норм
Судебные жалобы граждан можно различать и по адресатам: в суды общей юрисдикции, в арбитражные и конституционные (уставные) суды.
Судебное обжалование на основе специальных норм - исключение из судебного обжалования по общему праву. В установленных специальными нормами случаях жалобы тоже направляются в суд, но процедуры их подачи и рассмотрения отличаются некоторым своеобразием. Так, КоАП РСФСР установлено, что жалоба на постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть сразу направлена в суд; подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления (ст.266-270). Примером специальной судебной жалобы может быть жалоба на основании ч.1 ст.31 Закона “ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 21 июня 1995 г., в соответствии с которой решение и действия (бездействия) центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации.
Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не только законодательными актами о жалобах и реализуется не только судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. По итогам рассмотрения такой жалобы Конституционный Суд принимает одно из следующих решений (ст.100 Федерального Конституционного Закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 24 июня 1994 г.”):