Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:37, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является исследование основных аспектов АДМИНИСТправового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
В соответствии с целью были определены следующие задачи, решение которых запланировано в процессе исследования проведенного в данной работе:
1. изучить теоретические аспекты института гражданства Российской Федерации;
2. исследовать основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
3. рассмотреть порядок въезда, временного проживания и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
4. сделать выводы и сформулировать предложения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

 

      Введение

     В международном рейтинге миграционной привлекательности Российская Федерация  занимает 3 место, в связи с чем  очень остро стоит вопрос правового  положения иностранных граждан  и лиц без гражданства, проездом или постоянно находящихся на ее территории. Основной миграционный поток составляют граждане бывших советских республик, в одночасье ставшие для России иностранцами.

     Иностранными  гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие  доказательства наличия гражданства  иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

     Российское  государство исходит из того, что  иностранцы и лица без гражданства  должны иметь равные между собой  права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, имущественного положения, при этом оно основывается на принципе предоставления иностранцам и лицам без гражданства максимума прав, не связанных с российским гражданством. В соответствии с Конституцией РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных законом или международным договором.

     По  своему объему и конкретному содержанию административная правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства может быть общей, особенной и специальной по тем же критериям и классификационным основаниям, которые указывались нами выше при рассмотрении административно-правового статуса российских граждан.

     Говоря  о правах и обязанностях, хотелось быть напомнить, что в любом государстве, их полноправными обладателями являются граждане. Остальные категории лиц обладают ограниченными правами и соответственно обязанностями. В основном эти ограничения касаются избирательных и ряда других прав, а также, например воинской обязанности и других обязанностей, принадлежащих только гражданам.

     Общая административная правосубъектность  иностранцев и апатридов по своему содержанию близка к праводееспособности  граждан России, за незначительными  изъятиями и ограничениями. Иностранные граждане, в частности, не могут состоять на государственной службе в России, участвовать в выборах, не могут допускаться к являющимся государственной тайной сведениям, на них не распространяется воинская обязанность российских граждан и т.д. В основном же на них распространяются все общие конституционные права, обязанности и гарантии.

     Особенная административная правосубъектность  различных категорий иностранных  граждан конкретно определяется официально зафиксированной целью, а также длительностью времени их пребывания на территории России. Ясно, что особенные права и обязанности по своему объему, конкретному содержанию весьма различны у дипломатов, иностранных студентов, аспирантов, консультантов, коммерсантов, журналистов, туристов и т.д.

     Основной  обязанностью всех лиц находящихся  на территории государства является обязанность соблюдения законов  государства. В противном случае наступает юридическая ответственность. Это может быть просто административное предупреждение или же уголовная ответственность.

     Закрепляя статус различных категорий граждан  и не граждан, каждое государство  определяет порядок их выезда за пределы  своего государства, и въезда (возвращения) на его территорию. Для не граждан, каждое государство, также устанавливает различные режимы пребывания, от временного пребывания до постоянного проживания.

     Рассмотрение  правового статуса иностранных  граждан и лиц без гражданства  на любом этапе существования  государства всегда остается актуальным.

     Актуальность  темы данной дипломной работы заключается в том, что вопрос о правовом состоянии личности субъектов конституционного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками практически всех правовых отношений.

     Целью данной дипломной работы является исследование основных аспектов АДМИНИСТправового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

     В соответствии с целью были определены следующие задачи, решение которых  запланировано в процессе исследования проведенного в данной работе:

     1. изучить теоретические аспекты  института гражданства Российской  Федерации;

     2. исследовать основные права, обязанности  и ответственность иностранных  граждан и лиц без гражданства  на территории Российской Федерации;

     3. рассмотреть порядок въезда, временного проживания и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

     4. сделать выводы и сформулировать  предложения.

     Объект  исследования данной работы – законодательство Российской Федерации в области  гражданства и миграции.

     Предмет исследования – правовое положение  иностранных граждан и лиц  без гражданства в РФ.

     Методологической  основной данной дипломной работы послужили  труды российских авторов, таких  как Ю.М.Козлов, Л.Л.Попов, А.П.Коронев, В.Ф.Ломакин.

     При написании были использованы специальная учебная литература, нормативно-правовые акты Российской Федерации, международные договора, соглашения и т.д.

 

      Раздел 1. Гражданство  Российской Федерации

     1.1. Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации

     Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.

     Гражданство Российской Федерации может быть приобретено согласно статье 11 Федерального закона:

  • по рождению;
  • в результате приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;
  • в результате приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке;
  • в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
  • а также по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

     Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения материалов (в общем порядке — в течение 1 года, а в упрощенном — до 6 месяцев, со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения. В общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном — руководители территориальных органов ФМС России по субъектам Российской Федерации. Никаких квот на приобретение российского гражданства нет. Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.

     Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории России (т.е. по виду на жительство) в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания сокращается до 1 года или это условие снимается вообще для отдельных категорий иностранцев, установленных той же статьей.

     Прием в российское гражданство в упрощенном порядке

     Осуществляется  при наличии оснований, установленных  для некоторых категорий лиц  статьей 14 Федерального закона. При  этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь  вид на жительство, за исключением лиц, указанных в частях 3,5,6 и 7 данной статьи). В соответствии со статьей 14 в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица:

  • имеющие хотя бы одного родителя, имеющего российское гражданство и проживающего на территории Российской Федерации (пункт «а» части 1 статьи 14);
  • проживавшие и проживающие, в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств лица без гражданства, бывшие граждане СССР (пункт «б» части 1 статьи 14);
  • получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование после 1 июля 2002 года в российских образовательных учреждениях граждане государств, входивших в состав СССР (пункт «в» части 1 статьи 14);
  • родившиеся на территории РСФСР, и имевшие гражданство бывшего СССР (пункт «а» части 2 статьи 14);
  • проживающие в Российской Федерации и состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (пункт «б» части 2 статьи 14);
  • являющиеся нетрудоспособными и имеющие совершеннолетних дееспособных детей — граждан Российской Федерации (пункт «в» части 2 статьи 14);
  • имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «г» части 2 статьи14);
  • имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «д» части 2 статьи 14);
  • нетрудоспособные лица, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. (часть 3 статьи 14);
  • ветераны Великой Отечественной войны (часть 5 статьи 14);
  • дети и недееспособные лица (часть 6 статьи 14);
  • имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (часть 7 статьи 14).

     1.2. Упрощенный порядок   получения гражданства  РФ. Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут приобретать гражданство Российской Федерации на территории Российской Федерации также в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами, заключенными Российской Федерацией с указанными государствами. Процедура рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации сокращена и составляет три месяца со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

     Согласно  части 1 статьи 32 прием заявлений  по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом (только по нормам части 1 и 6 статьи 14, части 2 и 3 статьи 19, части 3 статьи 26). Заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих на территории России, принимают территориальные органы ФМС России по месту жительства заявителя (в преобладающем большинстве случаев при наличии вида на жительство).

     Особо следует отметить условия приема в российское гражданство, установленные  пунктами «в», «г» и «д» части 1 статьи 13:

     - наличие законных источников  средств к существованию;

     - обращение в полномочный орган  иностранного государства с заявлением  об отказе от имеющегося у  лиц иного гражданства;

     - владение русским языком.

     Кроме того, о приобретении российского  гражданства территориальный орган ФМС России информирует дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства.

     Соответствующие конкретным основаниям приобретения российского  гражданства формы бланков заявлений, правила и порядок их оформления, подачи и рассмотрения, а также перечни прилагаемых к ним документов, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

     За  рассмотрение заявлений по вопросам гражданства уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей. Государственная пошлина не уплачивается только при приеме в российское гражданство лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств. Это установлено в соответствии с изменениями, внесеннымиФедеральным законом от 27.12.2009 № 374-ФЗ в ст. 45 части I и в главу 25.3 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Информация о работе Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации