Административно-процессуальное право как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:03, реферат

Краткое описание

Административно-процессуальное законодательство впервые получило свое закрепление в пункте «к» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации, а также в статье 118 Конституции.
В течение последнего десятилетия в российском административно-процессуальном законодательстве произошли значительные изменения и связаны они, прежде всего, с принятием большого количества нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование правового регулирования в данной сфере, с одной стороны, и расширением судебного контроля за деятельностью исполнительной власти с другой стороны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Административно-процессуальное право как отрасль российского права………………………………………………………………………………..3
2 Рассмотрение предложений и заявлений граждан и обращений организаций в органах внутренних дел………………………………………………………...6
3. Понятие, цели применения и элементы правового регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях……………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

админ.процесс.контрольная1.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Административно-процессуальное  право как отрасль российского  права………………………………………………………………………………..3

2 Рассмотрение предложений  и заявлений граждан и обращений  организаций в органах внутренних  дел………………………………………………………...6

3. Понятие, цели применения  и элементы правового регулирования  мер обеспечения производства  по делам об административных  правонарушениях……………………………………………………………….10

Заключение………………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Данная работа посвящена изучению понятия и сущности административно-процессуального  права как отрасли  российского  права, целей применения и элементов  правового регулирования мер  обеспечения производства  по делам  об административных правонарушениях, а также в работе рассматривается  порядок рассмотрения предложений и заявлений граждан и обращений организаций в органах внутренних дел.

Административно-процессуальное законодательство впервые получило свое закрепление в пункте «к» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации, а также в статье 118 Конституции.

В течение последнего десятилетия в российском административно-процессуальном законодательстве произошли значительные изменения и связаны они, прежде всего, с принятием большого количества нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование правового регулирования в данной сфере, с одной стороны, и расширением судебного контроля за деятельностью исполнительной власти с другой стороны.

Поскольку исполнительная власть реализуется в различного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, постольку имеются необходимые основания для того, чтобы её также рассмотреть с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятельности имеет процессуальную форму.  
С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса.

В подобном понимании  он предназначен для того, чтобы  обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов, предполагаемых диспозицией нормы, то есть соответствующих правил должного поведения.  

 

1.Административно-процессуальное право как отрасль российского права.

Единого административно-процессуального  кодекса в России пока нет. Порядок  рассмотрения и разрешения дел административно-юрисдикционного характера урегулирован КоАП, Таможенным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом РФ1, Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»2, Федеральными законами от 8 июля 1999 г. «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»3, от 12 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих»4, Указом Президента от 6 июня 1996 г. «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы»5, а также другими нормативными актами, предусматривающими порядок привлечения к административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Кроме того, многие нормы административно-процессуального  характера содержатся в ведомственных  актах. К их числу относятся, например: Инструкция по организации в органах  внутренних дел производства по делам  об административных нарушениях правил дорожного движения от 23 марта 1993 г.6; Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства от 25 июля 1996 г.7; Положение о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства от 27 июля 1993 г.8; Инструкция о порядке работы госземинспек-торов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушения земельного законодательства от 18 февраля 1994 г.9; Инструкция о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения от 7 июля 1993 г.10

Перечисленные нормативные акты содержат нормы, определяющие круг субъектов соответствующих  видов административного процесса, их процессуальные права и обязанности, принципы рассмотрения дел и ответственности за нарушения административно-процессуальных норм, на базе которых возникают и реализуются административно-процессуальные отношения.

Административно-процедурные  производства регулируются Федеральными законами от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»11, от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»12, от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»13, постановлением Правительства от 13 августа 1997 г., утвердившим Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации14, и другими нормативными актами..

Таким образом, административно-процессуальное законодательство очень разрозненно и пока слабо развито. Явно не хватает общих процедур, особенно в сфере взаимоотношений органов исполнительной власти и по «вертикали», и по «горизонтали».

В практике управления возникает много споров и конфликтов между центром и регионами, между областной администрацией и районами, областными службами, между ведомствами и т. д. Настоятельно необходим нормативный порядок урегулирования разногласий и разрешения споров между различными структурами исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рассмотрение предложений и заявлений граждан и обращений организаций в органах внутренних дел.

Для обеспечения  законности в деятельности органов  исполнительной власти существенное значение имеют личные обращения граждан  с жалобами, предложениями и заявлениями. Выступая в личном качестве, как частное лицо, по собственной инициативе, каждый гражданин вправе оценивать деятельность органа исполнительной власти, любою должностного лица или государственного служащего с точки зрения ее законности и результативности.

Термин "обращение" объединяет такие понятия, как предложение, заявление, жалоба (в письменной или  устной форме).В соответствии с Конституцией РФ (ст.18) гражданин может обратиться в государственные органы и органы местного самоуправления не только с  предложениями, заявлениями и жалобами, но и по другим вопросам, например за получением необходимой ему информации, справок, копий документов и т.д.Порядок рассмотрения обращений на законодательном уровне еще не урегулирован. Необходимость законодательного акта по этому вопросу вытекает из ст.33 Конституции РФ; он должен определить права и обязанности государственных органов; процедуру рассмотрения. Работа с обращениями граждан - отдельное направление деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, подразделений, учреждений и организаций системы МВД России, призванное обеспечить защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Организационно-методическое обеспечение работы подразделений системы МВД России по рассмотрению обращений граждан осуществляется Управлением делами Административного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации, управлениями (отделами, отделениями, группами) делопроизводства; делопроизводства и режима; документационного обеспечения и режима; режима, делопроизводства и

кадров; режима и делопроизводства; общего; обеспечения  делопроизводства; документального  обеспечения; документационного обеспечения; секретариатами, канцеляриями. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и иными федеральными законами. Специального внимания заслуживает вопрос о средствах защиты своих прав и законных интересов, нарушаемых исполнительными органами (должностными лицами), которые в соответствии с действующим законодательством предоставлены гражданам. Имеются в виду их заявления и жалобы. Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. В подобном понимании подача жалобы есть юридический факт, на основе которого возникает конкретное административное правоотношение, сторонами которого являются жалобщик и орган (должностное лицо), полномочный на вынесение соответствующего решения по жалобе. Обязанность государственных служащих своевременно рассматривать обращения граждан корреспондируется с конституционным правом граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33 Конституции РФ).Содержание обращений может касаться проблем как общегосударственных, так и местного самоуправления, интересов как личных, так и групповых. Правом жалобы обладают все граждане, причем жалобы могут быть индивидуальными и коллективными. Не подлежат рассмотрению анонимные жалобы и заявления. Заявитель и жалобщик несут ответственность за сообщение заведомо ложных, клеветнических измышлений (как правило, в судебном порядке).

Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов  и иных нормативных правовых актов, деятельности системы МВД России, по развитию общественных отношений. Предложения и заявления имеют иную правовую сущность — они не связаны с нарушением субъективных прав гражданина, а чаще всего носят критический характер и, как полагают их авторы, направлены на улучшение деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих.

Граждане имеют  возможность обжаловать любые незаконные действия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Благодаря правовой основе жалобы приобретают качества правового средства, с помощью  которого осуществляется своеобразный контроль за работой персонала и руководителей органов исполнительной власти. Одновременно жалобы — важное средство охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник самой разнообразной информации. Они являются эффективным инструментом противодействия бюрократизму, коррупции, должностным злоупотреблениям и правонарушениям. Обращающиеся с жалобами должны получать обоснованные ответы, а там, где нарушены права человека, соответствующие органы обязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдение закона.

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Его предмет отличается от предмета жалобы. Как правило, заявления подаются в связи с необходимостью в официальном порядке, установленном действующим законодательством, реализовать предоставленное гражданину субъективное право (например, заявление о назначении пособия или пенсии, о выдаче водительских прав и т.п.). Но есть другой вариант заявлений. Это информация о том, что на определенном участке государственно-управленческой деятельности имеются, на взгляд заявителя, те или иные недостатки, упущения и т.п., что нередко влечет за собой и нарушения прав и законных интересов граждан. В подобных случаях, а также тогда, когда в заявлении сообщается о правонарушениях, совершаемых должностными лицами (например, о коррупции), его значение сходно со значением жалобы. Рассмотрение заявлений осуществляется в таком же порядке, что и рассмотрение жалоб. Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца с момента поступления их в организацию, учреждение и т.п., обязанные разрешить вопрос по существу. Не требующие проверки жалобы решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней. Прием граждан в подразделения системы МВД осуществляется по графику во все рабочие дни и в один из общевыходных дней недели. В дежурных частях ОВД граждане принимаются круглосуточно. Гражданин, обратившийся в дежурную часть или в другие подразделения системы МВД, должен предоставить документ, удостоверяющий его личность. В ходе приема граждан обращения заносятся либо в карточку; либо принимается в устной форме, если изложенные в обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, на что и дается устный ответ. В остальных случаях дается письменный ответ.

Далее, «по Инструкции по работе с обращениями граждан  в системе МВД России», письменное обращение регистрируется сотрудником  ОВД и рассматривается в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие,  цели применения и элементы  правового регулирования мер  обеспечения производства по  делам об административных правонарушениях.

Главная особенность этой группы мер  административного пресечения в  том, что они применяются с  целью обеспечить нормальный ход производства по делу, носят обеспечительный характер.По содержанию принудительного воздействия среди мер процессуального принуждения следует различать, во-первых, меры ограничения личных неимущественных прав (доставление, задержание, привод, принудительное освидетельствование, личный досмотр) и, во-вторых, меры ограничения имущественных прав (изъятие, арест, досмотр вещей, задержание транспортных средств и другого имущества, принудительное исполнение постановления о наложении штрафа, отстранение от управления транспортным средством).

Административное  задержание на срок до трех часов может  быть произведено, если, помимо общей  предпосылки - совершения административного  нарушения, - имеется одно из следующих  дополнительных условий:

1) наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжаться, что нарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе;

2) когда исчерпаны  другие меры воздействия, обеспечения  своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по нему.

Лица, совершившие  мелкое хулиганство, торговлю с рук  в неустановленных местах, нарушившие порядок организации митингов и  демонстраций, могут быть задержаны  до рассмотрения дела начальником, заместителем начальника ОВД или судьей. Максимальный срок такого задержания - трое суток. Лица, нарушившие пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу, режим Государственной границы РФ, в случаях, необходимых для выяснения обстоятельств нарушения, установления личности, могут быть задержаны на срок до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение 24 часов с начала задержания. Если нарушитель не имеет документов, удостоверяющих его личность, с санкции прокурора задержание может быть продлено до 10 суток. Большое внимание административному задержанию уделяет ТК. В целях пресечения нарушений таможенных правил начальник таможенного органа или его заместитель принимает решение о задержании. Срок административного задержания на общих основаниях - до трех часов. Часть 2 ст. 331 ТК разрешает задерживать на срок до трех суток с письменным сообщением об этом прокурору в течение суток, а с санкции прокурора - до 10 суток в случаях, если:

Информация о работе Административно-процессуальное право как отрасль российского права