Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:44, доклад
Административное взыскание применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами, в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.
Понятие, цели и основания административных взысканий. Виды и система административных взысканий.
Виды административных взысканий.
Общие правила наложения административных взысканий.
Наложение административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений.
Сроки наложения и погашения административных взысканий, исчисление сроков.
Основания для освобождения от административной ответственности.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ.
1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И
ОСНОВАНИЯАДМИНИСТРАТИВНЫХ
ВИДЫ И СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ВЗЫСКАНИЙ
Административное взыскание - мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение.
Административное взыскание
В ст. 6.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях закреплены следующие виды административных взысканий:
В отношении юридических лиц применяются административные взыскания, указанные в пунктах 2, 6, 7, 9. Административные взыскания, указанные в пунктах 3-9, а также административные взыскания, применяемые к юридическим лицам, налагаются только судом.
Все названные взыскания образуют единую систему. Они применяются в целях защиты правопорядка; воспитания лиц, совершивших административные правонарушения, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития; предупреждения совершения новых проступков как со стороны самого правонарушителя, так и со стороны других лиц. Применение любого административного взыскания влечет юридические последствия.
Административные взыскания
Административные взыскания
Взыскания могут быть разовыми, единовременными (конфискация, предупреждение, штраф) и длящимися, растянутыми во времени (арест, лишение специальных прав, исправительные работы).
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях делит административные правонарушения на основные и дополнительные.
Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.
Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.
Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.
При этом за одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительное административные взыскания из указанных в Особенной части Кодекса.
2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
Предупреждение - наиболее мягкая мера взыскания морального характера. Оно применяется в качестве самостоятельной меры взыскания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Оно, как и всякое иное взыскание, налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться как взыскания.
Штраф - это мера имущественного характера. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь, на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.
Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины; налагаемого на индивидуального предпринимателя - менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - менее десяти базовых величин.
Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин; налагаемого на индивидуального предпринимателя - двухсот базовых величин, а на юридическое лицо - тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.
Штраф за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятисот базовых величин.
Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном ст. 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы, производится удержание в доход государства в размере 20 %.
Исправительные работы не могут быть назначены:
Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.
Административный арест не может применяться:
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Лишение права управления транспортным средством не может назначаться физическому лицу, которое пользуется этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения либо состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.
Лишение права заниматься определенной деятельностью
применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.
Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП.
Независимо от назначенного административного
взыскания применяется
Депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства. При этом необходимо учитывать, что депортация - это контролируемое принудительное выдворение. Ее как меру административного взыскания следует отличать от административного выдворения как меры административного пресечения. Последняя применяется в отношении тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые пересекли Государственную границу Республики Беларусь без установленных выездных документов, а депортация применяется в основном за нарушение правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Взыскание стоимости
предмета административного
Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения против порядка таможенного регулирования.
Под стоимостью предметов, товаров и транспортных средств понимается регулируемая цена, если таковая на эти предметы, товары, транспортные средства установлена, а в других случаях -свободная цена на день выявления правонарушения. При невозможности определить стоимость товаров и транспортных средств в указанном порядке она определяется на основании заключения эксперта. Пересчет иностранной валюты в денежные единицы Республики Беларусь производится по действующему на день выявления административного правонарушения курсу Национального банка Республики Беларусь.
3. ОБЩИЕ ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
Специальная глава КоАП закрепляет
правила наложения
Орган (должностное лицо) вправе рассматривать только те дела, которые ему подведомствены, налагать взыскание в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия виновного, избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.
Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же начальник ОВД считает целесообразным применение иного взыскания, то должен направить дело в суд.