Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование особенностей административных экологических правонарушений.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) раскрыть понятие административного экологического правонарушения;
2) проанализировать административную ответственность за экологические правонарушения;
3) охарактеризовать эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды;
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Экологические правонарушения…………………………………...…....5
1.1. Структура экологических правонарушений…………………………….5
1.2. Административные экологические правонарушения………………….7
2 Административная ответственность за экологические правонарушения………………………………………………………………….9
2.1.Виды ответственности за экологические правонарушения………………9
2.2. Административная ответственность за экологические правонарушения………………………………………………………………..12
2.3. Административные взыскания……………………………………………16
2.4. Поводы к возбуждению дел об административном экологическом правонарушении……………………………………………………………….19
2.5. Эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды…………………………………………………………….20
3 Коллизии в правовом регулировании административных экологических правонарушений……………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………
Административная
ответственность за
Одно из
наиболее распространенных
Особенностью
правового регулирования
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется администрацией государственных и негосударственных организаций в отношении работающих по найму должностных лиц, технического персонала и работников, а также в отношении членов общественных объединений за экологические правонарушения, совершенные в процессе трудовой или служебной деятельности. Дисциплинарные взыскания включают предупреждение, выговор, отстранение от работы и другие.
Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:
- стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;
- компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;
- превентивную, обеспечивающуюся предупреждение новых правонарушений;
- карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.
Это вид юридической
ответственности, наиболее часто имеющий
место в сфере
По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому КоАП в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления.
Составы экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, определены в гл. 8 КоАП:
- несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
- несоблюдение экологических
и санитарно-
- нарушение правил обращения
с пестицидами и
- нарушение законодательства об экологической экспертизе;
- сокрытие или искажение экологической информации;
- порча земель;
- невыполнение обязанностей
по рекультивации земель, обязательных
мероприятий по улучшению
- использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- нарушение требований
по охране недр и
- нарушение требований по рациональному использованию недр;
- нарушение правил и
требований проведения работ
по геологическому изучению
- нарушение порядка
- нарушение правил охраны водных объектов;
- нарушение правил
- нарушение правил эксплуатации
водохозяйственных или
- невыполнение правил ведения судовых документов;
- нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации стандартов (норм, правил) или условий лицензии;
- нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- незаконная передача
минеральных и (или) живых
- нарушение правил охраны атмосферного воздуха;
- выпуск в
эксплуатацию механических тран
- эксплуатация
механических транспортных
- нарушение
порядка предоставления
- нарушение правил использования лесов;
- самовольное
использование лесов,
- нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства;
- незаконная
рубка, повреждение лесных
- уничтожение мест обитания животных;
- уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ;
- нарушение
правил санитарной
- нарушение правил пожарной безопасности в лесах;
- нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных;
- нарушение
установленного порядка
- уничтожение
редких и находящихся под
- нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов;
- нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства;
- нарушение правил охраны водных биологических ресурсов;
- нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;
- нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы;
- невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
2.3. Административные взыскания
В ст. 3.2. КоАП установлены следующие административные взыскания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности.
Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
Значительное
место среди мер
Как утверждает М.М. Бринчук, наиболее распространенной мерой административного пресечения является привлечение виновных к административной ответственности, как правило, путем взыскания административного штрафа с правонарушителей. Целью взыскания административного штрафа с нарушителей правил охраны окружающей среды является: прекращение их противоправного поведения.6
В целях охраны атмосферного воздуха и борьбы с шумом применяется такая мера административного пресечения, как запрещение эксплуатации транспорта с повышенным задымлением или с повышенными шумами7.
Размеры штрафа определяются двумя способами и выражаются, чаще всего, в величине, кратной МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Значительно реже они определяются исходя из стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения такового.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О порядке применения судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» указано, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.8
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов.
Протоколы об административных экологических правонарушениях, предусмотренных в КоАП, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Следует констатировать, что, существующие штрафные санкции, установленные административным законодательством, не могут способствовать восстановлению нарушенного экологического баланса. Нарушения экологического законодательства должны влечь применение мер наказания, адекватных их опасности, а также вреду, причиняемому окружающей природной среде и обществу. Очевидно, что одного только ужесточения санкций недостаточно для того, чтобы значительно улучшить экологическую ситуацию. Важная роль в этом принадлежит экологическому информированию и образованию, так как мероприятия, которые применяются для улучшения экологической ситуации, не будут эффективными без активной поддержки населения.
Информация о работе Административные экологические правонарушения