Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:41, контрольная работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении содержания и правовой природы административного договора.
Поставленная цель решается путем следующих задач:
- рассмотрение понятия и признаков административного договора;
- изучение видов и классификаций административных договоров;
- анализ правовой природы административного договора.
Введение - 3 -
1. Понятие и признаки административного договора - 5 -
2. Виды административных договоров - 9 -
3. Правовая природа административного договора - 12 -
Заключение - 14 -
Список используемых источников и литературы - 15 -
Оглавление
Введение - 3 -
1. Понятие и признаки административного договора - 5 -
2. Виды административных договоров - 9 -
3. Правовая природа административного договора - 12 -
Заключение - 14 -
Список используемых источников и литературы - 15 -
Переход от административно-командной системы управления к демократической делает актуальным поиск новых форм и средств государственного управления. Среди последних выделяется административный договор, сочетающий в себе одновременно и формально-юридическое равенство контрагентов, и прерогативные полномочия государственно-властного участника, реализующего публичные задачи и функции.
Сегодня государственные органы и
организации заключают
Актуальность данной работы обусловлена усилением договорных начал в публично-правовых отношениях.
Цель данной работы заключается в рассмотрении содержания и правовой природы административного договора.
Поставленная цель решается путем следующих задач:
- рассмотрение понятия и
- изучение видов и классификаций административных договоров;
- анализ правовой природы
Данная контрольная работа состоит
из введения, основной части, заключения
и списка используемой литературы.
В свою очередь основная часть
содержит в себе три пункта, в
которых рассматривается
В работе были использованы как нормативные акты, так и учебники таких известных авторов как: Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, Л.Л.Попов и многих других.
Таким образом, особый интерес на сегодняшний день приобретает проблема административного договора как одной из новых и перспективных административно-правовых форм осуществления управленческих действий со стороны государства.
Административный договор - основанный на административно-правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного согласования воли двух (либо более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников. 1
Административный договор
Структура административного договора - совокупность элементов (субъект, объект и содержание), выступающая как правовая связь между субъектами административного права, возникшая по поводу объекта, устанавливающая совокупность условий, закрепляющих права и обязанности сторон, а также административно-правовые нормы. Под субъектом административного договора понимается лицо (орган), определенное административно-правовыми нормами, обладающее административно-правовым статусом (совокупностью нормативно закрепленных юридических прав и обязанностей) и административной правосубъектностью (способностью выступать в качестве субъекта прав и обязанностей). Один из субъектов административного договора всегда наделен государственно-властный полномочиями. Объект административного договора - это действия (поведение) сторон административного договора. 3
Функции административного договора:4
1) регулятивная - в результате заключения административного договора устанавливаются определенные правила поведения для сторон, административный договор служит регулятором общественных отношений, координирует взаимосвязи между субъектами административного договора;
2) правореализующая - состоит в переводе абстрактных административно-правовых норм в конкретные условия административного договора, закрепляющие права и обязанности сторон;
3) правовосполнительная - заключается в устранении правовых пробелов применительно к конкретным административным правоотношениям;
4) коммуникативная - административный договор представляет собой соглашение, компромисс между субъектами административного права, что способствует взаимодействию и взаимосвязи между ними;
5) информационная - в результате заключения административного договора происходит фиксация воли и волеизъявлений сторон, достигнувших соглашения по поводу условий административного договора;
6) охранительная - осуществляется путем угрозы применения санкций, предусмотренных как императивно, так и диспозитивно за нарушение условий договора, а также установление гарантий, направленных на эффективное исполнение условий административного договора;
7) распределительная - происходит распределение прав и обязанностей между субъектами административного права, корреспондирующих друг с другом, на основе которых возникают административно-правовые отношения;
8) воспитательная - процесс заключения административного договора способствует побуждению правовой активности субъектов административного права, их правомерному поведению, воспитывает самостоятельность мышления, заставляет изучать и анализировать административно-правовые нормы, осознавать и отстаивать публичные интересы;
9) познавательная - обеспечивает расширение правовых знаний субъектов, вступающих в административный договор.
В теории административного права выделяются следующие признаки административного договора:
- заключение договора влечет возникновение правоотношений между его субъектами на основе добровольного согласия;
- заключается на основе норм административного права, которые регламентируют порядок его заключения и прекращения (расторжения). В обоснование этого положения можно привести следующий пример: «Правительство Российской Федерации по соглашению (договору) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам»5;
- не допускается в одностороннем порядке отказ от исполнения договорных обязательств одним из его участников;
- содержание договора составляют управленческие отношения. Целью договора является урегулирование отношений, складывающихся в сфере государственного управления, отношений управленческого характера. Например: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Московской области могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам6;
- несоблюдение его условий влечет наступление негативных юридических последствий;
- целью является реализация публично-правовых интересов его участников;
- одной из сторон административного договора выступает орган исполнительной власти, являющийся субъектом государственного управления. Без его участия данный договор не может быть заключен.7
Таким образом, административный договор – это соглашение двух формально юридически равных властных субъектов государственного управления, касающийся вопросов организации управленческого процесса, который имеет свою структуру, выполняет множество функций и имеет ряд присущих только ему признаков.
В последние годы административные
договоры все чаще предусматриваются
российским законодательством, которое
стремится вооружить
1. Договоры о разграничении компетенции (например, договоры Российской Федерации с ее субъектами о разграничении предметов ведения);
2. Контракты с государственными служащими (военнослужащими, сотрудниками полиции и т.д.);
3. Договоры об охране имущества (например, вневедомственной охраны при ОВД с администрацией особо важных объектов, перечисленных в отдельном постановлении Правительства России);
4. Договоры о сотрудничестве (например, договор с гражданином о конфиденциальном сотрудничестве в целях борьбы с преступностью, заключаемый на основании Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
В литературе рассматриваются различные критерии для классификации административных договоров. В основном используется: предметный критерий, юридические свойства, характер взаимоотношений субъектов, целенаправленность договоров и многие другие. Более подробно классификация административных договоров будет рассмотрена далее.
По предметному критерию среди административных договоров можно выделить:9
- договор о компетенции (разграничении полномочий и предметов ведения);
- договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ);
- договоры по управлению объектами государственной собственности;
- контракты (трудовые соглашения) с государственными служащими;
- финансовые и налоговые соглашения;
- договоры о совместной деятельности и сотрудничестве;
- договоры об оказании некоторых услуг государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам (коммунальных услуг, по благоустройству, по обеспечению занятости населения);
- инвестиционные соглашения;
- договоры о сотрудничестве (об обмене информацией, о совместной деятельности).
Исходя из юридических свойств можно назвать:10
- правоустанавливающие договоры, в которых формируются новые правовые, в том числе административно-правовые нормы);
- правоприменительные договоры, которые разрешают индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления).
По
характеру взаимоотношений
- договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к другу;
- договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.
По целенаправленности административные договоры делятся на:
-
договоры, регулирующие действия
субъектов, подчиненных
- договоры, регулирующие согласованные управленческие действия самих контрагентов;
- договоры «смешанного» типа.
В зависимости от круга субъектов договоры могут заключаться:12
- между субъектами управленческой деятельности;
- между субъектами исполнительной власти и иными государственными (муниципальными) органами;
- между государственными и негосударственными организациями;
- между государственными (муниципальными) органами и их служащими;
- между субъектами управления и гражданами.
В зависимости от числа субъектов существуют:13
- двусторонние административные договоры;
- многосторонние административные договоры.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что в российском законодательстве существует большое количество разновидностей административных договоров, которые в свою очередь регулируют различные виды правоотношений между субъектами данного договора. Приведенная выше классификация не является исчерпывающей, т.к. существует много точек зрения у авторов, занимающихся данным вопросом.
В Российской Федерации административный
договор стал приобретать особую
актуальность лишь в последние годы,
что объясняется развернувшимся
процессом преобразования отношений
собственности, отменой планового
распределения, стремлением привести
в порядок систему
Во-первых, административный договор является особым видом публичных договоров и поэтому имеет специфические признаки. 15
Во-вторых, в публично-правовом договоре противоположной стороной по отношению к его постоянному участнику - органам, обладающим властными полномочиями, могут выступать и субъекты, которые в публично-правовой сфере не являются носителями властно-регулирующих функций (например, негосударственные частные предприятия и организации, граждане).
В-третьих, административные договоры в качестве обязательных условий их заключения могут содержать:
- удовлетворение общественного (публичного) либо государственного интереса;
- определение административного (публичного) режима реализации определенных задач и функций;
- осуществление контроля за его реализацией со стороны органов управления;
- возможность прекращения административного договора в одностороннем порядке органами (должностными лицами) исполнительной власти при неисполнении или ненадлежащем исполнении другой стороной принятых обязательств;
- установление возможности разрешения возникающих споров в органах административной юстиции и в судебных органах.
Административно-правовой договор - это
новое и еще недостаточно осмысленное
явление, так как сама природа
государственного управления предполагает
императивность односторонних юридически
- властных волеизъявлений, а договорные
связи исходят из равенства их
участников. Немаловажным сдерживающим
фактором является и отсутствие в
законодательстве РФ форм правового
регулирования публично-