Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:16, реферат
Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.
Введение…………………………………………………………………………...3
Различия административного надзора от контроля…………………………….4
Понятие, цель, субъекты административного надзора…………………………9
Содержание административного надзора…………………………………...…17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22
Введение…………………………………………………………
Различия административного надзора от контроля…………………………….4
Понятие, цель, субъекты
административного надзора……………
Содержание административного надзора…………………………………...…17
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Надзор
как способ обеспечения законности
в деятельности органов исполнительной
власти отличается от контроля. Надзор
заключается в постоянном, систематическом
наблюдении специальных государственных
органов за деятельностью не подчиненных
им органов или лиц с целью
выявления нарушений
В этом реферате мы попробуем понять что же все таки такое административный надзор, выявить цели этого надзора и выяснить, как и какими органами власти он осуществляется.
В России в наше время существуют три типа надзора:
Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.
Таким образом, попытаемся
1.Различия административного надзора от контроля.
Понятие
административного надзора, его
соотношение с контролем в
научных кругах является предметом
дискуссии. По мнению одних авторов,
административный надзор является разновидностью
надведомственного
Между тем имеются все основания, чтобы провести грань между контрольной и надзорной деятельностью, "развести" эти понятия, не отождествлять их, а определить особенности, назначение и место в системе способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Во-первых,
различие между надведомственным или
внешним контролем и
Во-вторых,
контроль и административный надзор
различаются по объему полномочий.
Контрольные полномочия связаны
с вмешательством органов контроля
в оперативно-хозяйственную, конкретную
производственную деятельность подконтрольного
объекта. При этом контрольные полномочия
допускают возможность
В-третьих, административный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С этой точки зрения административный надзор включает три его разновидности:
а) административный надзор осуществляется в отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил, например, правил пожарной безопасности;
б) административный надзор распространяется на определенный круг граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам, например надзор за соблюдением гражданами правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, должностными лицами, ответственными за сохранность и использование радиоактивных материалов, средств цветного копирования;
в)
персонифицированный
Контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.
В-четвертых, административный надзор и контроль различаются по субъектам, их осуществляющим. Административный надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов: специализированные ведомства (например, Федеральная таможенная служба), государственные инспекции и надзоры, входящие в состав различных министерств и ведомств (например, санитарно-эпидемиологический надзор), иные специализированные надзорные органы (например, морской, речной, авиационный регистры), т.е. здесь наблюдается законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти.
Органы надведомственного (внешнего) контроля такого разнообразия не имеют. К ним прежде всего относятся некоторые министерства и службы (например, Министерство финансов и Министерство образования и науки, Федеральная служба безопасности).
В-пятых,
административный надзор и контроль
реализуются в различных
Организационно административный надзор представляет процесс последовательно осуществляемых этапов или стадий: предварительный - анализ информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования; текущий - включающий систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности; заключительный - состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявлении тенденций, разработке предложений.
Правовые
формы осуществления
В-шестых, административный надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления. Для административного надзора основным методом является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе. Арсенал методов внешнего контроля значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы и др.
В-седьмых,
административный надзор, как правило,
связан с применением
Суммируя
изложенное, можно отметить, что
административный надзор как самостоятельный
вид государственной
-отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;
-возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;
-невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;
-наличие специального объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;
-возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;
-строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.
Таким образом, административный надзор - это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.
К
федеральным органам
Некоторые
органы исполнительной власти можно
назвать контрольно-надзорными, так
как в ряде случаев трудно отличить
контрольные функции от надзорных,
например, у федеральных таможенной
или налоговой служб. Поэтому в законодательстве
не всегда четко проводится разграничение
между контрольными и надзорными функциями.
2. Понятие, цели, субъекты административного надзора
Важную роль в достижении целей, поставленных перед органами исполнительной власти, играет контроль за соблюдением правовых норм, т. е. надзор.
Известно, что контроль — атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничивают правовыми актами, представляя им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, то отграничение контроля от надзора необходимо для
предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственность за ее последствия.