Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:16, реферат
Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.
Введение…………………………………………………………………………...3
Различия административного надзора от контроля…………………………….4
Понятие, цель, субъекты административного надзора…………………………9
Содержание административного надзора…………………………………...…17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22
В условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность организаций, в жизнь граждан, перехода к правовому государству объем надзора будет увеличиваться за счет сужения объема контроля. Кроме того, объем надзорной деятельности расширяется в связи с тем, что в жизни общества увеличивается роль технических средств, разнообразных технических правил, контроль за соблюдением которых — важное условие обеспечения безопасности.
Надзор — это ограниченный, суженный контроль.
Особую роль в обеспечении законности и дисциплины играет административный надзор. Надзорная деятельность является важной составляющей частью деятельности органов исполнительной власти,
государственного управления.
Например, к
федеральным органам
Административный надзор имеет свои особенности.
Административный надзор - это систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением законов и подзаконных актов, осуществляемое специально уполномоченными органами управления в пределах своей компетенции по подведомственным вопросам в отношении организационно неподчиненных им предприятий, учреждений и организаций. Надзорная деятельность таких органов управления направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственной подчиненности.
В целом административный надзор как разновидность контроля представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц, осуществляющих наблюдение за исполнением всеми специальных правовых норм и общеобязательных правил - всеми юридическими и физическими лицами независимо от ведомственности и форм собственности с применением в необходимых случаях мерами государственного принуждения к правонарушителям.
Административный — самый большой по объему и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается и от судебного, и от прокурорского надзора.
Во-первых, властными субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, субъекты публичной исполнительной власти.
Во-вторых, если главная цель судебного и прокурорского надзора — обеспечение законности в стране, то основная цель административного надзора - обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также обеспечение требуемого качества продукции и услуг, определяемых специальными нормативно-правовыми предписаниями.
Надзор за соблюдением правил государственная администрация осуществляет главным образом для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов и т. д.), уменьшения тяжести их последствий.
В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом.
В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами производится систематически. Он носит инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке.
В-пятых, административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными надведомственными полномочиями. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют.
В-шестых, административный надзор связан с широким применением административного принуждения. Надзорные структуры наделены большими юрисдикционными полномочиями, правом применять меры административного пресечения и административные наказания.
Таким образом, административный надзор — является надведомственным, специализированным, систематическим контролем государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. С одной стороны, он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой — часть государственного надзора, средство обеспечения режима законности.
Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей и не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий (пожаров, эпидемий, дорожно-транспортных происшествий и т. п.), выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане — прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане — применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.
В системе регулятивного
административного надзора
1. за неопределенным числом субъектов, а точнее, за всеми теми, кто обязан соблюдать противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;
2. за лицами, получившими лицензии и иные разрешения;
3. существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия — надзор за лицами, совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел за теми, кто был осужден.
Следует отметить, что объем компетенции федеральных надзоров России и предмет ведения определяется Положением о них, утверждаемым Президентом РФ.
Многочисленные надзорные службы государственной администрации можно разделить на три группы:
1) Специализированные надзорные ведомства, главной задачей которых является систематический надведомственный контроль за соблюдением специальных правил, например Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности. Кроме Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности в структуру федеральных органов исполнительной власти относят и федеральный горный и промышленный надзор России. Следует отметить, что при очень частом изменении структуры федеральных органов исполнительной власти, эти надзоры существуют все время как самостоятельные органы исполнительной власти, объективность и актуальность осуществляемых им и функций несомненна.
Основными задачами Федерального горного и промышленного надзора России, согласно Положению о нем от 3.12.2001 г. № 8411, являются:
организация регулирования отношений по обеспечению промышленной безопасности и осуществление государственного надзора за точным соблюдением федеральными органами исполнительной власти,
различными предприятиями и организациями, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования;
организация и осуществление горного надзора в целях соблюдения соответствующих нормативно - правовых требований и установление правил и норм по безопасному ведению работ, а также обеспечение охраны недр и переработке минерального сырья.
Федеральный горный
и промышленный надзор России имеет
в своей структуре
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) действует на основе положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.04.2002 г. № 2651 и подчиняется непосредственно Правительству РФ.
В своей структуре Госатомнадзор России имеет территориальные (региональные) органы государственного управления (округа и инспекции). В своей работе он взаимодействует с Международными агентствами по атомной энергии (МАГАТЭ).
За нарушение норм, правил и инструкций должностные лица, ответственные за работу на этих объектах, привлекаются к административной ответственности.
Административный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов осуществляет Главное управление надзора (Главгоскомэнергонадзор), находящееся в структуре Министерства
энергетики РФ. Положение о Главгоскомэнергонадзоре утвержено постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г.
2) государственные
инспекции и иные структурные
подразделения, входящие в
Органы управления
и подразделения ГИБДД образуют систему
Государственной инспекции безопасности
дорожного движения, в которую входят:
Главное управление ГИБДД МВД России,
территориальные органы управления ГИБДД
субъектов РФ, подразделения ГИБДД в районах,
городах, округах и районах в городах,
а также в закрытых административно-
Не меньшую роль играет государственный пожарный надзор — это специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
3) разнообразные
организационные структуры (
Специальный контроль
как вид административного
К специальным видам административного надзора относится административный надзор органов милиции за определенной категорией лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Это административный надзор осуществляется в соответствии с Законом от 18 апреля 1991 г. в текущей
ред. 04.08.2001 г. «О милиции». Основное назначение этого вида административного надзора — предупреждение новых правонарушений и оказание воспитательного воздействия на поднадзорных. К
этой категории
граждан в точном соответствии с
законом могут
применяться следующие
предупредительно-
Единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы административного надзора, в России нет. Существует множество федеральных нормативных актов (законов, указов), которые регулируют разные виды надзора, отдельные аспекты надзорной деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закреплены виды этой защиты. Среди них установление обязательных правил, соблюдение которых проверяется федеральными законами, принятыми в соответствии с ними правовыми актами; открытость и доступность этих требований; презумпция добропорядочности (ее составной частью является презумпция невиновности);