Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 15:35, контрольная работа

Краткое описание

Статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции» раскрывает понятия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции:
- монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;
- недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольная политика государства111111.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ –  ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

Кафедра __________________________________________________________________

 

 

Антимонопольная политика государства

(дисциплина)

 

 

Письменное  контрольное задание

для студентов  дистанционного обучения

 

 

 

 

 

 

Студент

 

Группа 09416

 

Дата 15.05.2013

   
 

Преподаватель

   
   
   
   

 

 

 

Новосибирск 2013г.

 

 

 

Протокол проверки:

   

Дата проверки

 

Оценка

 
   

Комментарии

преподавателя

 
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура Закона «О защите конкуренции» и сфера его применения.

Принятый 26 июля 2006 года Федеральный закон «О защите конкуренции» объединил в себе два ранее  действовавших закона - Закон РСФСР  от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" и  Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и, таким образом, устанавливает единые нормы по защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг.

Статья 1 названного Федерального закона определяет предмет и цели данного законодательного акта. Предметом являются организационные и правовые основы защиты конкуренции, одним из составляющих которых является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции» раскрывает понятия  монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции:

- монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

- недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Недобросовестная конкуренция  включает в себя:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Федеральный закон «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с  защитой конкуренции, в том числе  с предупреждением и пресечением  монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 3).

Положения данного Федерального закона применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими или иностранными лицами либо организациями, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:

1) соглашения достигнуты  в отношении находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении акций (долей) российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих организаций;

2) соглашения приводят  или могут привести к ограничению конкуренции в Российской Федерации.

Помимо Федерального закона «О защите конкуренции» к источникам антимонопольного законодательства относятся:

- Конституция РФ, в соответствии с которой гарантируется единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8), не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст. 34);

- Гражданский кодекс РФ, согласно которому не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10);

- Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за нарушения антимонопольного законодательства;

- Уголовный кодекс РФ (ст. 178);

- указы Президента РФ;

- постановления и распоряжения Правительства РФ;

- нормативные правовые акты, принимаемые Федеральной антимонопольной службой в рамках ее компетенции.

Федеральный закон о  защите конкуренции имеет в своей  структуре 10 глав, которые подразделяются на 54 статьи. Глава 1 содержит общие положения закона, статьи 1-3 определяют предмет и цели закона, антимонопольное законодательство РФ и сферу применения закона. Основные понятия содержатся в статье 4, такие как: товар, финансовая услуга, взаимозаменяемые товары, товарный рынок, хозяйствующий субъект, финансовая организация, конкуренция, дискриминационные условия, недобросовестная конкуренция, монополистическая деятельность, необоснованно высокая цена финансовых услуг, конкурентная цена финансовой услуги, антимонопольные органы, приобретение акций хозяйственных обществ, координация экономической деятельности, признаки ограничения конкуренции, государственные преференции, экономическая концентрация и т.д.

Кроме того, статьями 5-9 установлены  доминирующие положения в этой сфере, монопольно высокая и низкая цена товара, согласованность действий хозяйствующих субъектов и группа лиц.

Статьями главы 2 регулируются монополистическая  деятельность и недобросовестная конкуренция. Так, статьями 10-11.1 и 14 установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения, на согласованные действия субъектов, ограничивающие конкуренцию и на недобросовестную конкуренцию.

Статьи 12-13 определяют допустимость «вертикальных» соглашений и действий, согласованных действий, сделок и соглашений.

Глава 3 статьями 15-16 фиксирует  запрет на ограничивающие конкуренцию  акты и действия органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Статьями 17-18.1 установлены  антимонопольные требования к торгам и запросу котировок цен на товары, а также регулируются особенности  заключения договоров с финансовыми  организациями.

Предоставление государственных  или муниципальных преференций возможно только с соблюдением норм статей 19-20 главы 5 закона о защите конкуренции. При этом функции и полномочия антимонопольных органов регулируют статьи 22-26 главы 6 законодательного документа.

Глава 7 статьями 26.1-35 устанавливает  государственный контроль за экономической концентрацией в сфере защиты конкуренции.

Очень важной в данном нормативно-правовом акте является глава 8, статьи 36-38 которой фиксируют обязанности  исполнения решений и предписаний  антимонопольных органов, ответственность за нарушения антимонопольного законодательства и принудительное разделение или выделение коммерческих организаций.

Кроме того, не менее значимой является статья 9, статьи 39-52 которой  регламентируют порядок и условия  рассмотрения дел о нарушении  антимонопольного законодательства. Статьи 53-54 главы 10 являются заключительным положением закона, а также регулируют сроки вступления настоящего документа в силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Злоупотребление  доминирующим положением (Закон  «О защите конкуренции» ст.10)

Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

1. Запрещаются  действия (бездействие) занимающего  доминирующее положение хозяйствующего  субъекта, результатом которых являются  или могут являться недопущение,  ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой  или монопольно низкой цены  товара;

Ситуация: Общество с ограниченной ответственностью «Рос&Нефть» (далее - ООО «Рос&Нефть») и закрытое акционерное общество «Рос&Нефть» (далее ЗАО «Рос&Нефть») обратились в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление, Калининградское УФАС) от 19.06.2009 по делу N 29, которыми в действиях ООО «Рос&Нефть» и ЗАО «Рос&Нефть» по установлению монопольно высокой цены на бензины марок АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо признаны нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Субъекты по делу:

1. ООО «Рос&Нефть»

2. ЗАО «Рос&Нефт»

3. Управление, Калининградское УФАС

Нарушение: признаки нарушения антимонопольного законодательства усматриваются в установление монопольно высокой цены на бензины марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива.

Решение по делу: согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускаются монопольно высокие цены на бензины марок АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо.

2) изъятие  товара из обращения, если результатом  такого изъятия явилось повышение  цены товара;

Ситуация: 8 июля 2009 года ФАС России признала ОАО «Газпромнефть» злоупотребившей своим доминирующим положением на рынке. Субъекты по делу:

  1. ФАС России
  2. ОАО «Газпромнефть»

Нарушение:

Комиссия ФАС России выявила в действиях ОАО «Газпромнефть» факты изъятия товара из обращения, результатом которого явилось повышение  цены, создание дискриминационных ус При этом необоснованное повышение оптовых цен и условия реализации компанией нефтепродуктов с НПЗ имеет своим результатом ущемление интересов покупателей нефтепродуктов и ограничение конкуренции на мелкооптовых и розничных рынках нефтепродуктов, приводящее к устранению независимых хозяйствующих субъектов с рынков. ловий реализации нефтепродуктов отдельным контрагентам.

Решение по делу: согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Газпромнефть» злоупотребила своим доминирующим положением. Штраф составил 4,7 млрд. рублей.

 

 

3) навязывание  контрагенту условий договора, невыгодных  для него или не относящихся  к предмету договора (экономически  или технологически не обоснованные  и (или) прямо не предусмотренные  федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

Информация о работе Антимонопольная политика государства