Банкротство юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – охарактеризовать основные положения правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц по ГК РФ.

Содержание

Введение 3
1. Понятие банкротства 5
2. Предмет, цели и методы регулирования правоотношений, возникающих при банкротстве коммерческих предприятий 10
3. Условия и признаки банкротства юридических лиц 14
Заключение 26
Список использованной литературы: 27

Вложенные файлы: 1 файл

БАНКРОТСТВО ЮР. ЛИЦ.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

В достижении этих целей  важнейшую роль играют современное  начало процедур несостоятельности  и немедленное введение моратория  на требования кредиторов (иногда именуемое приостановлением или автоматической отсрочкой платежей).

При введении моратория критерии банкротства  должны позволять провести различия между несостоятельными предприятиями, которые необходимо подвергнуть процедуре банкротства, и теми, которые не утратили шансов на финансовое оздоровление вне формальных процедур несостоятельности. Последним необходимо позволить продолжать работу по оздоровлению своего бизнеса вне процедур банкротства.

«После обеспечения быстрого возбуждения дела мораторий должен выполнять следующие задачи:

  • Защита активов на период выработки конструктивного решения (если оно возможно). Это также включает в себя предоставление новому кредитору, выдаваемому на цели содействия в спасении предприятия или более оптимальной реализации его имущества, приоритета над требованиями периода до возбуждения дела.
  • Недопущение полной свободы для отдельных кредиторов и захвата ими активов в судебном порядке или иным образом.
  • Справедливое распределение недостающих средств среди кредиторов.
  • Мораторий должен быть действительным, что достигается путем установления надзора или нового, независимого и надлежащего руководства».3

По общему правилу  мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным искательствам  и обязательным платежам вводится на предприятии, где действует процедура внешнего управления.

Введение моратория  на все обязательства должника, возникшие  из коммерческих отношении в период до начала процедур несостоятельности, является главным элементом любого эффективного режима банкротства. Он дает возможность руководителю предприятия-должника осуществлять хозяйственную деятельность без долгового бремени Это позволяет ему использовать активы предприятия наилучшим образом для стабилизации производства и, если возможно, спасения бизнеса. Эти цели могут быть и не достигнутыми, если мораторий носит неполный характер. В данном случае действия кредиторов могут затруднить санацию предприятия и недопущение прекращения его деятельности.

Необходимо обратить внимание на режим, установленный статьей 95 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)». Эти действия не именуются в Законе мораторием, однако имеют несколько характерных черт моратория:

  • запрещение для кредиторов предъявлять свои требования к должнику, кроме как в порядке, установленном в законе;
  • приостановление производства по делам, связанным со взысканиями на имущество должника;
  • приостановление исполнения исполнительных документов по взысканиям на имущество должника (за исключением исполнительных документов по требованиям работников, по вреду жизни и здоровью и по некоторым другим требованиям личного характера);
  • запрещение удовлетворения требований участника должника – юридического лица о выдаче доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

На основе вышеизложенного  можно сделать вывод, что мораторий  вводится не только на стадии внешнего управления, но и во время процедуры наблюдения, то есть с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Согласно стать 62 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника; временный управляющий – лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом».

Глава IV Федерального закона о банкротстве регулирует правовое положение процедуры наблюдения.

В том случае, если процедура наблюдения не будет способствовать санации предприятия должника, арбитражный суд может признать должника банкротом и открыть конкурсное производство или ввести внешнее управление. С этого момента процедура наблюдения прекращается.

Однако на стадии наблюдения может решаться вопрос о проведении процедуры банкротства в ускоренном режиме. Правительство РФ 22 мая 1998 года приняло Постановление РФ № 476 «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства». Данный нормативный акт был принят в целях повышения эффективности применения процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также усиления социальной защищенности работников при банкротстве организаций.

Необходимым условием обеспечения эффективности применения процедур банкротства является консолидация требований к организациям должникам по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные фонды.

Достичь поставленных целей  можно только путем проведения процедуры банкротства в минимально короткие сроки, при этом постараться извлечь из формальной процедуры максимальную пользу, направить все экономические и административные ресурсы на санацию предприятия-должника. Эти задачи в полном объеме возложены на Правительство Российской Федерации, арбитражные суды, Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, государственные налоговые службы Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации.

Итак, если компания может избежать несостоятельности, это создаст для ее кредиторов существенное преимущество. Во многих странах цена на активы компании стремительно падает после начала процедур несостоятельности, и поэтому кредиторы получают больший процент удовлетворения требований при организованной продаже активов вне банкротства, чем в рамках формальных процедур. Однако такой подход несет и существенные риски. Если дело о несостоятельности не возбуждено, как кредиторы могут быть уверены, что должник будет действовать в их интересах? Каким будет положение тех сторон, которые станут новыми кредиторами должника в период, когда нет уверенности в полном погашении их требований? Целью процедур несостоятельности является обеспечение защиты интересов кредиторов и справедливого к ним отношения.

3. Условия и признаки банкротства юридических лиц

 

«Дела о банкротстве в настоящее время приобретают все большую значимость. Наблюдается резкое увеличение числа споров о банкротстве, рассматриваемых арбитражными судам» РФ.

В настоящее время процедуру  банкротства легко возбудить  практически против любого участника  экономических отношений независимо от пропорции долгов и активов  предприятия с автоматическим введением процедуры назначения арбитражных управляющих».4

Федеральным законом от 27 сентября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности (банкротстве)).

Закон о несостоятельности (банкротстве) не является отредактированным вариантом Закона Российской Федерации от 19 ноября 1992 года № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее – Закон 1992 года). В его основу заложена совершенно иная идеология, основанная на отказе принципа «неоплатности» долга при определении критериев банкротства. В Законе о несостоятельности (банкротстве) в основу критерия банкротства законодатель заложил принцип «неплатежеспособности». Если по нормам Закона 1992 года банкротству не подлежали организации, сумма кредиторской задолженности которых была меньше стоимости их имущества, то в Законе о несостоятельности (банкротстве) этой нормы нет. Законодатель иначе, чем в Законе 1992 года, определяет признаки банкротства. Закон 2002 года в статье 2 дал иное понятие «банкротства». Под банкротством понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в количественном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения.

Законодатель при банкротстве  юридического лица основывается на принципе неплатежеспособности, а при банкротстве гражданина исходит из принципа «неоплатности», то есть для признания банкротом гражданина необходимо, чтобы сумма его обязательств превышала стоимость его имущества и чтобы эти денежные обязательства и обязанность по уплате обязательных платежей не были исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

К числу наиболее вероятных  причин, обуславливающих неплатежеспособность предприятий, относятся следующие:

  • производство продукции, пользующейся ограниченным спросом вследствие ее морального устаревания или перепроизводства;
  • производство продукции низкого качества;
  • высокие цены реализуемой продукции, в связи с чем задерживается ее сбыт;
  • низкий уровень использования ее мощностей;
  • значительная дебиторская задолженность за товары отгруженные, не оплаченные в срок.

Необходимо учитывать  и объективные причины, в частности, что государственные предприятия в России долгое время действовали на основе централизованного планирования при низкой оплате труда, низких транспортных и энергетических тарифах, в условиях монополизма, возможности произвольно повышать цены в зависимости от конкретных затрат. Когда на рынок стали поступать импортные товары, многие коммерческие организации России стали неконкурентоспособными. Нельзя не учитывать и недостатки налогообложения и острую нехватку оборотных средств, что побуждает предприятия брать дорогие кредиты.

Новый Закон 2002 года в  большей степени соответствует  современным условиям экономического развития нашей страны и значительно подробнее, чем прежний (Закон 1998 г.), регулирует различные отношения при банкротстве. Закон содержит много новых положений, относящихся в основном к понятию и признакам банкротства, правовому статусу арбитражных управляющих, реорганизационным процедурам, имеющим цель восстановить платежеспособность должника.

Закон 2002 года в отличие  от прежнего, за исключением процедуры  наблюдения, не допускает возможности осуществления этих процедур старым руководством должника. Для их проведения арбитражный суд назначает арбитражных управляющих. Этот термин определяет обобщенное понятие, так как согласно закону в качестве арбитражных управляющих выступают разные лица с различными полномочиями – временный, внешний, конкурсный управляющий. Все они действуют под контролем арбитражного суда. В Законе о несостоятельности (банкротстве) в специальные главы выделены особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц (IX) упрощенные процедуры банкротства (гл. XI), которые применяются к ликвидируемому должнику – юридическому лицу и отсутствующим должникам.

Также положениями Закона 2002 года является распространение процедуры банкротства на граждан, не являющихся предпринимателями.

Закон 2002 года распространяется не на всех субъектов права. Банкротами могут быть объявлены:

  • юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятии);
  • некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда;
  • граждане, в том числе зарегистрированные индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, отсутствующие должники.

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит исчерпывающий  перечень коммерческих организаций. «Коммерческой организацией является юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной своей цели деятельности».5

Согласно пункту 2 статьи 50 ГК РФ коммерческие организации могут  создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Из этого следует, что  ГК употребляет термин «предприятия» только применительно к унитарным предприятиям, которые не являются собственниками закрепленного за ними имущества, а владеют им на праве оперативного управления в пределах, установленных статьями 294-300 ГК РФ.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. С этого момента организация приобретает права и обязанности, и, следовательно, только организация, зарегистрированная в установленном порядке, может быть объявлена банкротом. В других случаях можно применять полномочия закона о несостоятельности к должникам-гражданам.

Новый порядок государственной  регистрации юридических лиц  установлен федеральным законом от 8 августа 2001 года, который введён в действие с 1 июля 2002 года.

Нельзя признать организацию банкротом в случаях, когда она ликвидирована и запись об этом внесена в Единый государственный реестр. В таких случаях арбитражный суд прекращает производство по делу о ее несостоятельности.

Закон 2002 года, как и  Гражданский кодекс, устанавливает исключение для казенных предприятий. Последние не могут быть объявлены банкротами. К казенным предприятиям статья 115 ГК РФ относит унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Такие предприятия создаются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Их права на закрепленное за ними имущество ограничены (ст. 297 ГК РФ). Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казённого предприятия при недостаточности его имущества.

Из числа некоммерческих организаций процедура банкротства согласно ГК и Закону 2002 года, как и раньше, применяется только к потребительским кооперативам, благотворительным и иным фондам. Следовательно, учреждения и другие некоммерческие организации не могут быть объявлены банкротами.

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными  средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Существенные изменения  внес Закон 2002 года в признание несостоятельными граждан. Эти вопросы в прежнем законодательстве были урегулированы только в отношении индивидуальных предпринимателей, причем зачастую без учета особенностей коммерческой деятельности граждан. В данном Федеральном Законе банкротству граждан посвящена специальная глава (X).

Информация о работе Банкротство юридического лица