Банкротство юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – охарактеризовать основные положения правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц по ГК РФ.

Содержание

Введение 3
1. Понятие банкротства 5
2. Предмет, цели и методы регулирования правоотношений, возникающих при банкротстве коммерческих предприятий 10
3. Условия и признаки банкротства юридических лиц 14
Заключение 26
Список использованной литературы: 27

Вложенные файлы: 1 файл

БАНКРОТСТВО ЮР. ЛИЦ.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Впервые в Федеральный  Закон «О несостоятельности (банкротстве)» внесены положения посвящённые особенностям банкротства субъектов естественных монополий, которые были ранее установлены Федеральным законом №122 от 24 июня 1999 года «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

Специальные правила  установлены для признания банкротами кредитных организаций. Эти вопросы регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» №40 от 25 февраля 1999 года, с изменениями, внесенными Федеральным законом №86 от 19 июня 2001 года, на который ссылается статья 180 Федерального Закона 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)».

«Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом её неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».6

Кредитная организация  считается не способной удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.

Дело о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения либо если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.

Стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации  подлежит определению на основании  методик, установленных нормативными актами Банка России.

Правом на обращение  в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:

  • кредитная организация-должник;
  • кредитор кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;
  • банк России (в том числе в случаях, когда Банк России не является кредитором кредитной организации);
  • прокурор – в случаях, предусмотренных Законом 2002 года;
  • налоговый или иной уполномоченный в соответствии с федеральном законом орган по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Закон 2002 года признает приоритет  международных договоров Российской Федерации и решений судов иностранных государств по делам о несостоятельности на началах взаимности и в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Признаками банкротства  Закон 2002 года определяет неспособность  должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для гражданина в качестве дополнительного признака установлено превышение суммы обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Согласно ст.2 Закона 2002 года при определении критериев  банкротства во внимание принимаются  лишь денежные обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет и  внебюджетные фонды. В понятие «банкротство» не включаются неденежные обязательства предприятия-должника, следовательно, кредиторы по любым гражданско-правовым обязательствам не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве. Однако в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником любого гражданско-правового обязательства оно по воле кредитора может быть трансформировано в денежное. Кроме того, даже применение судом к должнику процедур банкротства (включая конкурсное производство) по заявлению кредитора по денежному обязательству вовсе не означает, что кредиторы по иным обязательствам полностью теряют надежду получить от должника причитающиеся им товары, работы или услуги.

Состав денежных обязательств, которые принимаются в расчет при решении вопроса о банкротстве, равно как и при осуществлении самой этой процедуры, определенным образом ограничен.

В него не входят обязательства  перед гражданами, связанные с  ответственностью должника за причинение вреда жизни и здоровью, обязательства по выплате авторского вознаграждения, а также обязательства перед учредителями (участниками) должника – корпоративной организации, вытекающие из их участия в ней.

В отличие от перечисленных  иного рода обязательства таких  же участников (учредителей), то есть не связанные с их членством в корпорации (например, о выплате участнику арендной платы за аренду хозяйственным обществом принадлежащего ему помещения), подчиняются общему, установленному для банкротства режиму. Наконец, особо предусмотрено, что при определении необходимости или возможности банкротства не учитывается причитающаяся кредитору неустойка (штраф, пени), а в случаях, когда речь идет об обязательных платежах, точно так же не принимаются во внимание установленные законодательством штрафы (пеня) и другие финансовые (экономические) санкции.

Таким образом, применительно к денежным обязательствам учету подлежит только основной долг. Поскольку начисленные за просрочку исполнения обязательства проценты представляют собой долг, а не ответственность, Закон о несостоятельности (банкротстве) указал на необходимость применительно к займу указываются также и проценты. По этому же основанию подлежат учету и требования кредиторов, заявленные по основаниям, указанным в статье 395 ГК РФ.

Вместе с тем следует  иметь в виду, что подсчитываться должны только бесспорные требования. К их числу относятся главным образом только те требования, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда, а равно признанные должником (при этом признание должно быть подтверждено соответствующим документом).

Еще один признак банкротства  сформулирован в ст.6 п.2 Закона 2002 года, и касается он размеров задолженности. В соответствии с ним дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, «если требования к должнику – юридическому лицу составляют не менее 100 тысяч рублей и гражданину – не менее 10 тысяч рублей».7 Таким образом, данный закон кроме самого факта и продолжительности неплатежей устанавливает также минимальную задолженность.

При оспаривании должником  размера заявленного ему требования вопрос становится предметом разбирательства в арбитражном суде.

Следовательно, Закон 2002 года по-новому определил понятие  и признаки банкротства. Ведь согласно Закону 1992 года несостоятельность (банкротство) юридического лица понималась как неспособность  должника удовлетворить требования кредиторов в связи с превышением обязательств должника над его имуществом, что доказывалось неудовлетворительной структурой баланса должника. Для установления этого признака суд должен был каждый раз проверять состав и стоимость имущества должника, оценивать структуру баланса и мог вынести решение о банкротстве после установления факта превышения кредиторской задолженности над балансовой стоимостью всех активов должника.

Теперь по Закону 2002 года превышение кредиторской задолженности  над стоимостью имущества имеет значение для банкротства граждан, а для юридического лица это обстоятельство учитывается при применении к нему реорганизационных процедур – наблюдения (глава IV) и внешнего управления (глава V). Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо предоставить арбитражному суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых и иных органов.

В юридической литературе отмечается, что ранее действовавший  Закон 1998 года ввел так называемую презумпцию банкротства. Действующий Закон 2002 года сохранил это положение.

То есть если должник  свыше трех месяцев не выполняет  свои обязательства по денежным платежам и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, тогда он может быть признан банкротом. Иными словами: факта превышения обязательств должника над стоимостью его имущества для признания несостоятельным не требуется. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных органов.

«Превышение обязательств должника над его имуществом или неудовлетворительная структура баланса может и не представлять опасности для кредиторов и для рыночных отношений в целом.

С одной стороны, у предпринимателя, умело организующего свои бизнес, подобная ситуация может возникать весьма часто, поскольку при отсутствии достаточных собственных средств многие предприниматели берут взаймы деньги, материалы, сырье, используя их для производства необходимых на рынке товаров, реализация которых впоследствии позволяет своевременно и полностью рассчитаться с кредиторами. Но с другой стороны, возможно прямо противоположная картина – при значительном превышении имущества над обязательствами покрытие последних может оказаться невозможным из-за низкой ликвидности».8

Такой критерий, как неудовлетворительная структура баланса, является гораздо  более значимым. Постановление Правительства  РФ от 20 мая 1994 года №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» утвердило более четкую систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, которыми до сих пор пользуются арбитражные суды:

  • коэффициент текущей ликвидности;
  • коэффициент обеспеченности собственных средств;
  • коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

В приложении №1 к данному  Постановлению указывается, что  основанием для того, чтобы признать структуру баланса предприятия  неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, необходимо выполнение одного из следующих условий:

  • коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;
  • коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

Коэффициент текущей  ликвидности (К 1) характеризует общую  обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия, коэффициент обеспеченности собственными средствами (К 2) указывает на наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

Существует также коэффициент  восстановления (утраты) платежеспособности, характеризующий наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.

На основании данной системы судами принимались решения:

  • о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособными;
  • о наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;
  • о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, если оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.

Вышеназванные критерии весьма ценны, поскольку представляют собой определенные экономические ориентиры в оценке состояния предприятия, которые необходимо знать при решении судьбы хозяйствующего субъекта – должника.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство о банкротстве направлено на удовлетворение интересов максимального круга субъектов гражданских правоотношений.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог, отметим, что  в процессе написания работы нами были рассмотрены вопросы несостоятельности (банкротства) юридических лиц по ГК РФ. Из работы можно сделать общий вывод, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) построено таким образом, что у указанного института есть своя специальная задача. Она состоит в том, что, коль скоро потери кредиторов оказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом.

Конечно, как уже указывалось  выше, при реализации норм права  института несостоятельности (банкротства) могут встречаться и подводные камни. Это касается и справедливости распределения имущества должника.

Положения Гражданского кодекса и Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» о том, что требования кредиторов, которые не удовлетворены вследствие недостаточности имущества должника, считаются погашенными, дают почву для деятельности криминальных структур в отношении должностных лиц должника, для которых, в свою очередь, данная норма даёт стимул для выведения активов предприятия на сторону в предвидении возбуждения дела о банкротстве. И это не единственный пробел, который даёт возможность для злоупотреблений, касающихся процедуры банкротства коммерческих предприятий как со стороны должников, так и со стороны кредиторов. В частности, нельзя замалчивать проблему передела собственности и захвата рентабельных предприятий при помощи процедуры банкротства.

В этом плане законодатель обязан проделать соответствующую  работу по устранению пробелов в законодательстве, а суды должны всесторонне исследовать обстоятельства дела и выносить решения таким образом, чтобы они полностью соответствовали нормам права и не отменялись впоследствии судами второй инстанции. Такое положение укрепит авторитет не только судебной власти, но и в целом России в глазах своих же граждан, и будет способствовать развитию цивилизованных рыночных отношений.

Информация о работе Банкротство юридического лица