Органы государственной
власти Российской Федерации осуществляют
организацию и руководство противодействия
терроризму, выявлению, предупреждению,
пресечению, раскрытию и расследованию
террористических актов (борьба с терроризмом).
В борьбе с терроризмом
применяются внутренние войска. В
частности они используются для
пресечения террористических актов
в Российской Федерации, на объектах
производственной деятельности, участия
в проведении контр террористической
операции в порядке, предусмотренном законом.
Контр террористическая операция
- это комплекс специальных, оперативно-боевых,
войсковых и иных мероприятий с применением
боевой техники, оружия и специальных
средств по пресечению террористического
акта, обезвреживанию террористов, обеспечению
безопасности физических лиц, организаций
и учреждений, а также по минимизации последствий
террористического акта.
Подразделения и воинские
части внутренних войск привлекаются
для участия в проведении контр
террористической операции по решению
руководителя контр террористической
операции в порядке, определяемом нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Внутренние войска привлекаются
для участия в проведении контр
террористической операции по решению
Президента Российской Федерации в порядке,
определяемом нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Подразделения, воинские части
и соединения внутренних войск, привлеченные
для участия в проведении контр
террористической операции, применяют
боевую технику, оружие и специальные
средства в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Согласно нормам Федерального
закона Российской Федерации от 06.02.1997
г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках
Министерства внутренних дел Российской
Федерации" и Федерального закона
от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии
терроризму" внутренние войска на территории
(объектах), в пределах которой (на которых)
введен правовой режим контр террористической
операции, в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации,
на период проведения контр террористической
операции, осуществляют контроль за исполнением
применения следующих мер и временных
ограничений:
- проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
- удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
- усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
- ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
- использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
- приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
- приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
- временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контр террористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
- введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
- ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
- беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контр террористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
- проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контр террористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
- ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно положениям Федерального
закона Российской Федерации от 06.02.1997
г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках
Министерства внутренних дел Российской
Федерации" и Федерального закона
от 27.05.1996 г. N 57-ФЗ "О государственной
охране", осуществление функции
сфере охраны и обеспечения безопасности
важных государственных объектов возлагается
и на внутренние войска Министерства
внутренних дел РФ.
Основными задачами внутренних
войск в этой деятельности являются:
- прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам государственных объектов, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
- участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
- защита охраняемых объектов;
- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и т.д.
Постановления Правительства
Российской Федерации от 14.08.1992 г. N 587,
от 05.06.2006 г., нормативные правовые акты
Министерства внутренних дел Российской
Федерации Главного командования внутренних
войск МВД России, командующих
оперативно-территориальных объединений,
устанавливают перечень важных государственных
объектов, как подлежащих охране внутренними
войсками. К таким объектам могут
относиться определенные территории,
предприятия, учреждения помещения, склады,
и т.п. Режим их охраны устанавливается
Постановлением Правительства РФ от
17.02.2000 г. N 135"Об утверждении Положения
об установлении запретных зон и
запретных районов при арсеналах,
базах и складах Вооруженных
сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов",
Постановлением Правительства РФ от
20.06.2006 г. N 384 "Об утверждении Правил
определения границ зон охраняемых
объектов и согласования градостроительных
регламентов для таких зон".
Охране внутренних войск,
например, подлежат судоходные гидротехнические
сооружения, в том числе шлюзы
и судоподъемники, и средства навигационного
оборудования (включенные в перечень,
утверждаемый Министерством транспорта
Российской Федерации по согласованию
с Министерством внутренних дел
Российской Федерации и Федеральной
службой безопасности Российской Федерации),
а также предназначенные для
обеспечения функционирования судоходных
гидротехнических сооружений материальные
ценности, находящиеся на охраняемых
объектах, ряд железнодорожных и
автомобильных мостов и тоннелей.
Особое место в данном
направлении занимает охрана внутренними
войсками закрытых административно-территориальных
образований. Эта деятельность также регламентирована
Правительством РФ. Примерами служат Постановление
Правительства РФ от 05.07.2001 N 508 "Об утверждении
Перечня закрытых административно-территориальных
образований и расположенных на их территории
населенных пунктов", Постановление
Правительства РФ от 11.06.1996 г. N 693 "Об
утверждении Положения о порядке обеспечения
особого режима в закрытом административно-территориальном
образовании, на территории которого расположены
объекты Министерства Российской Федерации
по атомной энергии". [10]
Особый режим безопасного
функционирования объектов закрытого
образования, который исполняют
внутренние войска, включает:
- установление контролируемых и запретных зон по границе и в пределах закрытого образования;
- ограничения на въезд и постоянное проживание граждан на территории закрытого образования;
- ограничения на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования и т.д.
На внутренние войска возложена
задача по охране воинских и специальных
грузов. Перечни таких объектов и
грузов устанавливаются Правительством
Российской Федерации, МВД РФ и иным
федеральным органом исполнительной
власти, в котором законодательством
Российской Федерации предусмотрена
военная служба, по согласованию с
федеральным органом исполнительной
власти в области транспорта. Данная
деятельность внутренних войск регламентируется
приказом МВД РФ от 11.01.2007 г. N 14 "Об утверждении
Административного регламента Министерства
внутренних дел Российской Федерации
по исполнению государственной функции
по организации специальных и воинских
перевозок в пределах Российской Федерации
в интересах органов внутренних дел и
внутренних войск, а также на основании
решений Правительства и межведомственных
соглашений - в интересах соответствующих
федеральных органов исполнительной власти".
Под воинским грузом понимается
перевозка боевой и специальной
техники, оружия, боеприпасов и иного
военного имущества. Специальный груз
- объект (в том числе изделия,
предметы, полезные ископаемые, материалы,
сырье, отходы производства и потребления),
принятый в установленном порядке
для перевозки в грузовых судах
и вагонах, контейнерах и других
видах транспорта. Примером может
служить транспортировка радиоактивных
веществ, драгоценных металлов и
т.д.
Согласно Федерального закона
Российской Федерации от 06.02.1997 г. N 27-ФЗ
"О внутренних войсках Министерства
внутренних дел Российской Федерации"
и Федеральному закону от 31.05.1996 г. N
61-ФЗ "Об обороне" к обороне
государства привлекаются внутренние
войска Министерства внутренних дел
Российской Федерации. Под обороной
понимается система политических, экономических,
военных, социальных, правовых и иных
мер по подготовке к вооруженной защите
и вооруженная защита Российской Федерации,
целостности и неприкосновенности ее
территории.
Внутренние войска выполняют
задачи в области обороны в
соответствии с Планом применения Вооруженных
Сил Российской Федерации, привлекаются
к совместной с Вооруженными Силами
Российской Федерации оперативной
и мобилизационной подготовке в
целях подготовки к выполнению задач
по защите Российской Федерации от
вооруженного нападения. [13]
Внутренние войска:
- участвуют в разработке Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных государственных программ вооружения, развития оборонно-промышленного комплекса и оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
- участвуют совместно с Вооруженными Силами Российской Федерации в отражении агрессии против Российской Федерации в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации;
- организуют подготовку к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны;
- участвуют в подготовке граждан Российской Федерации к военной службе;
- обеспечивают осуществление мероприятий по оперативному оборудованию территории Российской Федерации и по подготовке коммуникаций в целях обороны;
- привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке;
- выполняют иные задачи в области обороны в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Вопросы координации деятельности
внутренних войск по выполнению задач
в области обороны, а также
координации строительства и
развития других войск и воинских
формирований определяются Президентом
Российской Федерации.
Рассматриваемым законом
определены полномочия внутренних войск
Министерства внутренних дел Российской
Федерации в сфере охраны Государственной
границы Российской Федерации.
Они осуществляют следующие
действия:
- обеспечивают участие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в защите Государственной границы в случаях и порядке, предусмотренных законом;
- обеспечивают по представлениям пограничных органов временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы;
- обеспечивают общественный порядок при проведении на Государственной границе и в пограничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международного характера;
- обеспечивают правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения и т.д.
Данная деятельность конкретизирована
в приказе МВД России от 28.08.1993
г. N 396 "О мерах по реализации Закона
Российской Федерации "О Государственной
границе Российской Федерации" в
системе МВД РФ". Он предписывает
командующим войсками округов внутренних
войск МВД России:
- определить совместно с командующими войсками пограничных округов участки Государственной границы в местах дислокации военных объектов и гарнизонов внутренних войск, закрытых для прохода (проезда) посторонних лиц и транспортных средств. Перечень таких участков оформить межведомственными актами.
- обеспечить охрану Государственной границы в части воспрещения незаконного ее пересечения на участках мест дислокации военных объектов и гарнизонов внутренних войск, определенных межведомственными актами. Возложить соответствующие обязанности на подчиненных командиров (начальников).
- выделять воинским частям пограничных войск силы и средства для участия в пограничных поисках и операциях. Согласованные с пограничными войсками расчеты привлекаемых сил и средств воинских частей, дислоцированных в приграничных районах, предусмотреть в планах действий соединений и воинских частей при чрезвычайных обстоятельствах.