Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:01, контрольная работа
Китайская Народная Республика – государство с республиканской формой правления, унитарное по своему устройству. Основная административно-территориальная единица – провинция. Учитывая Тайвань, который материковый Китай считает своей территорией и одной из провинций, КНР состоит из 23 провинций.
1.
Общая структура власти в КНР. Всекитайское Собрание народных представителей (ВСНП).
2.
Институт главы государства. Председатель КНР.
3.
Исполнительная власть в КНР. Правительство – Госсовет КНР.
4.
Правоохранительная, судебная системы и другие органы власти КНР.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В КНР
1.
Общая структура власти в КНР. Всекитайское Собрание народных представителей (ВСНП).
2.
Институт главы государства. Председатель КНР.
3.
Исполнительная власть в КНР. Правительство – Госсовет КНР.
4.
Правоохранительная, судебная системы и другие органы власти КНР.
1. Общая структура власти в КНР. Всекитайское Собраниенародных представителей (ВСНП)
Китайская Народная Республика
– государство с
Административно-
1) провинции;
2) префектуры в крупных городах (в конце 1990-х гг. их было 332);
3) округа (их насчитывалось 2862);
4) районы (44891);
5) деревни (906000).
Согласно Конституции, Китай – социалистическое государство демократической диктатуры народа. В соответствии с Конституцией, вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу. Органами, через которые народ осуществляет государственную власть, являются Всекитайское Собрание народных представителей и местные Собрания народных представителей. Высшим органом государствен-ной власти в КНР является Всекитайское Собрание народных представителей (ВСНП).
ВСНП – высший законодательный орган КНР, а высшим органом исполнительной власти является Государственный Совет (правительство КНР).
Региональные и местные органы власти имеются в провинциях, округах, районах, крупных городах. Статусом провинций обладают четыре самых крупных города – Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Чунцин, находящиеся в непосредственной юрисдикции центрального правительства. Префектуры координируют деятельность правительств провинций и округов.
Всекитайское Собрание народных представителей – высший орган государства, а также орган, осуществляющий право принятия законов. ВСНП образовано в 1954 г. на первой сессии 1-го созыва. Оно приняло тогда Конституцию КНР и несколько важных законов и постановлений.
В соответствии с Конституцией, ВСНП образуется из депутатов, избранных Собраниями народных представителей провинций, автономных районов, городов центрального подчинения на срок до 5 лет (до 1975 г. депутаты избирались на 4 года). Таким образом, депутаты Всекитайского Собрания народных представителей избираются не всеобщим голосованием, а на съездах и конференциях, проходящих в провинциях и Вооруженных силах.
Срок полномочий Всекитайского Собрания народных представителей каждого созыва – пять лет. Сессии ВСНП созываются Постоянным комитетом Всекитайского Собрания народных представителей (ПК ВСНП) один раз в год и проводятся под руководством Президиума сессии ВСНП. Могут быть и досрочные созывы, как по решению Постоянного комитета ВСНП, так и по требованию 1/5 части депутатского корпуса. Время созыва каждой сессии определяет ПК в соответствии с конкретными условиями, чаще всего в первом квартале года. Заседания сессии проводятся открыто, хотя могут проходить и закрытые слушания. Сессия продолжается в течение двух недель.
Численность и представительская норма ВСНП определяется законом, и этот орган по количеству депутатов довольно громоздкий: в ВСНП 1-го и 2-го созывов было по 1226 депутатов, 3-го созыва – 3040, 5-го созыва – 3500 человек. В 1986 г. был установлен верхний предел численности – 3000 представителей. По закону представительство депутатов от городов было непропорционально высоким. Постановлением 1995 г. было установлено допустимое соотношение городских депутатов к сельским, как 4:1.
Депутаты в период сессии могут: 1) вносить предложения на сессии; 2) выступать с предложениями, критическими замечаниями и мнениями; 3) вносить предложения о кадровом смещении; 4) выступать с запросами и обращаться с вопросами; 5) проводить расследования по предложениям. Они также имеют право голоса при избрании и назначении на должность, право рассмотрения предложений, право безнаказанности.
В новых общественно-
Всекитайское Собрание народных представителей:
-
Вносит изменения в Конституцию; контролирует ее исполнение.
-
Разрабатывает уголовные и гражданские законы.
-
Избирает Председателя и заместителя Председателя КНР; Председателя Центрального военного совета (ЦВС).
-
Рассматривает и утверждает планы народнохозяйственного и социального развития.
-
Рассматривает и утверждает бюджет и отчет об его исполнении.
-
Осуществляет контроль за работой Государственного Совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры.
Постоянный комитет Всекитайского Собрания народных представителей (ПК ВСНП) является постоянно действующим рабочим органом ВСНП, высшим органом государственной власти в период между сессиями.
ПК избирается ВСНП в составе председателя, нескольких заместителей, ответственных секретарей и членов. Численность ПК ВСНП примерно 150 членов. Срок полномочий ПК каждого созыва соответствует сроку полномочий ВСНП каждого созыва. Лица, входящие в ПК не могут занимать должности в административных и государственных органах, суде и прокуратуре. Заседания ПК проводятся 1 раз в 2 месяца и созываются Председателем ПК. На них приглашаются председатели, заместители председателей провинциаль-ных Собраний народных представителей.
С 1955 г. ВСНП предоставил ПК право разрабатывать законы частичного характера, т.е. отдельно действующие нормативные акты. Конституция 1982 г. также наделила ПК ВСНП широкими полномочиями: он выполняет практически все функции ВСНП, за исключением представительских, а также готовит повестку для ежегодных пленарных заседаний ВСНП, на которых ВСНР обычно ратифицирует законы, принятые Постоянным комитетом.
Всекитайское Собрание народных представителей, кроме ПК, имеет в своем составе специальные комиссии по:
1) делам национальностей;
2) законодательству;
3) финансово-экономическим вопросам;
4) образованию, науке, культуре и здравоохранению;
5) делам внешних сношений;
6) делам китайцев, проживающих за рубежом (хуацяо).
Все комиссии избираются сессией ВСНП и находятся подруководством ВСНП и ПК. В составе комиссии – председатель, заместитель председателя и члены в составе от 15 до 30 человек.
Деятельность постоянных комиссий заключается в:
1) рассмотрении проектов решений, передаваемых Президиумом сессии, либо ПК;
2) выдвижении перед Президиумом сессии, либо перед ПК проектов решений по вопросам, входящих в компетенцию ВСНП или ПК;
3) рассмотрении нормативных актов, постановлений, распоряже-ний Госсовета, его различных подразделений, местных управлений; решений Собраний народных представлений провинций;
4) рассмотрение запросов, направленных в Президиум и ПК;
5) проведении расследований, выдвижении предложений по воп-росам, входящим в компетенцию ВСНП.
При оценке законодательной
власти КНР закономерно возникает
вопрос: можно ли ВСНП и ПК ВСНП воспринимать
как самостоятельные, а не декоративные
органы, которые «механически»
Очевидными проявлениями самостоятельности ВСНП является возросшее количество депутатских запросов и предложений, а также то, что депутаты давно перестали голосовать единогласно за вносимые постановления. Поразительным примером стал следующий факт: в 1998 г. 45 % депутатов ВСНП проголосовали против того, чтобы признать удовлетворительной работу Генеральной прокура-туры. Это был протест против неспособности (нежелания) власти обуздать коррупцию. В последние годы стало привычным, что по некоторым законопроектам число несогласных с ними депутатов ВСНП может составлять 20–30 %.
Кроме того, надо помнить, что Собрания народных представителей – это действительно массовый коллективный орган власти. Так, только в состав уездных и волостных Собраний, избранных в 2006–2007 гг., входит 2 миллиона депутатов от 2800 уездов и 35400 волостей страны.
Тем не менее, с точки зрения классического представления о разделении властей, законодательная власть в КНР очень слаба. Само по себе ВСНП очень громоздкий и неповоротливый орган, который в полном составе собирается редко. Кроме того, КПК категорически не допускает реального разделения властей и постоянно подчеркивает, что этот пример западной демократии (как, впрочем, и все другие) для Китая неприемлем.
Так, традиционный способ комплектования важнейших комитетов ВСНП оставляет желать лучшего и не прибавляет ему авторитета. Туда в основном направляются чиновники высокого ранга, освобожденные от своих должностей в правительстве, а рядовые члены ВСНП, не входящие в комитеты, по сути, лишены возможности существенно влиять на политическую жизнь страны.
В самом Китае имеет место понимание необходимости совершенствования системы народного представительства и эффектизации работы ВСНП. Как пишет Я.М. Бергер, усложнение социальной структуры общества, создающего рыночную экономику, требует создания подлинной представительной власти, которая бы отражала этот процесс и балансировала интересы разных социальных групп с несовпадающими в ряде важных аспектов устремлениями и собственными представлениями о конкретных путях реализации некоторых общезначимых целей.
2. Институт главы государства. Председатель КНР
Институт главы государства
включает в себя избрание, срок полномочий,
полномочия главы государства, а
также отношения главы
Главой государства КНР является Председатель Китайской Народной Республики. Председатель КНР представляет Китайскую Народную Республику во внешних сношениях и во внутренних церемониях.
По Конституции, каждый гражданин КНР, достигший 45 лет и имеющий пассивное и активное избирательное право, может быть избран Председателем КНР.
Но глава государства в КНР избирается не в ходе всеобщих выборов, а Всекитайским Собранием народных представителей по представлению Президиума ВСНП.
Выборы Председателя обычно проводятся путем равномандат-ных (т. е. голоса всех депутатов равны) выборов.
ВСНП обладает правом смещения с поста Председателя КНР.
Срок полномочий Председателя Китайской Народной Республики – 5 лет, он может занимать свой пост не более двух сроков подряд.
При освобождении должности Председателя КНР его место занимает заместитель Председателя.
При освобождении должностей
Председателя и заместителя Председателя
КНР Всекитайское Собрание народных
представителей проводит дополнительные
выборы; до проведения дополнительных
выборов обязанности
К числу первых относятся:
1.
Обнародование законов. Председатель
КНР на основании решений
Председатель Китайской Народной Республик не имеет права вето в законодательстве. Все законы, принятые Всекитайским Собранием народных представителей и его Постоянным комитетом, должны быть обнародованы Председателем КНР, без чего они не имеют силы.
2.
Опубликование указов.
3.
Назначение и смещение Премьера и заместителей Премьера Государственного Совета, членов Государственного Совета, министров, председателей комитетов и комиссий, Главного ревизора, начальника секретариата Госсовета, но делается это на основании решений ВСНП и ПК ВСН.
4.
Награждение государственными орденами и присвоение государственных почетных званий.
5.