Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 07:38, курсовая работа
Государственная Служба России начала складываться по мере становления самой государственности. В Киевской Руси IX - XI веков отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Активно стала развиваться государственная служба в период образования Московского централизованного государства с XII по XV века. Именно в этот период создается централизованный государственный аппарат, совершенно новые структуры власти в Московском государстве
Введение 4
1.Понятие и признаки государственной службы 7
2.Виды государственной службы 13
3.Должность государственного служащего: понятие,
категории, группы 16
4.Понятие, признаки, виды государственных служащих 22
Заключение 35
Список использованных источников 37
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Юридический факультет
Кафедра конституционного и административного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Административное право РФ» на тему:
«Государственная служба»
Выполнил:
студент 3 курса
заочного отделения юридического
факультета ХГАЭП
группы: 33 - БТ
Ф.И.О. Вжещ Дмитрий Сергеевич
Адрес: 675504, Амурская область, Благовещенский район, с. Волково, ул. Переселенческая 14 кв. 2
Контактный телефон: +79244463224
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1.Понятие и признаки государственной службы 7
2.Виды государственной службы 13
3.Должность государственного служащего: понятие,
категории, группы 16
4.Понятие, признаки, виды государственных служащих 22
Заключение 35
Список использованных источников 37
ВВЕДЕНИЕ
Государственная Служба России начала складываться по мере становления самой государственности. В Киевской Руси IX - XI веков отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Активно стала развиваться государственная служба в период образования Московского централизованного государства с XII по XV века. Именно в этот период создается централизованный государственный аппарат, совершенно новые структуры власти в Московском государстве. Основой новой государственности стала система наместных отношений, когда категория служивых людей (дворян) получила за свою службу, как военную, так и гражданскую земельный надел на прокорм.1 Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков.
В середине XVI века была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину (феодальное землевладение) с поместьем (служивым землевладением). Устанавливается единый порядок государственной (военной службы), когда в независимости от формы землевладения обязывалось выставлять одинаковое число вооруженных людей. Развивается система приказов, как центральных органов с жестким подчинением по вертикали и строгое руководство инструкциями и предположениями по горизонтали.2 На местах при воеводах также создаются специальные аппараты управления.
Таким образом, к XVII веку в России развилась приказно - воеводская система управления. Развивается и законодательство, регламентирующее службу. Это Судебники 1497 и 1550 годов, Соборное Уложение 1649 года, великокняжеские, а затем царские указы.
Вошествие на престол в 1682 году Петра I ознаменовало развитие и укрепление новой системы государственных органов, достаточно радикальные изменения государственного строя в целом. Для проводимых Петром I преобразований он заставляет дворянство служить. Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 года, который закреплял наследование поместья только за старшим сыном. Остальные дети вынуждены были устраиваться на военную или гражданскую службу и служить за жалование.3 Логическим продолжением Указа о единонаследии стал Табель о рангах (1722 г.). Табель сформулировал новую систему чинов и должностей. Устанавливались сроки службы в определенных чинах.4 С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, с передачей этого звания по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Таким образом, принцип выслуги подчинял принцип родовитости. Табель о рангах уравнял военную и гражданскую службу. Каждому воинскому званию соответствовал гражданский чин, были аналогичны и принципы продвижения по службе. Государственная служба носит централизованный характер и единообразие в масштабах всей страны. Служба регулируется уже специальными законодательными актами: Генеральным регламентом (1720 г.), семь регламентов для различных коллегий, определяющих общую структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных учреждений, Устав воинский. Кроме того служба регулировалась манифестами, указами царя, а затем императора.
Во второй половине XVIII века, при Екатерине II система золоченная Петром I продолжает совершенствоваться. Проводится губернская реформа и ряд реформ государственных органов. Важнейшими актами стали Манифест Петра III “О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству” (1762 г.) и подобный указ о дворянских вольностях самой Екатерины II. Ими дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы.
Новое развитие получила государственная служба в первой половине XIX века. Ее развитие связано с именем выдающегося государственного деятеля России - Сперанского Михаила Михайловича. В 1809 году он подготавливает Указ об обязательном экзамене для занятия государственной должности. Устанавливался образовательный ценз, обязательное высшее университетское образование для замещения ряда должностей. В 1832 году принят “Устав о службе гражданской”, в 1834 году “Правила о порядке производства в чины гражданской службы”, в 1845 году вводятся изменения в Табель о рангах. Таким образом, можно заключить, что Россия до 1917 года имела детальное законодательство о государственной службе и развитую государственную службу как типовую. При советской власти все это законодательство было отменено. При советской власти так и не было принято специального закона о государственной службе, детально регулировалась лишь служба в армии и органах МВД. Служба в государственных органах регулировалась лишь несколькими подзаконными актами. Рядом указов вводились классные чины и ранги в некоторых отраслях, декретом СНК РСФСР в 1922 году были приняты “Временные правила о работе в государственных учреждениях и на предприятиях”, в 1967 году Госкомтруда утвердил Единую номенклатуру должностей служащих и ряд других актов. И лишь в конце 80-х годов была признана необходимость принятия союзного Закона о государственной службе.
Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства в целом, является служба. Фактически государство выполняет свои функции через государственных служащих. Государственные служащие составляют основу любого государственного органа.
У государственной службы Российской Федерации, как и у другого государственного института, существуют свои цели и функции, которые являются производными от целей и функций государства.
Выделяют следующие цели государственной службы:
- государственно–политические
цели (выполнение конституционных
требований о государственной
поддержке социальной сферы (ст.
7 Конституции России); исполнение
и обеспечение полномочий
- экономические
цели (повышение эффективности
- социальные
цели (решение общегосударственных
задач управления; практическое
осуществление социальных
- нормативно–правовые
цели (обеспечение соблюдения
- организационные
цели (организационно–техническое
обеспечение деятельности
Фактически перечисленные цели полностью соотносятся с функциями государства по предметному основанию классификации в зависимости от сфер их приложения.
Функции государственной службы РФ нормативно не определены. Очевидно, что функции государственной службы в целом взаимосвязаны с функциями государства. Такая взаимосвязь объясняется самой деятельностью государственных служащих, призванной реально осуществлять функции государства.
Под функциями государственной службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные направления государственных служебных действий.
Как правило, принято выделять пять функций государственной службы, каждая из которых означает следующее.5
Правотворческая функция – это разработка и принятие нормативных правовых актов. Государственная служба проявляет себя также в процессе подготовки проектов законодательных актов.
Правоприменительная функция – это реальное претворение в жизнь положений Конституции России, а также законодательных и иных нормативных правовых актов государства.
Правозащитная функция – это обеспечение прав и свобод гражданина.
Регулирующая функция – это разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества.
Организационная функция – это обеспечение практической реализации компетенции государственных органов.
Что касается задач государственной службы, то можно выделить следующие: обеспечение конституционного строя; исполнение функций государственного управления; обеспечение стабильности в политической и социально – экономической сферах жизни общества; подготовка и выполнение политических решений; обеспечение общественного благосостояния, защита прав и свобод гражданина и человека; обеспечение принципа верности государственных служащих государству.
Нормативно-правовой базой организации государственной службы в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.6 Основополагающим законом, осуществляющим правовое регулирование института государственной службы, является Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Часть 1 ст. 1 рассматриваемого закона раскрывает понятие государственной службы Российской Федерации:
«Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации».
Из приведенного определения следует, что:
- государственная
служба - это профессиональная
- в рамках
осуществляемой деятельности
- деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов.
Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 был утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. Таковыми органами являются:
- Администрация
Президента Российской
- Аппарат Правительства Российской Федерации;
- аппараты палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- аппарат
Центральной избирательной
- аппарат
Счетной палаты Российской
- Федеральные
государственные органы, подведомственные
Президенту и Правительству
Следовательно, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты, министры, судьи не являются государственными служащими. Перечисленные лица замещают государственную должность Российской Федерации и осуществляют общегосударственные функции. Обеспечение выполнения ими своих конституционных полномочий осуществляется подчиненными им аппаратами, в которых проходят государственную службу лица, замещающие соответствующие государственные должности государственной службы, то есть государственные служащие.
На уровне субъектов РФ – аналогичная ситуация. Имеются лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, и лица - государственные служащие субъекта РФ, обеспечивающие исполнение их полномочий, то есть их обслуживающих.
Нормой закона четко определено, что «деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется». Соответственно, на указанных лиц не распространяются положения данного закона, определяющие правовые основы государственной службы Российской Федерации.