Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 07:38, курсовая работа

Краткое описание

Государственная Служба России начала складываться по мере становления самой государственности. В Киевской Руси IX - XI веков отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Активно стала развиваться государственная служба в период образования Московского централизованного государства с XII по XV века. Именно в этот период создается централизованный государственный аппарат, совершенно новые структуры власти в Московском государстве

Содержание

Введение 4
1.Понятие и признаки государственной службы 7
2.Виды государственной службы 13
3.Должность государственного служащего: понятие,
категории, группы 16
4.Понятие, признаки, виды государственных служащих 22
Заключение 35
Список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Административное право.docx

— 67.34 Кб (Скачать файл)

Наиболее важные аспекты государственной службы отражаются в ее принципах. Государственная служба Российской Федерации основывается как на общих принципах организации и деятельности государственного аппарата, закрепленных в Конституции Российской Федерации либо вытекающие из нее, так и на специальных принципах, которые сформулированы в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации». Эти принципы являются основополагающими для всех законодательных и иных нормативных правовых актов, образующих в своей совокупности институт государственной службы.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются7:

- федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 10, ст. 71, 72, 73 Конституции России);

- законности (ст. 15 Конституции России);

- приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты (ст. 2, 6, 18 Конституции России);

- равного доступа граждан к государственной службе (п. 4 ст. 32 Конституции России);

- единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы (п. т. ст. 71 Конституции России);

- взаимосвязи государственной и муниципальной службы (ст. 10–11, ст. 12, ст. 130–133 Конституции России);

- открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю (ст. 24, 29 Конституции России);

- профессионализма и компетентности государственных служащих;

- защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Перечисленные принципы, обязательны для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе; они распространяются на все виды государственной службы и являются всеобщими в рамках государственной службы.

  1. Виды государственной службы

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

В зависимости от вида государственной власти государственная служба может быть:

- в представительных  органах;

- в судебных  органах;

- в органах  исполнительной власти.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Военная служба осуществляется: в Вооруженных Силах РФ (т. е. в органах, учреждениях, войсках, подчиненных Министерству обороны РФ); во внутренних войсках МВД России; в железнодорожных войсках; в органах ФСБ России, пограничных войсках; в воинских формированиях системы МЧС России; в иных войсковых формированиях.

Для военной службы главная цель — защита страны от посягательств других государств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал страны.

Отличие военной службы от другой публичной службы состоит в том, что она комплектуется не только на добровольной основе, но и на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два вида: службу по контракту и службу по призыву.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Правоохранительную деятельность осуществляют служащие: подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности МВД России; таможенных органов РФ; противопожарной и иных служб МЧС России; органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральной службы судебных приставов; Федеральной службы исполнения наказаний.

Большинство сотрудников правоохранительных органов являются должностными лицами, представляя такую разновидность должностных лиц, как представители власти. Как представители власти сотрудники правоохранительных органов наделены широкими властными полномочиями, и в том числе правом применять принудительные меры, пресекать неправомерные действия. Они имеют специальные удостоверения, знаки отличия, форменную одежду, а во многих случаях и огнестрельное оружие.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Для военной и правоохранительной службы характерен ряд признаков. Наиболее важные из них:8

- ее содержание — обеспечение безопасности граждан, общества и государства, защита основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка;

- свой профессиональный долг эти служащие обязаны выполнять даже в условиях повышенного риска для собственной жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках;

- наличие специальных правовых актов, регулирующих организацию и прохождение службы, правовое положение служащих;

- наличие системы специальных званий и внешней атрибутики (форменной одежды, служебных знаков, погон и др.);

- проведение специальных обязательных занятий в служебное время (огневая, строевая, физическая подготовка), обязанность служащих участвовать в сборах, учениях, соревнованиях и иных плановых мероприятиях.

  1. Должность государственных служащих: понятие, категории, группы

Государственная должность – это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, которые образуются в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Из этого определения можно выделить четыре характерных признака государственной должности:

- ее  принадлежность только государственному  органу;

- объем  полномочий ограничен тем кругом  обязанностей, которые вытекают  из полномочий данного государственного  органа;

- оплата  труда по исполнению должностных  обязанностей производится за  счет средств, предусмотренных соответственно  федеральным бюджетом и бюджетами  субъектов Федерации;

- государственный служащий несет ответственность, в соответствии с законодательством, за действия либо бездействия, связанные с исполнением должностных обязанностей.

Должности государственной службы подразделяются на:9

- должности федеральной государственной гражданской службы;

- должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

- воинские должности;

- должности правоохранительной службы.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Выделяют следующие группы или квалификационные разряды должностей гражданской службы:

- высшие государственные  должности государственной службы (пятая группа - Руководитель    Администрации         Президента Российской Федерации, Помощник Президента Российской Федерации, Начальник Референтуры  Президента    Российской Федерации, Советник Президента Российской Федерации);

- главные государственные  должности государственной службы (четвертая группа - Федеральный инспектор, Главный советник, Советник);

- ведущие государственные  должности государственной службы (третья группа – Консультант, Специалист-эксперт, Ведущий специалист);

- старшие государственные  должности государственной службы (вторая группа - Главный специалист-эксперт, Ведущий специалист-эксперт);

- младшие государственные  должности государственной службы (первая группа - Специалист 1 разряда, Специалист 2 разряда).

Государственные должности подразделяются также в зависимости от характера и объема полномочий:

- Представители  административной власти – лица, имеющие право предъявлять юридически  властные требования и применять  меры административного воздействия  к органам и лицам, не находящимся  в их подчинении (например, работники  милиции);

- Оперативный  состав – государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно  определяемую задачами данного  органа, в качестве специалистов, например юристы – консультанты;

- Вспомогательный  состав - государственные служащие, служебная деятельность которых  не предполагает совершения действий, которые влекут юридические последствия, и влияют на содержание решений  данного органа, например, технические секретари;

- граждане, не состоящие на государственной  службе, но уполномоченные совершать  действия, которые влекут юридические  последствия, например, нотариусы.

Все государственные должности в Российской Федерации подразделяются на три основные категории: «А», «Б» и «В».

Государственные должности категории «А» устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие).

Государственные должности категории «Б» учреждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А».

Государственные должности категории «В» учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, т. е. не конкретных должностных лиц, а государственных органов как таковых.10

Также должности гражданской службы можно классифицировать по следующим категориям:11

1)  руководители — должности  руководителей и заместителей  руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий (Управляющий делами Президента Российской Федерации, Начальник Главного управления, Руководитель (директор)федеральной службы);

2)  помощники (советники) — должности, учреждаемые для  содействия лицам, замещающим государственные  должности, руководителям государственных  органов, руководителям территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти и руководителям  представительств государственных  органов в реализации их полномочий  и замещаемые на определенный  срок, ограниченный сроком полномочий  указанных лиц или руководителей (Помощник  торгового   представителя   Российской Федерации, Помощник руководителя (директора)   федерального агентства, Советник руководителя государственного комитета);

Информация о работе Государственная служба