Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:34, контрольная работа

Краткое описание

Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной службой понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.

Содержание

Раздел 1. Понятие, система, виды и принципы государственной службы.
Тема 1.1. Понятие государственной службы.
Тема 1.2. Виды государственной службы
Тема 1.3. Принципы государственной службы
Тема 1.4. Системы государственной службы.

Раздел 2. Организация межотраслевого управления.

Раздел 3. Задача.

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 34.74 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Раздел 1. Понятие, система, виды и принципы государственной  службы.

Тема 1.1. Понятие государственной службы.

Тема 1.2. Виды государственной службы

Тема 1.3. Принципы государственной службы

Тема 1.4. Системы государственной службы.

 

Раздел 2. Организация  межотраслевого управления.

 

Раздел 3. Задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1

Тема 1.1. Понятие государственной службы.

Государственная служба - сложный  социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные  отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность  служащих, прохождение государственной  службы, порядок возникновения и  прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной службой  понимается служба в государственных  учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.

Нынешнему нормативно-правовому  закреплению государственной службы в качестве службы только в государственных  органах способствует сложившееся  в теории мнение о ее публичности. Так, в процессе государственной  службы возникают публично-правовые отношения, “состоящие в том, что  поступивший в аппарат государственного управления находится на службе не только в соответствующем органе, но и у государства в целом”; а суть государственной службы в  этом плане состоит в “формировании  властно-управленческих взаимоотношений  между государством и обществом”.

Анализируя ст.2 Федерального закона “Об Основах государственной  службы РФ”, можно выделить следующие  признаки государственной службы:

    1. это профессиональная деятельность, т.е. осуществляемая на основе специальных знаний и навыков;
    2. в процессе осуществления этой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;
    3. эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;
    4. такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей конкретными лицами, замещающими штатные государственные должности;
    5. деятельность эта должна быть оплачена исключительно из государственного бюджета.

Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных  органах, реализующих от имени государства  его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов  РФ к государственной службе.

 

Тема 1.2. Виды государственной службы

Государственная служба Российской Федерации сегодня имеет многоплановую  структуру, определяемую:

а) конституционно-федеративным устройством нашего государства;

б) функционально-видовыми особенностями  деятельности государственных органов.

В соответствии с принципом  федерализма, находящим свою реализацию в российском законодательстве и  правовой практике, структура государственной  службы Российской Федерации включает два уровня:

• федеральную государственную службу, находящуюся в соответствии с п. “т” ст.71 Конституции РФ в исключительном ведении РФ;

• государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ в соответствии с п. “к” ст. 72 Конституции РФ.

Другой, не менее важный принцип  государственного управления, установленный  Конституцией РФ 1993 года, - принцип разделения власти при ее осуществлении, предопределяет существование особых видов государственной  службы:

• государственной службы в органах представительной (законодательной) власти;

• государственной службы в органах исполнительной власти;

• государственной службы в органах судебной власти.

Характерной особенностью в  функционировании видов государственной  службы являются различия в компетенции  и предметах ведения органов  государственной власти, то есть в  содержании государственно-властных функций, обеспечиваемых государственно-служебной  деятельностью.

Общая или общеадминистративная государственная служба – это  служба в органах государственной  власти общей компетенции. Содержание государственно-служебной деятельности в них не отличается однородной функционально-профессиональной спецификой. К этому подвиду относятся:

• президентская государственная служба в Администрации Президента РФ, в том числе аппаратах Совета Безопасности, Представительствах Президента по федеральным округам, Управлении делами Президента РФ, в аппаратах (администрациях) высших должностных лиц субъектов РФ;

• парламентская государственная служба в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, в аппаратах Законодательных Собраний (парламентов) субъектов РФ;

• правительственная государственная служба в аппарате Правительства РФ; в аппаратах правительств (администраций) субъектов РФ, а также исполнительная государственная служба в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ, регулирующих различные сферы деятельности. Исполнительная государственная служба создается и осуществляется с непременным учетом функционального многообразия отраслевой специфики сфер государственной деятельности. Для регулирования этого вида государственной службы характерно то, что оно обычно ведется системно, охватывая службу в органах всех уровней или отдельной сферы (отрасли) управления в целом.

Специализированная государственная  служба предназначена для реализации особо установленных полномочий государственными служащими с соответствующей  профессиональной специализацией, которые  исполняют должностные обязанности  в органах государственной власти, имеющих особую (специальную) компетенцию, как правило, для выполнения преимущественно  однородной деятельности (по соответствующим  предметам ведения). Специализированная государственная служба выделяется как вид гражданской службы в  зависимости от функциональной специфики  и особенностей компетенции государственных  органов власти, а также специального профессионального образования, необходимого для исполнения полномочий по соответствующим  должностям государственной службы.

К специализированным видам  государственной службы согласно действующему законодательству и сложившейся  системе органов государственной  власти можно отнести:

• дипломатическую государственную службы – МИД РФ;

• налоговую государственную службу – МНС РФ;

• правозащитную государственную службу – аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ;

• контрольно-надзорную государственную службу – в контрольно-надзорных органах (Госатомнадзор, Министерство по антимонопольной политике и т.п.), сотрудники которых, в силу служебных обязанностей, взаимодействуют с населением, должностными лицами и другими представителями предприятий, учреждений и организаций, осуществляют специальные контрольно-надзорные функции, являясь представителями власти;

• финансово-кредитную государственную службу – в финансово-кредитных государственных органах (ЦБ РФ, Федеральное Казначейство);

• избирательную государственную службу – в аппаратах избирательных комиссий (ЦИК, избирательные комиссии субъектов РФ);

• альтернативную государственную службу, предусмотренную в соответствии с Конституцией РФ.

Специальные функции и  специальная компетенция присущи  также органам государства, которые  призваны заниматься правоохранительной деятельностью. Она осуществляется путем применения юридических мер  воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном  соблюдении законодательно установленных  порядка, правил и процедур. Государственная  служба в правоохранительных органах, называемая правоохранительной, осуществляется на государственных должностях, учрежденных  в:

• аппаратах судов РФ – судебная государственная служба;

• органах Прокуратуры – прокурорская государственная служба;

• органах внутренних дел – милицейская государственная служба;

• органах налоговой полиции – налогово-полицейская государственная служба;

• таможенных органах – таможенная государственная служба;

• органах Федеральной службы безопасности – государственная служба безопасности;

• органах Службы внешней разведки – разведывательная государственная служба;

• органах юстиции – государственная служба юстиции;

• в государственном нотариате – нотариальная государственная служба.

Военная служба – это  особый вид федеральной государственной  службы в составе частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск  и военных структур РФ (пограничные войска, внутренние войска, войска ФСБ, войска СВР, войска ФАПСИ, железнодорожные войска, войска гражданской обороны МЧС). Военную службу отличает от гражданской ряд особенностей, которые присущи и некоторым видам правоохранительной службы. Это:

а) особые условия деятельности, сопряженные с риском для жизни  и здоровья служащих и необходимостью применения оружия и специальных  средств, значительными, а порой  критическими физическими и психологическими нагрузками. Именно это порождает  особые требования, предъявляемые к  возрасту, состоянию здоровья, морально-психологическим  качествам лиц, зачисляемых на такую  службу;

б) в состав служебных  обязанностей входят, при необходимости, участие в боевых действиях, несение  боевого дежурства (боевой службы), защита жизни и здоровья людей, обеспечение  безопасности граждан, материальных ценностей;

в) наличие особых требований к дисциплине, оформленных в виде дисциплинарных уставов;

г) особые условия и порядок  поступления на службу, ее прохождения. Поступление на военную службу осуществляется по смешанному способу, который сочетает обязательный призыв с возможностью добровольного поступления на военную  службу по контракту;

д) установление особого  порядка привлечения к ответственности;

е) определение специальных  видов денежного и материального  содержания, расширение гарантий и  льгот;

ж) ношение форменной одежды, знаков различия и другой внешней  атрибутики.

Вместе с тем, специфика  государственно-служебной деятельности современного государства требует  взаимодействия различных служб, создаются  службы, объединяющие в себе признаки и гражданской, и военной. Некоторыми авторами предлагается отнесение понятия “военная служба” только к так называемой войсковой, и выделение военизированной службы, в возможный состав которой будут входить:

• охранная (МВД, МПС, ФСО),

• пожарная (ГПС, МЧС),

• фельдъегерская (ГФС),

• правительственной связи (ФАПСИ),

• спасательная (аварийно-спасательная, горноспасательная, чрезвычайных ситуаций – МЧС),

• казачья.

Вопросы специальной государственной  службы в соответствии с федеральным  законом должны быть урегулированы  специальными федеральными законами. В таких законах необходимо определить:

• особенности государственной службы;

• правовой статус государственного служащего;

• условия и порядок прохождения специальной государственной службы;

• систему государственных должностей, уровней государственной службы, которые могут быть отличны от общегражданской государственной службы;

• орган управления специальной государственной службой и его компетенцию;

• соотношение специальной и общей государственной служб.

 

 

 

 

 

 

Тема 1.3. Принципы государственной службы

Федеральным законом «О системе  государственной службы Российской Федерации» установлены следующие  основные принципы ее построения и  функционирования:

1) принцип федерализма. Обеспечивает  единство системы государственной  службы и соблюдение конституционного  разграничения предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти  субъектов Федерации;

2) принцип законности. Означает, что  исполнительные органы и должностные  лица при решении своих задач  и осуществлении функций обязаны  строго соблюдать законы и  иные нормативные правовые акты  о государственной службе;

3) принцип приоритета прав и  свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность  признания, соблюдения и защиты;

4) принцип равного доступа граждан  к государственной службе. Закреплен  в ст. 32 Конституции РФ. Сущность  принципа заключается в том,  что при приеме на государственную  службу не допускается каких  бы то ни было прямых или  косвенных ограничений в зависимости  от расы, пола, национальности, языка,  социального происхождения, имущественного  и должностного положения, места  жительства, наличия или отсутствия  гражданства субъекта Федерации,  отношения к религии, убеждений,  принадлежности к общественным  объединениям;

5) принцип единства правовых  и организационных основ государственной  службы. Предполагает законодательное  закрепление единого подхода  к организации государственной  службы на уровне как федеральном,  так и субъектов Федерации;

6) принцип взаимосвязи государственной  и муниципальной службы. Получил  законодательное закрепление в  единстве основных квалификационных  требований для замещения должностей  государственной гражданской службы  и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной  подготовке, переподготовке и повышению  квалификации государственных гражданских  служащих и муниципальных служащих. Соотносимы основные условия  оплаты служебной деятельности  и социальных гарантий, а также  пенсионного обеспечения;

Информация о работе Государственная служба