Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:34, контрольная работа
Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной службой понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.
Раздел 1. Понятие, система, виды и принципы государственной службы.
Тема 1.1. Понятие государственной службы.
Тема 1.2. Виды государственной службы
Тема 1.3. Принципы государственной службы
Тема 1.4. Системы государственной службы.
Раздел 2. Организация межотраслевого управления.
Раздел 3. Задача.
7) принцип открытости
8) принцип профессионализма и
компетентности
9) принцип защиты
Тема 1.4. Системы государственной службы.
Выделяется три основных
концепции правового
Государственная служба реализует свою правовую природу и обретает юридический смысл по мере исполнения функций государства, которые имеют нормативную форму (основы конституционного строя определены в Конституции). Цели государства составляют предмет политики, которая всегда опережает науку и право. Государственная служба во взаимоотношениях права, закона, государственной политики является основным инструментом практического осуществления каждого их них. Профессионализм государственных служащих проявляется, в том числе, и в их способности рационализировать политику и проводить её в рамках действующего закона.
Государствоосуществление предполагает определенный баланс разделений власти, политики, государственной службы, которые оказываются зависимыми друг от друга, а также от закона и права.
Политически подконтрольная государственная служба обслуживает интересы политической группировки, стоящей у власти. При этом, законы исполняются по мере политической целесообразности, постепенно утрачивая связь с правом, а государственная служба утрачивает связь со своим источником – народом, подчиняясь воле политиков. В конце концов, функции государственной службы в интересах политики опережают закон, выходя за его рамки, а, следовательно, оказываются несоответствующими функциям государства, в котором данная служба функционирует. Нарастание кризиса вследствие политико-дисциплинарной подконтрольности государственной службы было характерно для России и других стран, что заканчивалось политической катастрофой.
Другая ситуация складывается,
когда государственная служба оказывается
избавлена от политического контроля,
как со стороны избранных народом
лиц, так и со стороны иных форм
гражданского общества. Она представлена
сформированной законом корпорацией,
не зависящей от других элементов
гражданского общества, участвующих
в реализации государственного режима.
Государственный служащий оказывается
зависимым от корпоративных интересов
самой государственной службы (либо
через установление профессиональных,
либо военно-дисциплинарных отношений,
определенных в формах, неограниченных
законом). Корпоративизация государственной
службы фактически лишает государственный
режим публично-правового
Публично-правовая государственная
служба подконтрольна как политическим
институтам государства, так и институтам
гражданского общества, при этом конкретные
лица получают возможность контролировать
службу во исполнение закона и статуса
занимаемой ими государственной
должности. Государственная служба
защищена от политического усмотрения
через определение
Раздел 2.
Организация межотраслевого управления.
Под межотраслевым (межведомственным
или функциональным) управлением
понимается исполнительная и распорядительная
деятельность, осуществляемая органами
государственного управления, наделенными
надведомственными полномочиями по
отношению к организационно не подчиненным
им управляемым объектам, в ходе,
которой обеспечивается согласованность
и единство действий этих объектов
управления при решении
В отличие от отраслевого управления, представляющего собой совокупность вертикальных правоотношений, при межотраслевом (функциональном) управлении имеют место горизонтальные отношения, т.е. отношения субъектов и объектов управления, организационно не подчиненных друг другу. Межотраслевая исполнительная и распорядительная деятельность возложена в основном на государственные комитеты Российской Федерации (их десять) и федеральные комиссии России (их две: федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Федеральная энергетическая комиссия). Эти органы осуществляют на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, федеральную комиссию возглавляет соответственно председатель госкомитета, председатель федеральной комиссии. В их организационном подчинении отраслей управления, как правило, нет, а находятся лишь отдельные учреждения и организации, обеспечивающие выполнение возложенных на них межотраслевых функций.
По вопросам, отнесенным к их компетенции, межотраслевую координацию и функциональное регулирование осуществляют государственные комитеты: таможенный; по статистике; по стандартизации и метрологии; по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и др. Профильная сфера управления, как правило, отражается в наименовании этих органов. Например: Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 24 ноября 1999 г.*, является федеральным органом исполнительной власти. Этот орган осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики и жилищно-коммунального комплекса и его реформирования во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Федерации.
* СЗ РФ. 1999. № 48. Ст. 5864.
Функции межотраслевого управления, по сравнению с отраслевыми, могут преобладать и в деятельности некоторых министерств (министерств экономики, государственного имущества, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства).
Федеральные надзоры, федеральные службы России, а также российские агентства осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Эти функции носят как отраслевой, так и межотраслевой характер. Поэтому провести четкую грань между названными организационно-правовыми формами государственного управления нельзя.
В субъектах Федерации межотраслевое управление осуществляют их соответствующие органы исполнительной власти.
Границы действия (сфера
управления) органов межотраслевого
управления значительно шире, чем
органов отраслевого
* СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3786.
Надведомственность (межведомственность) полномочий органов межотраслевого характера выражается в том, что их акты, изданные в пределах компетенции, содержат правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и(или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего нормативный правовой акт.
Органы межотраслевого управления, занимая особое положение, несут ответственность за состояние и развитие порученной им сферы управления.
Для методов управления,
применяемых органами межотраслевой
надведомственной компетенции, характерно
согласованное принятие решений, координация
действий соответствующих органов
управления при выполнении общегосударственных
или межотраслевых задач. Большое
значение имеет устранение несогласованности
в действиях органов
Раздел 3. Задача.
За появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения гражданин Уланов был подвергнут штрафу руководителем предприятия.
Данное правонарушение является дисциплинарным.
Дисциплинарные правонарушения (проступки) представляют собой противоправные деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций. Совершая дисциплинарный проступок, правонарушитель дезорганизует нормальную деятельность трудовых коллективов, нарушает трудовую, учебную, служебную, производственную, воинскую дисциплину (прогулы, опоздания на работу, пропуски учебных занятий, невыполнение распоряжений администрации и т.д.). Меры ответственности фиксируются в санкциях правовых норм и выражаются в замечании, выговоре, строгом выговоре, переводе на низшую должность, отчислении из учебного заведения и т.д.
Действия руководителя являются не правомерными, т.к. Трудовым Кодексом РФ устанавливается исчерпывающий перечень мер дисциплинарного воздействия применяемых к работнику: замечание, выговор и увольнение. Штраф как мера дисциплинарного взыскания Кодексом не предусмотрен, а применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных законом, согласно Трудовому Кодексу РФ не допускается.