Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:34, контрольная работа

Краткое описание

Государственная служба - сложный социально-правовой институт. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной службой понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.

Содержание

Раздел 1. Понятие, система, виды и принципы государственной службы.
Тема 1.1. Понятие государственной службы.
Тема 1.2. Виды государственной службы
Тема 1.3. Принципы государственной службы
Тема 1.4. Системы государственной службы.

Раздел 2. Организация межотраслевого управления.

Раздел 3. Задача.

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 34.74 Кб (Скачать файл)

7) принцип открытости государственной  службы и ее доступности общественному  контролю. Гарантирует объективное  информирование общества о деятельности  государственных служащих;

8) принцип профессионализма и  компетентности государственных  служащих. Именно по этому критерию, прежде всего, оцениваются достоинства  кандидатов. Профессионализм означает  исполнение государственным служащим  своих должностных обязанностей  постоянно (в течение определенного  времени) по приобретенной профессии  за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое  и всестороннее знание правил  и процедур, владение практическими  навыками в определенной сфере  деятельности;

9) принцип защиты государственных  служащих от неправомерного вмешательства  в их профессиональную служебную  деятельность как государственных  органов и должностных лиц,  так и физических и юридических  лиц. Это крайне необходимо  для обеспечения нормальной деятельности  государственных органов, исключения  фактов коррупции и принятия  незаконных решений.

 

 

 

 

Тема 1.4. Системы государственной службы.

Выделяется три основных концепции правового регулирования  государственной службы: политически  подконтрольной, корпоративной и  публично-правовой государственной  службы.

Государственная служба реализует  свою правовую природу и обретает юридический смысл по мере исполнения функций государства, которые имеют  нормативную форму (основы конституционного строя определены в Конституции). Цели государства составляют предмет  политики, которая всегда опережает  науку и право. Государственная  служба во взаимоотношениях права, закона, государственной политики является основным инструментом практического  осуществления каждого их них. Профессионализм  государственных служащих проявляется, в том числе, и в их способности  рационализировать политику и проводить  её в рамках действующего закона.

Государствоосуществление  предполагает определенный баланс разделений власти, политики, государственной  службы, которые оказываются зависимыми друг от друга, а также от закона и права.

Политически подконтрольная государственная служба обслуживает  интересы политической группировки, стоящей  у власти. При этом, законы исполняются  по мере политической целесообразности, постепенно утрачивая связь с  правом, а государственная служба утрачивает связь со своим источником – народом, подчиняясь воле политиков. В конце концов, функции государственной  службы в интересах политики опережают  закон, выходя за его рамки, а, следовательно, оказываются несоответствующими функциям государства, в котором данная служба функционирует. Нарастание кризиса  вследствие политико-дисциплинарной подконтрольности государственной службы было характерно для России и других стран, что  заканчивалось политической катастрофой.

Другая ситуация складывается, когда государственная служба оказывается  избавлена от политического контроля, как со стороны избранных народом  лиц, так и со стороны иных форм гражданского общества. Она представлена сформированной законом корпорацией, не зависящей от других элементов  гражданского общества, участвующих  в реализации государственного режима. Государственный служащий оказывается  зависимым от корпоративных интересов  самой государственной службы (либо через установление профессиональных, либо военно-дисциплинарных отношений, определенных в формах, неограниченных законом). Корпоративизация государственной  службы фактически лишает государственный  режим публично-правового характера, превращая его в частное достояние  корпорации, что приводит к искажению  осуществления закона и права  государства. Таким образом, выходя за рамки закона, функции государственной  службы подменяют закон, законодательство и государственная служба утрачивают связь с правом и политикой, что  приводит к разрушению действующей  администрации.

Публично-правовая государственная  служба подконтрольна как политическим институтам государства, так и институтам гражданского общества, при этом конкретные лица получают возможность контролировать службу во исполнение закона и статуса  занимаемой ими государственной  должности. Государственная служба защищена от политического усмотрения через определение профессионального  правового статуса государственного служащего. Лишение этого статуса  совершается исключительно в  судебном порядке по основаниям, установленным  законом исчерпывающим образом. Возможна добровольная отставка, но также  по процедуре, четко урегулированной  законом, а также правовые последствия  и ограничения для граждан, состоявших ранее на государственной службе. Реализация публично-правовой концепции  государственной службы позволяет  исчерпывающим образом реализовывать  закон в функциях государственной  службы, обеспечивая интересы политики, всего общества, так как правовая традиция народа постепенно оформляется в виде закона, становится более полной вследствие развития государственной службы. Политика реформирует государство и общество через законодательный процесс, формируя устойчивое демократическое правосознание. Гарантированная возможность равного доступа к государственной службе реализуется через организацию конкурсного замещения вакантных государственных должностей, системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для государственной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2.

Организация межотраслевого управления.

Под межотраслевым (межведомственным или функциональным) управлением  понимается исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, наделенными  надведомственными полномочиями по отношению к организационно не подчиненным  им управляемым объектам, в ходе, которой обеспечивается согласованность  и единство действий этих объектов управления при решении общегосударственных  или межотраслевых задач.

В отличие от отраслевого  управления, представляющего собой  совокупность вертикальных правоотношений, при межотраслевом (функциональном) управлении имеют место горизонтальные отношения, т.е. отношения субъектов  и объектов управления, организационно не подчиненных друг другу. Межотраслевая  исполнительная и распорядительная деятельность возложена в основном на государственные комитеты Российской Федерации (их десять) и федеральные  комиссии России (их две: федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг и  Федеральная энергетическая комиссия). Эти органы осуществляют на коллегиальной  основе межотраслевую координацию  по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование  в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, федеральную  комиссию возглавляет соответственно председатель госкомитета, председатель федеральной комиссии. В их организационном  подчинении отраслей управления, как  правило, нет, а находятся лишь отдельные  учреждения и организации, обеспечивающие выполнение возложенных на них межотраслевых  функций.

По вопросам, отнесенным к их компетенции, межотраслевую  координацию и функциональное регулирование  осуществляют государственные комитеты: таможенный; по статистике; по стандартизации и метрологии; по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и др. Профильная сфера управления, как правило, отражается в наименовании этих органов. Например: Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 24 ноября 1999 г.*, является федеральным органом исполнительной власти. Этот орган осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики и жилищно-коммунального комплекса и его реформирования во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Федерации.

* СЗ РФ. 1999. № 48. Ст. 5864.

Функции межотраслевого управления, по сравнению с отраслевыми, могут  преобладать и в деятельности некоторых министерств (министерств  экономики, государственного имущества, по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства).

Федеральные надзоры, федеральные  службы России, а также российские агентства осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в  установленных сферах ведения. Эти  функции носят как отраслевой, так и межотраслевой характер. Поэтому провести четкую грань между  названными организационно-правовыми  формами государственного управления нельзя.

В субъектах Федерации  межотраслевое управление осуществляют их соответствующие органы исполнительной власти.

Границы действия (сфера  управления) органов межотраслевого управления значительно шире, чем  органов отраслевого управления, так как их деятельность функциональна  и распространяется на все или  несколько отраслей управления. При  этом в современных условиях круг вопросов, по которым необходима координация (согласование) деятельности отраслевых органов, непрерывно расширяется. Это объясняется, во-первых, тем,  что наряду с государственным сектором экономики развивается негосударственный, породивший множество новых объектов управления, а во-вторых, тем, что интересы СНГ требуют создания структур, полномочных осуществлять межгосударственные связи. Например, Министерство РФ по делам Содружества Независимых Государств, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 21 июля 1999 г.*, наделено очень широкими полномочиями межотраслевого и межгосударственного характера. Оно во взаимодействии с Министерством иностранных дел РФ и другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет проведение единой государственной политики в сфере отношений с государствами СНГ. Министерство координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в области экономического, научно-технического, социального, культурного и гуманитарного сотрудничества России с государствами СНГ. Оно осуществляет взаимодействие с органами СНГ, Союза Беларуси и России, интеграционного объединения государств — участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях, других межгосударственных объединений, созданных в рамках СНГ; координирует деятельность российских представителей в этих органах, а также выполняет другие задачи межотраслевого и межгосударственного характера, указанные в Положении.

* СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3786.

Надведомственность (межведомственность) полномочий органов межотраслевого характера выражается в том, что  их акты, изданные в пределах компетенции, содержат правовые нормы, обязательные для других федеральных органов  исполнительной власти и(или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего нормативный правовой акт.

Органы межотраслевого управления, занимая особое положение, несут  ответственность за состояние и  развитие порученной им сферы управления.

Для методов управления, применяемых органами межотраслевой  надведомственной компетенции, характерно согласованное принятие решений, координация  действий соответствующих органов  управления при выполнении общегосударственных  или межотраслевых задач. Большое  значение имеет устранение несогласованности  в действиях органов исполнительной власти на всех уровнях с целью  противодействия, а желательно —  и упреждения таких негативных явлений, как инфляция, безработица, чрезмерная имущественная дифференциация, нестабильность производства, неравномерность развития отдельных регионов. Особо острой является проблема восстановления экономических  связей со странами СНГ в условиях перехода к рыночным отношениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Задача.

За появление на рабочем  месте в состоянии алкогольного опьянения гражданин Уланов был  подвергнут штрафу руководителем предприятия.

  1. Проанализируйте состав данного правонарушения.
  2. Определите вид ответственности за данное правонарушение КоАП РФ
  3. Кто из указанных в законе лиц обладает правом наложения административных наказаний?
  4. Правомерны ли действия руководителя предприятия?

 

 

Данное правонарушение является дисциплинарным.

Дисциплинарные  правонарушения (проступки) представляют собой противоправные деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций. Совершая дисциплинарный проступок, правонарушитель дезорганизует нормальную деятельность трудовых коллективов, нарушает трудовую, учебную, служебную, производственную, воинскую дисциплину (прогулы, опоздания на работу, пропуски учебных занятий, невыполнение распоряжений администрации и т.д.). Меры ответственности фиксируются в санкциях правовых норм и выражаются в замечании, выговоре, строгом выговоре, переводе на низшую должность, отчислении из учебного заведения и т.д.

 

Действия руководителя являются не правомерными, т.к. Трудовым Кодексом РФ устанавливается исчерпывающий перечень мер дисциплинарного воздействия применяемых к работнику: замечание, выговор и увольнение. Штраф как мера дисциплинарного взыскания Кодексом не предусмотрен, а применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных законом, согласно Трудовому Кодексу РФ не допускается.

Информация о работе Государственная служба