Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:58, курсовая работа
Целью исследования является анализ деятельности органов государственного управления в сфере образования и выявление проблем государственного управления в сфере образования в
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие и задачи образования;
• исследовать правовую основу государственного управления в сфере образования Российской Федерации;
• проанализировать деятельность государственных органов управления в сфере образования в Москве ;
• исследовать проблемы в сфере управления образования в Москве и рассмотреть пути их решения.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика содержания образования : теоретические аспекты
1.1 Понятие и задачи образования в Российской Федерации………………….5
1.2 Правовая основа государственного управления в сфере образования Российской Федерации…………………………………………………………..9
ГЛАВА 2.Анализ государственного управление в сфере образования в Москве
2.1 Анализ деятельности государственных органов управления в сфере образования в Москве………………………………………………………….13
2.2 Проблемы в сфере образования и пути их решения……………………..18
Заключение…………………………………………………………………...…21
Список литературы……………………………………………………………..23
Разграничение компетенции РФ и ее субъектов по вопросам образования, проведенное в комментируемом Законе, берет свое начало еще в Конституции России от 12.12.1993 г., закрепившей в ст. 71-734 основы распределения полномочий между Федерацией и ее субъектами. Пунктом «е»ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования отнесены к совместному ведению России и ее субъектов.
Компетенция РФ в области образования - это совокупность властных полномочий, отнесенных Конституцией и законодательством РФ к ведению РФ в сфере образования. Полномочия предполагают единство прав и обязанностей: Российская Федерация, «центр» не только вправе решать определенные Законом вопросы в сфере образования, но и обязаны это делать.
Федеральные органы государственной
власти и управления - это высшие
органы законодательной и
Систему государственного управления образованием в РФ регулирует постановление Правительства РФ от 09.01.1992 г. N 215. В целях создания системы государственного управления образованием в Российской Федерации, соответствующей задачам его функционирования и развития в условиях осуществления экономической реформы, Правительство Российской Федерации сформировал следующую систему органов государственного управления образованием:
Указанные органы управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.
В связи, с чем можно сделать вывод, что вся деятельность министерства образования и науки РФ, министерства образования республик в составе РФ; управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований направлены на улучшение и повышения качества предоставляемых услуг населению, а именно давая каждому гражданину РФ получить полное выше образование.
Таким образом, данное сочетание принципов государственного регулирования на уровне РФ, субъектов РФ и самоуправления позволяет определить приоритетные направления развития образования и науки, обеспечить формирование системы, осуществлять межотраслевую координацию образовательной, научной и научно-техническую деятельность.
ГЛАВА 2. Анализ государственного управления в сфере образования в Москве
Департамент образования города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан на образование и удовлетворение потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда, с учетом региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей города Москвы, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного, начального профессионального, среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования.
Департамент осуществляет
свою деятельность в
С 2012 по 2016 года Москва участвует в государственной программе “Развитие образования города Москвы”(“Столичное образование”).
«Государственная программа "Столичное образование" - это важнейшая для Москвы и москвичей программа стоимостью 1,5 трлн. рублей, и ее значение не только в сумме и ресурсах, которые на нее направляются, но и в содержании самой программы».
Цель:
Приоритетные задачи:
Основные направления на 2012-2016 гг.:
Всего на территории Москвы действуют более 5800 государственных образовательных учреждений различных уровней образования и подведомственности, в том числе 4 008- подведомственных Департаменту образования Москвы.
В деятельность по социализации детей и молодежи включены городские и федеральные учреждения культуры, спорта, социальной защиты молодежной политики. Так около четверти обучающихся общественных учреждений посещают музыкальные или художественные школы , театральные кружки, спортивные секции. Однако эффективному взаимодействию учреждению различных ведомств мешают недостаточно развитые механизмы координации. Огромный потенциал сфер культуры, спорта, науки и высшего профессионального образования города Москвы, используется далеко не в полной мере.
В 1515 государственных и
в 146 негосударственных общеобразовательных
учреждениях и организациях обучаются
свыше 770 тысяч обучающихся
Серьезной проблемой является
неравномерное распределение государственных
образовательных учреждений повышенного
уровня 12(гимназии, лицеи, школы с
углубленным изучением
Город Москва – лидер регионов Российской Федерации по масштабу системы начального и среднего профессионального образования.
Укрепление материально-
По охвату высшим и непрерывным профессиональным образованием город Москва – один из мировых лидеров. Около 1,3 миллиона студентов (что составляет больше 10% от населения города Москвы и 20% от числа занятых в городе Москве) обучается в 119 государственных образовательных учреждениях высшего и непрерывного профессионального образования, в том числе, в 10 ВУЗах, учрежденных Правительством города Москвы.
В городе Москве более 300 тыс. обучающихся из других регионов Российской Федерации, в том числе более 40% из них - из Московской области.
Город Москва достиг значительных результатов в создании условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В специальных (коррекционных) государственных образовательных учреждениях - 11,7 тысяч обучающихся. В государственных образовательных учреждениях разного типа созданы места для 50 тысяч обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Количество государственных образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования, за последние три года увеличилось в три раза, однако потребность в таких программах в полной мере не удовлетворена. Особенно высок спрос на такие программы в сфере начального и среднего профессионального образования (на сегодняшний день около 4 тысяч обучающихся, при потребности более 40 тысяч).
Сохраняется высокая
доля зданий
Материально-техническая база и финансовые ресурсы государственных образовательных учреждений города Москвы в целом позволяют создать необходимые условия для обучения. Общеобразовательные учреждения города Москвы существенно лучше обеспечены учебными и иными площадями, чем школы в среднем по Российской Федерации: в расчете на 1 обучающегося общеобразовательного учреждения в городе Москве приходится чуть более 12 кв. метров (среднее по Российской Федерации - 7 кв. метров).
Однако только 40% обучающихся общеобразовательных учреждений обучается в государственных образовательных учреждениях, в которых обеспечено от 80 до 100% всех основных видов современных условий, требования к которым определены в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Около 7% зданий нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции, а почти в трети общеобразовательных учреждений требуется серьезный текущий ремонт.
Доля расходов на образование в 2010 году составила 15% бюджета города Москвы. Часть системы образования финансируется из федерального бюджета (федеральные государственные образовательные учреждения высшего и непрерывного общеобразовательных учреждений, осваивающих образовательные программы для одарѐнных и талантливых детей и получающих консультации в очно-заочной и дистанционной форме с использованием возможностей ведущих ВУЗов и научных организаций, составляет менее 4%, что заведомо ниже возможностей образовательного комплекса города Москвы.
В системе начального и среднего профессионального образования обеспечивается достаточно высокий уровень подготовки выпускников. Большая часть выпускников трудоустраивается по специальности, 37% выпускников поступают в государственные образовательные учреждения высшего и непрерывного профессионального образования. Вместе с тем, потребности рынка труда города Москвы системой профессионального образования в полной мере не обеспечиваются.
Введение электронной системы обучения весьма облегчила жизнь учеников и их родителей.В 60% школ Москвы появились такие дополнения как электронные дневники, электронные журналы,запись в школу через интернет ,электронные образовательные ресурсы,электронные учебники. Постоянным доступом к интернету оснащены 62% школ.
Беспокойство вызывают проблемы со здоровьем обучающихся. Исследования выявляют тенденцию к росту заболеваемости на 2-4% в год и показывают, что образование может выступить как фактором ухудшения здоровья обучающихся за счет нерациональной нагрузки, гиподинамии, неполноценного питания, так и инструментом формирования ресурса здоровья обучающихся. Для этого необходимы индивидуализация образовательного процесса, реализация программ формирования здорового образа жизни обучающихся, занятия физической культурой и спортом.
Сегодня в образовательной практике государственных дошкольных и общеобразовательных учреждений города Москвы используются разнообразные здоровье сберегающие педагогические технологии. Вместе с тем, до настоящего времени в деятельности государственных образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья отсутствуют единые стандарты качества, включающие в себя регламенты взаимодействия ведомств и конкретных специалистов, отсутствует единая системамониторинга и единой базы данных о состояния здоровья обучающихся. В системе общего и профессионального образования актуальной является задача формирования здорового стиля поведения, профилактики курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Кадры столичного образования
В системе образования города Москвы трудятся свыше 265 тысяч педагогических работников.. Около 60% от общей численности педагогов работает в общеобразовательных учреждениях, около 30% - в государственных образовательных учреждениях дошкольного образования, а оставшиеся 10% - в государственных образовательных учреждениях дополнительного и профессионального образования.
Информация о работе Государственное управление в сфере образования