Государственное управление в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ деятельности органов государственного управления в сфере образования и выявление проблем государственного управления в сфере образования в
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие и задачи образования;
• исследовать правовую основу государственного управления в сфере образования Российской Федерации;
• проанализировать деятельность государственных органов управления в сфере образования в Москве ;
• исследовать проблемы в сфере управления образования в Москве и рассмотреть пути их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика содержания образования : теоретические аспекты
1.1 Понятие и задачи образования в Российской Федерации………………….5
1.2 Правовая основа государственного управления в сфере образования Российской Федерации…………………………………………………………..9
ГЛАВА 2.Анализ государственного управление в сфере образования в Москве
2.1 Анализ деятельности государственных органов управления в сфере образования в Москве………………………………………………………….13
2.2 Проблемы в сфере образования и пути их решения……………………..18
Заключение…………………………………………………………………...…21
Список литературы……………………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гму.docx

— 45.62 Кб (Скачать файл)

Разграничение компетенции  РФ и ее субъектов по вопросам образования, проведенное в комментируемом Законе, берет свое начало еще в Конституции  России от 12.12.1993 г., закрепившей в  ст. 71-734 основы распределения полномочий между Федерацией и ее субъектами. Пунктом «е»ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования отнесены к совместному ведению России и ее субъектов.

Компетенция РФ в области  образования - это совокупность властных полномочий, отнесенных Конституцией и законодательством РФ к ведению  РФ в сфере образования. Полномочия предполагают единство прав и обязанностей: Российская Федерация, «центр» не только вправе решать определенные Законом  вопросы в сфере образования, но и обязаны это делать.

 

Федеральные органы государственной  власти и управления - это высшие органы законодательной и исполнительной власти РФ - Президент, Федеральное  Собрание, Правительство РФ.

Систему государственного управления образованием в РФ регулирует постановление  Правительства РФ от 09.01.1992 г. N 215. В целях создания системы государственного управления образованием в Российской Федерации, соответствующей задачам его функционирования и развития в условиях осуществления экономической реформы, Правительство Российской Федерации сформировал следующую систему органов государственного управления образованием:

  • Министерство образования и науки РФ;
  • Министерства образования республик в составе РФ;
  • Управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;
  • Комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.
  • Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.

Указанные органы управления образованием реализуют единое руководство  системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического  и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном  уровнях.

В связи, с чем можно  сделать вывод, что вся деятельность министерства образования и науки  РФ, министерства образования республик  в составе РФ; управления (главные  управления, комитеты, департаменты) образования  краев, областей и автономных образований  направлены на улучшение и повышения  качества предоставляемых услуг  населению, а именно давая каждому  гражданину РФ получить полное выше образование.

 

Таким образом, данное сочетание  принципов государственного регулирования  на уровне РФ, субъектов РФ и самоуправления позволяет определить приоритетные направления развития образования  и науки, обеспечить формирование системы, осуществлять межотраслевую координацию  образовательной, научной и научно-техническую  деятельность.

 

 

ГЛАВА 2. Анализ государственного управления в сфере образования в Москве

 Департамент образования города Москвы  является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права граждан на образование и удовлетворение потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда, с учетом региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей города Москвы, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного, начального профессионального, среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования.

 Департамент осуществляет  свою деятельность в соответствии  с Конституцией Российской Федерации,  международными договорами, федеральными  конституционными и федеральными  законами, указами и распоряжениями  Президента Российской Федерации,  постановлениями и распоряжениями  Правительства Российской Федерации,  нормативными правовыми актами  федеральных органов исполнительной  власти, осуществляющих функции  по выработке государственной  политики, нормативно-правовому регулированию,  контролю и надзору, управлению  государственным имуществом и  оказанию государственных услуг  в сфере образования, Уставом  города Москвы, законами города  Москвы, иными правовыми актами  города Москвы и настоящим  Положением.

С 2012 по 2016 года Москва участвует  в государственной программе  “Развитие образования города Москвы”(“Столичное образование”).

«Государственная программа "Столичное образование" - это  важнейшая для Москвы и москвичей  программа стоимостью 1,5 трлн. рублей, и ее значение не только в сумме  и ресурсах, которые на нее направляются, но и в содержании самой программы».

Цель:

    • создать средствами образования условия для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе.

Приоритетные задачи:

    • Комплексное развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности образования.
    • Формирование «Московского стандарта качества» - системы дополнительных требований к содержанию, условиям и результатам образовательного процесса.
    • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и работников системы образования.
    • Создание механизмов использования интеллектуальных и социокультурных ресурсов столицы в образовании.

Основные направления  на 2012-2016 гг.:

    • разработка и внедрение инновационных элементов содержания образования (образовательных программ, новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования);
    • создание инновационных учебно-воспитательных технологий; учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов;
    • вовлечение в совместную инновационную деятельность и использование научного потенциала всех вузов и НИИ  (подведомственных, городских и федеральных), развитие проектных форм деятельности учащихся и педагогов;
    • поиск эффективных методик подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сферы образования;
    • разработка новых механизмов, форм и методов управления образованием, направленных на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, материально-технического и кадрового, обеспечения системы образования;
    • формирование институтов общественного участия в управлении.

 

Всего на территории Москвы действуют более 5800 государственных  образовательных учреждений различных уровней образования и подведомственности, в том числе 4 008- подведомственных Департаменту образования Москвы.

В деятельность по социализации детей и молодежи включены городские  и федеральные учреждения культуры, спорта, социальной защиты молодежной политики. Так около четверти обучающихся общественных учреждений посещают музыкальные или художественные школы , театральные кружки, спортивные секции. Однако эффективному взаимодействию учреждению различных ведомств мешают недостаточно развитые механизмы координации. Огромный потенциал сфер культуры, спорта, науки и высшего профессионального образования города Москвы, используется далеко не в полной мере.

В 1515 государственных и  в 146 негосударственных  общеобразовательных  учреждениях и организациях обучаются  свыше 770 тысяч обучающихся общеобразовательных  учреждений. Имеющееся количество мест в общеобразовательных учреждениях  и организациях  обеспечивает потребность  вплоть до 2013 года.

Серьезной проблемой является неравномерное распределение  государственных  образовательных учреждений повышенного  уровня 12(гимназии, лицеи, школы с  углубленным изучением предметов) по районам города Москвы. Это приводит к тому, что около 20% обучающихся  в таких  общеобразовательных  учреждений отдельных административных округов города Москвы проживают  в других районах города Москвы и  до четверти – в других административных округах города Москвы.

Город Москва – лидер  регионов Российской Федерации по масштабу  системы начального и среднего профессионального  образования.

 Укрепление материально-технической  базы, модернизация инфраструктуры  и кадрового состава государственных  образовательных учреждений среднего  профессионального образования  позволило в условиях сокращения  числа  выпускников 9-х и  11-х классов обеспечить стабильную численность  выпускников общеобразовательных учреждений, продолжающих обучение в  государственных образовательных учреждениях среднего  профессионального образования (более 80 тыс. чел.).

По охвату высшим и непрерывным профессиональным образованием  город Москва – один из мировых лидеров. Около 1,3 миллиона студентов (что составляет больше 10% от населения города Москвы и 20% от числа  занятых в городе Москве) обучается в 119 государственных образовательных  учреждениях высшего и непрерывного профессионального образования, в  том числе, в 10 ВУЗах, учрежденных Правительством города Москвы.

В городе Москве более 300 тыс. обучающихся из других регионов Российской Федерации, в том числе более  40% из них - из Московской области.

Город Москва достиг значительных результатов в создании условий  для образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В  специальных (коррекционных) государственных образовательных  учреждениях - 11,7 тысяч обучающихся. В государственных  образовательных учреждениях разного типа созданы места для 50 тысяч  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Количество государственных образовательных учреждений, реализующих программы  инклюзивного образования, за последние три года увеличилось в три раза,  однако потребность в таких программах в полной мере не удовлетворена.  Особенно высок спрос на такие программы в сфере начального и среднего  профессионального образования (на сегодняшний день около 4 тысяч обучающихся, при потребности более 40 тысяч).

 Сохраняется высокая  доля зданий общеобразовательных  учреждений (59%), в которых не обеспечена  безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Материально-техническая  база и финансовые ресурсы государственных  образовательных учреждений города Москвы в целом позволяют создать  необходимые условия для обучения. Общеобразовательные учреждения  города Москвы существенно лучше обеспечены учебными и иными площадями, чем школы в среднем по Российской Федерации: в расчете на 1 обучающегося общеобразовательного учреждения в городе Москве  приходится чуть более 12 кв. метров (среднее по Российской Федерации - 7  кв. метров).

Однако только 40% обучающихся  общеобразовательных учреждений обучается в государственных образовательных учреждениях, в которых  обеспечено от 80 до 100% всех основных видов современных условий,  требования к которым определены в Национальной образовательной  инициативе «Наша новая школа». Около 7% зданий нуждаются в  капитальном ремонте и реконструкции, а почти в трети  общеобразовательных учреждений требуется серьезный текущий ремонт.

Доля расходов на образование  в 2010 году составила 15% бюджета города Москвы. Часть системы образования финансируется из федерального бюджета  (федеральные государственные образовательные учреждения высшего и  непрерывного общеобразовательных учреждений, осваивающих образовательные программы для одарѐнных и талантливых детей и получающих консультации  в очно-заочной и дистанционной форме с использованием возможностей ведущих ВУЗов и научных организаций, составляет менее 4%, что заведомо ниже возможностей образовательного комплекса города Москвы.

В системе начального и  среднего профессионального образования обеспечивается достаточно высокий уровень подготовки выпускников.  Большая часть выпускников трудоустраивается по специальности, 37%  выпускников поступают в государственные образовательные учреждения  высшего и непрерывного профессионального образования. Вместе с тем, потребности рынка труда города Москвы системой профессионального образования в полной мере не обеспечиваются.

Введение электронной  системы обучения весьма облегчила жизнь учеников и их родителей.В 60% школ Москвы появились такие дополнения как электронные дневники, электронные журналы,запись в школу через интернет  ,электронные образовательные ресурсы,электронные учебники. Постоянным доступом к интернету оснащены 62% школ.

Беспокойство вызывают проблемы со здоровьем обучающихся.  Исследования выявляют тенденцию к росту заболеваемости на 2-4% в год и  показывают, что образование может выступить как фактором ухудшения  здоровья обучающихся за счет нерациональной нагрузки, гиподинамии,  неполноценного питания, так и инструментом формирования ресурса здоровья обучающихся. Для этого необходимы индивидуализация образовательного процесса, реализация программ формирования здорового образа жизни обучающихся, занятия физической культурой и спортом.

Сегодня в образовательной  практике государственных дошкольных и общеобразовательных учреждений города Москвы используются разнообразные здоровье сберегающие педагогические технологии. Вместе с тем, до настоящего времени в деятельности государственных образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья отсутствуют единые стандарты качества, включающие в себя регламенты взаимодействия ведомств и конкретных специалистов, отсутствует единая системамониторинга и единой базы данных о состояния здоровья обучающихся. В системе общего и профессионального образования актуальной является задача формирования здорового стиля поведения, профилактики курения, употребления алкоголя и наркотиков.

Кадры столичного образования

В системе образования  города Москвы трудятся свыше 265 тысяч педагогических работников.. Около 60% от общей численности педагогов работает в общеобразовательных учреждениях, около 30% - в государственных образовательных учреждениях дошкольного образования, а оставшиеся 10% - в государственных образовательных учреждениях дополнительного и профессионального образования.

Информация о работе Государственное управление в сфере образования