Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:57, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в проведении анализа государственного управления сферой образования на примере государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №35».
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
1. выявить особенности законодательных и организационных основ управления сферой образования РФ;
2. охарактеризовать особенности управления образованием в Санкт-Петербурге;
• ВВЕДЕНИЕ 3
• ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8
o 1.1 Правовые аспекты управления сферой образования в РФ 8
o 1.2 Организационные аспекты управления сферой образования в РФ 19
o 1.3 Организация начального профессионального образования в современной России 31
• ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 38
o 2.1 Законы Санкт-Петербурга об образовании 38
o 2.2 Комитет Санкт-Петербурга по образованию 46
o 2.3 Начальное профессиональное образование в Санкт-Петербурге 49
• ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №35» ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 57
o 3.1 Законодательная и ведомственная подчиненность профессионального училища №35 57
o 3.2 Особенности нормативной регламентации деятельности профессионального училища №35 63
o 3.3 Проблемы взаимодействия профессионального училища №35 с органами государственного управления 75
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Разграничение компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам образования производно от норм Конституции РФ Конституция Российской Федерации. (В последней редакции от 19 января 2009 г.) // Российская газета. - 21 января 2009 г. № 7 (4831). , закрепившей в статьях 71-73 основы распределения полномочий между федерацией и ее субъектами. Пунктом «е» статьи 72 Конституции РФ общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Применение данной нормы на практике при регулировании образовательных отношений привело к появлению судебной практики по данному вопросу: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года N 10-П,Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных)и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. - 2000. - N 25. - Ст.2728. Определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2002 года N 93-Г02-23. Определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2002 года N 93-Г02-23 «О признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Устава Магаданской области // СПС «КонсультантПлюс»
Основу нормативного регулирования образованием составляют следующие нормативные акты: Федеральный закон от 22 августа 1996 года №125-ФЗ «О высшем послевузовском профессиональном образовании», Закон РФ от 10 июля 1992 года «3266-1 «Об образовании», Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 года №300 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки», Приказ Минобрнауки РФ от 3 июля 2006 года №177 «Об утверждении положения о высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации» и другие. Федеральный закон от 22 августа 1996 года №125-ФЗ «О высшем послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №35. - Ст. 4135; Закон РФ от 10 июля 1992 года «3266-1 «Об образовании» // Российская газета. - 1992. - №172; Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 года №300 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №26. - Ст.2670; Приказ Минобрнауки РФ от 3 июля 2006 года №177 «Об утверждении положения о высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации» // Российская газета РФ. - 2006. - №182. С последующими изменениями и дополнениями.
Сравнительно недавно был принят федеральный закон «Об автономных учреждениях», Федеральный закон от 03.10.06 № 174 «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 45. - Ст.4626. в котором законодатель усиливает позицию государства и его органов в управлении системы образованием. Данный нормативный акт вызвал неоднозначную реакцию, что свидетельствует о необходимость его совершенствования и дальнейшей проработки.
На федеральном уровне управление образованием осуществляют следующие органы.
Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было образовано 9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации N 314. Минобрнауки России были переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Министерства образования Российской Федерации и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере науки упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам.
Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. Федеральное агентство по образованию находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
Федеральное агентство по науке и инновациям является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности. Федеральное агентство по науке и инновациям находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
На практике определение и осуществление политики в области образования чаще всего реализуется с помощью принятия целевых программ развития образования субъектов РФ, которые в свою очередь разрабатываются на основе и в соответствии с Федеральной программой развития образования. В качестве примера можно привести ст. 2 Закона Московской области «Об образовании» от 10 июня 2001 г. N 107/2001-ОЗ, Закон Московской области от 10 июня 2001 г. N 107/2001-ОЗ «Об образовании» // Вестник Московской областной Думы. - 2001. - N 8. - часть 2.согласно которой «организационной основой государственной политики в сфере образования в Московской области является областная целевая программа развития образования, разрабатываемая в соответствии с законодательством Московской области на основе Федеральной программы развития образования с учетом социально-экономических, демографических, культурных, экологических и других особенностей Московской области".
Целевые программы развития образования принимаются на определенный срок, в течение которого предполагается выполнить ряд мероприятий по сохранению, поддержанию и совершенствованию системы образования. На федеральном уровне в настоящее время действует Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» // Собрание законодательства РФ. - 2000. - N16. - Ст.1639. Общий объем финансирования программы составляет 62 млрд рублей, в том числе 45 млрд рублей бюджетных средств. На 2006 год объем финансирования определен в 7 млрд 847 млн рублей. На основе данной программы субъекты Российской Федерации принимают свои программы развития образования: так, в Ленинградской области Областным законом Ленинградской области от 18.05.2006 №35-оз «О региональной целевой программе «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы». Областной закон Ленинградской области от 18 мая 2006 года №35-оз «О региональной целевой программе «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы» // Вести. - 2006. - №62-63. Целевые программы по образованию в регионах занимают солидную долю сред других целевых программ, так, например, в Республике Коми из 9 целевых программ 4 относятся к области образования.
До начала перестройки (до 1985 г.) целевые комплексные программы считались чуть ли не главным средством решения социальных и социально-экономических проблем общества. Достаточно вспомнить многочисленные и разнообразные программы, составляемые и выполняемые на союзном, республиканском и региональном уровнях (продовольственные, жилищные, энергетические, транспортные, охраны природы и здоровья населения). Целевые комплексные программы (их стали называть, просто, программами или целевыми программами) и до сих пор являются одним из основных средств решения федеральных, территориальных и отраслевых проблем. Составляются они и на уровне отдельных предприятий.
Главное достоинство целевых программ заключается в том, что они изначально имеют межотраслевой характер и развивают у руководителей проблемное мышление, увязывая воедино все, что как-то может повлиять на решение проблемы. Основной недостаток целевых программ заключается, на наш взгляд, в том что их разрабатывают обычно сами исполнители, заинтересованные в выполнении определенных работ и получении для этого надежного финансирования из госбюджета. При этом результат реализации целевых программ, как правило, никем не оценивается и не анализируются, что является основной причиной их низкой эффективности.
В настоящее время значительно повысилось внимание к стратегическому планированию социально-экономического развития региона. Программно-целевой метод служит основным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики развития страны и отдельных ее регионов. Целесообразно рассматривать его в качестве одного из основных методов осуществления качественных изменений социально-экономической ситуации, как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Разработка целевой программы - это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей региона. Практика показывает, что целевые программы эффективно используются для управления социально-экономическими процессами в регионах.
Актуальность идеи программно-целевого управления в информатизации системы образования заключается в том, что он позволяет:
Ш решать первоочередные проблемы;
Ш выстраивать
приоритеты в организационно-
Ш осуществлять управленческую деятельность в соответствии с разработанной программой;
Ш осуществлять мониторинг продвижения к реализации поставленной цели по этапам выполнения программы.
Кроме того, программа
имеет точно определенную целевую
ориентацию всех входящих в нее мероприятий
характеризуется четко
Ш количество учителей, владеющих навыками пользователей,
Ш количество учителей-предметников, использующих новые технологии в образовательном процессе,
Ш количество районных конкурсов, семинаров в области информационных технологий и др.
Реализация региональной целевой программы «Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002-2006 годы» Областной закон Ленинградской области от 16 августа №35-оз «О региональной целевой программе «Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002-2006 годы» // Вестник правительства Ленинградской области. - 2002. - №13. позволяет сделать вывод о постепенном достижении большинства показателей, планируемых программой.
Положительно то, что реализация программы «Информатизация системы образования Ленинградской области на 2007-2011 годы» уже намечена на последующие годы. Однако для повышения эффективности, с точки зрения комитета экономического развития, необходимо расширение применения принципов комплексности и системности в использовании методов программно-целевого управления.
Целесообразно
рассматривать возможности
Также следует обратить внимание на совершенствование системы оценки эффективности разработки и реализации программы. В Ленинградской области утверждено постановление правительства Ленинградской области от 03.03.2006 г. №54 «Об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности региональных целевых программ в Ленинградской области» и разработаны методические рекомендации по разработке региональных целевых программ в Ленинградской области.
Информация о работе Государственное управление сферой образования