Государственное управление сферой образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы состоит в проведении анализа государственного управления сферой образования на примере государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №35».
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
1. выявить особенности законодательных и организационных основ управления сферой образования РФ;
2. охарактеризовать особенности управления образованием в Санкт-Петербурге;

Содержание

• ВВЕДЕНИЕ 3
• ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8
o 1.1 Правовые аспекты управления сферой образования в РФ 8
o 1.2 Организационные аспекты управления сферой образования в РФ 19
o 1.3 Организация начального профессионального образования в современной России 31
• ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 38
o 2.1 Законы Санкт-Петербурга об образовании 38
o 2.2 Комитет Санкт-Петербурга по образованию 46
o 2.3 Начальное профессиональное образование в Санкт-Петербурге 49
• ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №35» ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 57
o 3.1 Законодательная и ведомственная подчиненность профессионального училища №35 57
o 3.2 Особенности нормативной регламентации деятельности профессионального училища №35 63
o 3.3 Проблемы взаимодействия профессионального училища №35 с органами государственного управления 75
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
• СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

4. Практики тиражирования  инноваций в системе общего  среднего образования в регионе.  Предполагается сформировать региональные команды трансляторов новой практики управления качеством образования, которые в настоящее время в системе образования региона отсутствуют.

5. Содержания  общего среднего образования.  Предполагается разработка и  согласование с местным сообществом регионального компонента государственного образовательного стандарта, ориентированного на формирование у учащихся необходимых социальных компетенций.

Управление  развитием образования в качестве важнейшей составной части требует  создания систем мониторинга качества образования как в общенациональном масштабе, так и в разрезе регионов страны.

Организационное управление образованием РФ осуществляется за счет аккредитации и лицензирования учебных заведений, которое осуществляет ФГУ "Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство)"

Основные направления  деятельности Национального аккредитационного  агентства: Официальный сайт ФГУ "Росаккредагентство" // http://www.nica.ru

- оперативное  информационное обслуживание системы  государственной регламентации (лицензирования, аттестации и государственной аккредитации);

- анализ, систематизация  и обобщение результатов государственной  аккредитации;- выполнение научных  и научно-методических исследований  по совершенствованию программного, аналитического и методического обеспечения системы государственной регламентации;

- формирование  единого программно-информационного  комплекса государственной регламентации;

- разработка  и модификация технологии оценки  качества подготовки «Камертон»;

- проведение семинаров, совещаний и других мероприятий по вопросам оценки деятельности образовательных учреждений;

- предоставление  информационно-методических и консалтинговых  услуг образовательным организациям, анализ деятельности образовательной  организации с позиций требований государственной аккредитации;- научно-методическое и информационное содействие государственным органам управления образованием министерств и ведомств или субъектов Федерации в решении возложенных на них задач по государственной аккредитации находящихся в их ведении государственных образовательных учреждений;

- разработка  организационно-методической и нормативной  документации государственной регламентации  учреждений профессионального образования;

- сопровождение  и модификация программного и  информационного обеспечения системы государственной регламентации;- подготовка по заказам органов управления образованием аналитических материалов по вопросам государственной регламентации учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

Лицензирование образовательной деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности». Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»

В нем устанавливается  порядок лицензирования образовательной  деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки (далее соответственно - образовательные учреждения, научные организации).

Действие Положения  не распространяется на образовательные  учреждения, реализующие образовательные  программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, - образовательные  учреждения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, а также на федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, реализующие образовательные программы высшего профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых ими образовательных стандартов и требований.

Лицензирующий орган осуществляет проверку полноты  и достоверности представленных сведений о соискателе лицензии, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Лицензия выдается лицензирующим органом на основании  заключения экспертной комиссии.

Экспертная  комиссия создается лицензирующим  органом не позднее чем через 20 дней с даты регистрации и принятия к рассмотрению заявления и прилагаемых к нему документов.

Лицензия выдается на срок, не превышающий 6 лет.

Лицензия может  быть выдана на меньший срок по заявлению  соискателя лицензии (лицензиата), согласованному с учредителем, а также в случаях, предусмотренных пунктом 34 Положения.

Не допускается: передача лицензии другому юридическому лицу;

осуществление образовательной  деятельности филиала при отсутствии сведений о нем в лицензии юридического лица, структурным подразделением которого является филиал.

За ведение образовательной  деятельности без лицензии, в том  числе в филиалах, образовательные  учреждения и научные организации  несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 522 утверждено Положение о государственной  аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, Постановлением Правительства Российской Федерации  от 14 июля 2008 г. № 522 утверждено Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций устанавливающее порядок государственной аккредитации:

а) для образовательных  учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные образовательные программы, в отношении которых установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования, а также образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы (далее - образовательные учреждения);

б) для научных организаций, реализующих образовательные программы  послевузовского профессионального  образования и дополнительные профессиональные образовательные программы, в отношении которых установлены федеральные государственные требования (далее - научные организации).

Действие вышеуказанного Положения не распространяется:

а) на образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны;

б) на федеральные государственные  образовательные учреждения, реализующие  образовательные программы высшего  профессионального образования  на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.

Государственная аккредитация проводится федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  в сфере образования, или органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в соответствии с их компетенцией по заявлению о проведении государственной аккредитации, представленному образовательным учреждением или научной организацией, согласованному с учредителем (учредителями).

Государственная аккредитация образовательных учреждений и научных организаций, включая их филиалы, проводится по всем реализуемым ими основным и (или) дополнительным образовательным программам.

Аккредитационный орган  субъекта Российской Федерации проводит государственную аккредитацию образовательных учреждений и научных организаций, а также их филиалов, за исключением образовательных учреждений и научных организаций, государственная аккредитация которых отнесена к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Аккредитационный орган субъекта Российской Федерации, проводящий государственную аккредитацию образовательного учреждения, имеющего в своем составе филиалы, расположенные на территории иных субъектов Российской Федерации, организует проведение государственной аккредитации его филиалов во взаимодействии с аккредитационными органами субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены такие филиалы.

Для проведения государственной  аккредитации образовательные учреждения и научные организации представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или аккредитационный орган субъекта Российской Федерации заявление о проведении государственной аккредитации, согласованное с учредителем (учредителями), c приложением документов, необходимых для проведения государственной аккредитации. Перечень документов, формы, порядок их представления и рассмотрения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

Страница:  1   2   3 

Государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации включает в себя установленную законодательством  Российской Федерации экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников  образовательного учреждения или научной организации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, экспертизу соответствия реализуемых образовательным учреждением образовательных программ различных уровня и направленности федеральным государственным требованиям, а также экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории.

Государственная аккредитация ранее аккредитованного образовательного учреждения для установления иного государственного статуса в период действия свидетельства включает в себя экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории.

Кроме того, для  организационного управления сферой образования  в РФ разрабатываются государственные образовательные стандарты.

Государственный образовательный стандарт создает  условия для поддержания качества образования в Российской Федерации  не ниже международного уровня путем  постоянного соотнесения с образовательными стандартами стран, занимающих ведущее положение в международных рейтингах.

Государственный стандарт общего образования - это нормы  и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных  программ образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

На основе стандарта  разрабатываются конкретные образовательные  программы, его реализующие; разрабатываются  учебно-методические комплексы, по которым  можно реализовывать образовательные  программы; строится система контроля (в стандарте указывается минимальный уровень содержания, который учебное заведение должно предоставить учащимся, и границы максимальных требований, которые могут предъявляться учащимся) (см. рис. 1).

Рис. 1. Практическая реализация государственных образовательных стандартов в образовательном процессе

Источник: Беляков  С.А. и др. Мониторинг непрерывного образования. Инструмент управления и социологические  аспекты. - М.: МАКС ПРЕСС, 2006.

Государственные образовательные стандарты существуют на всех ступенях образования. Они устанавливают нормативы для общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского образования.

Государственные образовательные стандарты не являются раз и навсегда застывшими образованиями. Время предъявляет новые требования, меняется жизнь, меняются информационные потоки, поэтому и необходимо разработать новые модели стандартов, ориентированные на будущее.

1.3 Организация  начального профессионального образования  в современной России

Информация о работе Государственное управление сферой образования