- выезжать
в связи с исполнением должностных
обязанностей за пределы территории
Российской Федерации за счет
средств физических и юридических
лиц, за исключением служебных
командировок, осуществляемых в
соответствии с международными
договорами Российской Федерации
или на взаимной основе по
договоренности между федеральными
органами государственной власти,
органами государственной власти
субъектов РФ и государственными
органами других государств, международными
и иностранными организациями;
- использовать
в целях, не связанных с исполнением
должностных обязанностей, средства
материально-технического и иного
обеспечения, другое государственное
имущество, а также передавать
их другим лицам;
- разглашать
или использовать в целях, не
связанных с гражданской службой,
сведения, отнесенные в соответствии
с федеральным законом к сведениям
конфиденциального характера, или служебную
информацию, ставшие ему известными в
связи с исполнением должностных обязанностей;
- допускать
публичные высказывания, суждения
и оценки, в том числе в средствах
массовой информации, в отношении
деятельности государственных органов,
их руководителей, включая решения
вышестоящего государственного
органа либо государственного
органа, в котором гражданский
служащий замещает должность
гражданской службы, если это
не входит в его должностные
обязанности;
- принимать
без письменного разрешения представителя
нанимателя награды, почетные
и специальные звания (за исключением
научных) иностранных государств,
международных организаций, а
также политических партий, других
общественных объединений и религиозных
объединений, если в его должностные
обязанности входит взаимодействие
с указанными организациями и
объединениями;
- использовать
преимущества должностного положения
для предвыборной агитации, а
также для агитации по вопросам
референдума;
- использовать
должностные полномочия в интересах
политических партий, других общественных
объединений, религиозных объединений
и иных организаций, а также
публично выражать отношение
к указанным объединениям и
организациям в качестве гражданского
служащего, если это не входит
в его должностные обязанности;
- создавать
в государственных органах структуры
политических партий, других общественных
объединений (за исключением профессиональных
союзов, ветеранских и иных органов
общественной самодеятельности) и
религиозных объединений или
способствовать созданию указанных
структур;
- прекращать
исполнение должностных обязанностей
в целях урегулирования служебного
спора;
- входить
в состав органов управления,
попечительских или наблюдательных
советов, иных органов иностранных
некоммерческих неправительственных
организаций и действующих на
территории Российской Федерации
их структурных подразделений,
если иное не предусмотрено
международным договором Российской
Федерации или законодательством
Российской Федерации;
- заниматься
без письменного разрешения представителя
нанимателя оплачиваемой деятельностью,
финансируемой исключительно за
счет средств иностранных государств,
международных и иностранных
организаций, иностранных граждан
и лиц без гражданства, если
иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации
или законодательством Российской
Федерации.
Гражданин
после увольнения с гражданской
службы не вправе:
- замещать
в течение 2 лет должности, а
также выполнять работу на
условиях гражданско-правового договора
в организациях, если отдельные
функции государственного управления
данными организациями непосредственно
входили в его должностные
обязанности;
- разглашать
или использовать в интересах
организаций либо физических
лиц сведения конфиденциального
характера или служебную информацию,
ставшие ему известными в связи
с исполнением должностных обязанностей.
Государственные
служащие подлежат дисциплинарной ответственности
за совершение дисциплинарного проступка,
то есть за виновное неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных
на них должностных обязанностей.
К гражданским служащим могут
быть применены следующие дисциплинарные
взыскания: замечание, выговор, предупреждение
о неполном должностном соответствии,
освобождение от замещаемой должности
гражданской службы или увольнение с гражданской
службы по соответствующим основаниям.
Виды
дисциплинарных взысканий на милитаризованной
службе более многочисленны. Кроме
того, Федеральный закон от 1 декабря
2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по
материалам о грубых дисциплинарных проступках
при применении к военнослужащим дисциплинарного
ареста и об исполнении дисциплинарного
ареста" 12предусматривает судебный
порядок применения к военнослужащим
дисциплинарного ареста.
Материальная
ответственность государственных
служащих наступает в случаях
и порядке, предусмотренных Трудовым
кодексом РФ. Для военнослужащих
установлены особенности материальной
ответственности, включая ее повышенный
размер, в соответствии с Федеральным
законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О
материальной ответственности военнослужащих"13
Административная
и уголовная ответственность
гражданских служащих наступает
в общеустановленном порядке.
Для милитаризованных служащих
в ряде случаев предусмотрены
особые условия и порядок применения
к ним административной и уголовной
ответственности.
3.2.
Прохождение государственной
службы.
Прохождение государственной
службы — это процесс практического
служения государству лица, назначенного
на государственную должность государственной
службы, выполнения соответствующего
вида управленческой или иной государственно-служебной
деятельности. Прохождение государственной
службы регламентируется не только Федеральным
законом «О государственной гражданской
службе Российской Федерации», иными федеральными
законами (например, Федеральным законом
«О воинской обязанности и военной службе»)
и законами субъектов РФ о государственной
службе, но и указами Президента РФ, постановлениями
Правительства РФ, нормативными правовыми
актами федеральных органов исполнительной
власти.
Федеральные законы
о видах государственной службы
и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации устанавливают
порядок поступления на государственную
службу и замещения вакантных
должностей государственной службы
на конкурсной основе, условия формирования
конкурсных комиссий, правила опубликования
информации о конкурсах в средствах
массовой информации, а также предусматривают
другой порядок поступления на государственную
службу и замещения вакантных
должностей государственной службы.
Федеральные законы
и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации устанавливают
формы подготовки граждан для
прохождения государственной службы.
Институт прохождения
государственной службы характеризуется
следующими основными чертами:
1. С практической
структурно-функциональной точки
зрения прохождение службы является
длящимся процессом, начинающимся
с возникновения государственно-служебных
отношений, т. е. с момента
замещения служащим государственной
должности, связанным с дальнейшим
перемещением лица по службе,
проведением оценки и аттестации
служащих, и заканчивающимся прекращением
государственно-служебных отношений.
2. Содержание
прохождения службы, т. е. выполнение
государственными служащими своих
должностных обязанностей, управленческих
и других функций; на этом
временном отрезке реализуется
правовой статус государственного
служащего.
3. Прохождение
государственной службы устанавливается
нормативно. Таким образом, как
подынститут правового института государственной
службы оно объединяет правовые нормы,
регулирующие следующие вопросы: замещение
государственных должностей, специальная
профессиональная подготовка сотрудников
различных государственных органов, совместительство,
реальное выполнение служащими своих
должностных обязанностей и реализация
прав, порядок присвоения квалификационных
разрядов, специальных званий; поощрение
служащих и привлечение их к ответственности
(к различным видам юридической ответственности),
аттестация государственных служащих,
продвижение (перемещение) по службе (должностной
рост на конкурсной основе), условия службы,
социально-правовая защита (гарантии,
льготы, компенсации) государственных
служащих, основания и способы прекращения
государственной службы.
4. Условия прохождения
государственной службы: продолжительность
служебного времени, ежегодного
оплачиваемого отпуска; дополнительные
отпуска; денежное довольствие
служащих; льготы, гарантии и компенсации;
государственное личное и дополнительное
социальное страхование; порядок
обеспечения жилой служебной
площадью, служебным транспортом;
услуги технического и социально-бытового
характера при нахождении в
служебной командировке и т.
д.
Сведения о
государственном служащем (прохождении
им государственной службы) содержатся
в личном деле государственного служащего.
Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609
было утверждено Положение о персональных
данных государственного гражданского
служащего Российской Федерации
и ведении его личного дела.
Личное дело ведется структурным
подразделением кадров государственного
органа (кадровой службой соответствующего
государственного органа) и при переводе
государственного служащего передается
по новому месту его государственной
службы. Запрещено ведение нескольких
личных дел одного государственного служащего.
Сведения о всех
государственных служащих, занимающих
должности государственной службы, а также
включенных в резерв на выдвижение на
вышестоящие государственные должности
государственной службы, содержатся в
Федеральном реестре государственных
служащих и реестре государственных служащих
субъектов РФ. Ведение личных дел и Реестра
государственных служащих осуществляется
в соответствии с актами законодательства
РФ, а также законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов РФ. Запрещены
сбор и внесение в личные дела и Реестр
государственных служащих сведений об
их политической, религиозной принадлежности
и частной жизни.
форма и порядок
ведения, учета и хранения документов,
подтверждающих профессиональную служебную
деятельность государственных служащих,
устанавливаются федеральными законами
и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами
и иными нормативными правовыми
актами субъектов РФ.
Персональные
данные, внесенные в личные дела
и документы учета государственных
служащих, являются персонифицированными
и в случаях, установленных федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами РФ, относятся к сведениям,
составляющим государственную тайну,
а в иных случаях к сведениям
конфиденциального характера.
Законодательством
РФ определены порядок приема на государственную
службу, прохождения испытательного
срока, особенности условий государственной
службы, порядок проведения аттестации
служащих, замещения государственных
должностей, присвоения классных чинов
и многие другие вопросы.
На государственную
службу по контракту вправе поступать
граждане, владеющие государственным
языком и достигшие возраста, установленного
федеральным законом о виде государственной
службы для прохождения государственной
службы данного вида. Федеральным
законом о виде государственной
службы или законом субъекта РФ могут
быть установлены дополнительные требования
к гражданам при поступлении
на государственную службу по контракту.
Федеральный закон о виде государственной
службы определяет условия контрактов,
порядок их заключения, а также
основания и порядок прекращения
их действия.
Право поступления
на государственную службу имеют
по общему правилу граждане РФ, достигшие
18-летнего возраста (не моложе 18 лет),
владеющие государственным языком,
имеющие профессиональное образование
и отвечающие требованиям, установленным
законодательством РФ о государственной
службе. При поступлении на государственную
службу, а также при ее прохождении не
допускается установления каких бы то
ни было прямых или косвенных ограничений
или преимуществ в зависимости от расы,
национальности, языка, пола происхождения,
имущественного и должностного положения
места жительства, наличия или отсутствия
гражданства субъектов РФ, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к
общественным организациям и профессиональным
союзам, созданным в установленном Конституцией
РФ и другими законами порядке, а также
других обстоятельств для граждан, профессиональная
подготовка которых отвечает требованиям
по соответствующей государственной должности.