Государственный служащий: понятие, виды, компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его компетенциях и административно-правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач: - определение и анализ содержания понятия государственного служащего, определение основных признаков государственного служащего; - на основе понятия проследить принципы классификации госслужащих, дать характеристику видам государственных служащих и их компетенции; - изучение нормативно правовой базы государственной службы в настоящий момент;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ …………………………………………………..
1.1 Содержание понятия «государственный служащий»…………………………
1.2 Признаки государственного служащего………………………………………
ГЛАВА 2 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ …………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕИЕ…………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ДОРАБОТАННАЯ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Факультет управления

Кафедра                          Административного и конституционного права

        Специальность              Государственное управление и право

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине             Административное право и процесс

на тему                        Государственный служащий: понятие, виды, компетенция

 

 

Студент

_____________________

(курс, группа)

 

_____________

(подпись)

 

Маркова Т.Л.

Руководитель

_________________

(ученая степень, звание)

__________________

(подпись)

______________________

(инициалы, фамилия)


                                               

Минск 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ …………………………………………………..

1.1 Содержание понятия «государственный служащий»…………………………

1.2 Признаки государственного служащего………………………………………

ГЛАВА 2 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  СЛУЖАЩИХ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ …………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕИЕ…………………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию  достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении. Рассмотрение административно-правового статуса госслужащих, а также их классификация позволит нам более полно понять ту важность данного института для нашего общества и государства, которую трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени. Государственная служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "движения" государственного управления. Тем более что с принятием Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г., произошли существенные изменения в правовом регулировании трудовых и связанных с ними отношений с государственными служащими.

Целью данной работы является формирование целостного представления  о государственном служащем, его  компетенциях и административно-правовом статусе. Правовой статус в свою очередь  поможет нам уяснить классификацию  госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

- определение и анализ содержания понятия государственного служащего, определение основных признаков государственного служащего;

- на основе понятия проследить принципы классификации госслужащих, дать характеристику видам государственных служащих и их компетенции;

- изучение нормативно правовой базы государственной службы в настоящий момент;

- определение и оценка такого элемента правового статуса госслужащего, как гарантии.

Посредством изучения нормативно-правовой базы при написании данной курсовой применялись различные общенаучные и частнонаучные методы исследования. Был применен системный подход к рассматриваемой проблеме, анализировалось законодательство о государственной службе, история его развития на современном этапе. На основе формально-юридического метода были даны общее определение и классификация понятий, исследовались их признаки. Использовался сравнительно-правовой метод для выявления общих закономерностей данного правового понятия. При написании работы также применялись структурно-функциональный, социологический, статистический, логический и сравнительный методы.

Существенным вкладом  в изучении проблематики института  государственной службы стали работы таких белорусских ученых-правоведов, как Крамника А.Н., Постниковой А.А., Сухарковой А.И., Гавриленко Д.А., Томашевского К.Л. Весьма плодотворно развиваются аспекты системы организации и функционирования государственной службы в трудах Маха И.И. Мнения этих и других авторов будут представлены в курсовой работе.

В данной работе освещено содержание понятия «государственный служащий», приведены его основные признаки, дана характеристика его  правовому статусу, представлена классификация  госслужащих. Таким образом, на основе системного анализа законодательства приводится полная картина содержания понятия «государственные служащие», раскрывается компетенция госслужащих на основе классификации. Это поможет выявить существующие пробелы в законодательстве, определить пути дальнейшего реформирования данного важнейшего института в системе государственного управления.

 

 

ГЛАВА1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

 

Одним из важнейших видов  целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства, является служба. Это понятие употребляется по-разному: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т.д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.

Особым видом службы является государственная служба, которая  связана органически с ролью  государства в жизни общества, с его задачами и функциями, формами  деятельности.

Государственная служба, если рассматривать ее с точки зрения места, которое она занимает в государственной организации, начинается там, где устанавливается должность. Последняя неотрывна от организации государственного аппарата, установление должностей завершает ее. Государственно-служебная должность это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции государственного органа (организации), предоставляемой лицу - государственному служащему - в целях ее практического осуществления.

Белорусские ученые Гавриленко Д.А. и Мах И.И. отмечают, что «государственная служба является не только важным правовым явлением, но также имеет ярко выраженную социальную сущность» [2, с. 111]. Они подчеркивают, что демократическое государство должны олицетворять достойные представители: компетентные, честные, уважающие закон, способные откликнуться на нужды людей. В своем учебнике они приводят данные социологических исследований, проведенных в Российской Федерации в разные годы, которые показывают, что, по существу, 80% населения видит свои взаимоотношения с государственными служащими в негативном свете или не имеет о них представления вообще, а 45% респондентов убеждены, что государственные служащие в первую очередь защищают личные интересы. Как им представляется, аналогичная ситуация сложилась и в Республике Беларусь [2, с. 111].

Итак, государственная  служба представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства.

 

1.1 Содержание  понятия «государственный служащий»

государственный служащий должность компетентность

Государственный служащий является субъектом административного права и субъектом государственно-служебных отношений, а само понятие государственного служащего является одной из базовых категорий института государственной службы.

Долгое время понятия "служащий" и "государственный служащий" не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа "социальное положение", ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник), служащий. Стало быть, понятием "служащий" обозначали всех, кого нельзя было включить в социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций). При этом в повседневной деятельности никто и никогда не пытался выяснить различия между "служащим" и "государственным служащим". Одним словом, эти понятия не имели сколько-нибудь конкретного содержания и потому использовались в значительной мере некорректно.

Вместе с тем, начиная  с конца 50-х годов, в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие "государственный служащий", правовое положение которого всецело определяется природой государства, принципами и условиями жизни общества. Следует учитывать, что ранее в законодательстве и на практике термин «государственный служащий» использовался в двух смыслах: во-первых, как синоним служащего государственного аппарата; во-вторых, в более широком смысле в качестве служащего государственного предприятия, учреждения или органа.

В конечном итоге, все  авторы пришли к выводу, что следует различать понятия "государственный служащий" в широком и узком смыслах слова. Попробуем представить это понятие более полно.

Ранее действовавшее  в Республике Беларусь законодательство о государственной службе использовало для обозначения лиц, проходящих государственную службу, такой правовой термин, как «служащий государственного аппарата».

Как для прежнего термина  «служащий государственного аппарата», так и для более нового «государственный служащий», общим родовым понятием является «служащий». Под «служащим» в юридической литературе понимается одна из категорий работников, трудящихся, выполняющих квалифицированную работу, в частности, осуществляющих руководящие, управленческие, контрольные и информационные функции [17, с. 506]. Но в отличие от рабочих, «характер труда служащих определяется занимаемой ими должностью и объемом компетенции того органа управления предприятия, учреждения, организации, в штате которого они состоят».

Таким образом, в административно-правовой литературе понятие государственного служащего неоднозначно. В широком смысле - это любое лицо, занимающее должность в любой государственной организации и не занятое непосредственно производительным трудом (врач, учитель, любой другой специалист, директор школы, прокурор, министр и т. п.). В таком понимании служащие обладают следующими общими признаками:

работают на благо  государства;

работают в государственной  организации;

занимают в ней соответствующую  должность;

обладают профессиональной подготовкой;

позволяющей замещать определенную должность;

наделены государственными полномочиями;

выполняют определенные государственные функции по занимаемой должности;

получают за свой труд установленную государством заработную плату из бюджета [6, с. 514].

По мнению Д.Н. Бахраха, к служащим относятся граждане, занимающие должность в какой-либо организации и за вознаграждение осуществляющие управленческую деятельность либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель, библиотекарь, инспектор, начальник цеха и др.). Все служащие - это профессионалы управления, социально-культурного обслуживания [1, с. 10].

К государственным служащим в узком смысле относятся служащие государственного аппарата, государственных  органов. Они, наряду с общими признаками государственных служащих, обладают специфическими признаками, закрепленными в специальных нормативных актах (законах, положениях), регламентирующих порядок прохождения службы в этих органах [6, с. 514].

Как отмечает профессор  Крамник А.Н., между служащими  государственного аппарата (государственных органов) и служащими иных государственных организаций имеется существенное различие. Ссылаясь на мнение известных российских правоведов Алехина А.П., Кармолицкого А.А., Козлова Ю.М., он подчеркивает, что «государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответствующего производства, социально-культурной деятельности, т.е. выполнением основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций» [6, с. 514].

По мнению профессора Крамника А. Н. государственные гражданские  служащие - это отдельный вид государственных служащих, определяемый характером осуществляемой деятельности - государственной гражданской службой [4, c. 258].

Другие ученые (Постникова А.А., Сухаркова А.И.) определяют, что  «к государственным служащим относятся  граждане, работающие в государственных организациях, занимающие в них должность в установленном законодательством порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, с определенной оплатой труда» [9, с. 69]. Они отмечают, что в основе отграничения государственных служащих от других участников трудового процесса (рабочих, колхозников) лежат два критерия:

а) отношение к созданию материальных ценностей;

б) правовые последствия трудовой деятельности людей.

Рабочие и колхозники заняты в сфере материального  производства. Труд их создает материальные блага. Государственные служащие непосредственно  материальных ценностей не создают, они осуществляют функции по руководству, управлению, контролю, надзору, учету и т. д. Они любо создают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов [9, с. 69].

Если обратиться к  законодательству, то статья 1 Модельного Закона "Об основах государственной  службы", принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 июня 1998 г. №11-5 гласит, что государственный служащий лицо, замещающее оплачиваемую государственную должность государственной службы и в соответствии с законодательством государства осуществляющее должностные обязанности по исполнению полномочий государственных органов [13].

Информация о работе Государственный служащий: понятие, виды, компетенция