Государственный служащий: понятие, виды, компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его компетенциях и административно-правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач: - определение и анализ содержания понятия государственного служащего, определение основных признаков государственного служащего; - на основе понятия проследить принципы классификации госслужащих, дать характеристику видам государственных служащих и их компетенции; - изучение нормативно правовой базы государственной службы в настоящий момент;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ …………………………………………………..
1.1 Содержание понятия «государственный служащий»…………………………
1.2 Признаки государственного служащего………………………………………
ГЛАВА 2 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ …………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕИЕ…………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ДОРАБОТАННАЯ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

- среднего профессионального образования по специальности «государственное управление» либо специализации государственных должностей государственной службы или образования, считающегося равным, - младшие государственные должности [7, с. 163].

Мах И.И. утверждает, что  аналогичная классификация может  быть проведена и в отношении  государственных служащих в Республике Беларусь. Согласно ей, например:

− по видам государственные  служащие могут быть разделены на государственных служащих, осуществляющих свою деятельность в республиканских государственных органах и в органах местного уровня:

− по группам должностей государственной службы (установленных  законодательством, в частности  статья 8 Закона «О государственной службе Республики Беларусь») государственные служащие делятся на служащих занимающих высокие государственные должности в Республике Беларусь, и служащих, занимающих иные государственные должности [8, с. 283].

Так, согласно данной статье, к высшим государственным должностям Республики Беларусь относятся:

Премьер-министр Республики Беларусь,

Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь,

Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь,

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь,

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь,

Председатель Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь,

Глава Администрации  Президента Республики Беларусь,

Государственный секретарь  Совета Безопасности Республики Беларусь,

Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь,

Генеральный прокурор Республики Беларусь,

Председатель Правления  Национального банка Республики Беларусь,

Управляющий делами Президента Республики Беларусь [14].

− по уровню профессионализма государственного служащего в рамках должности и должностных полномочий (квалификационным классам), согласно статье 11 Закона, государственные служащие делятся на служащих, обладающих высшим классом служащего государственного аппарата и одним из 12 классов, из которых 12-ый класс является низшим [8, с. 284].

Конкретные обязанности  государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в  должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами [10, с. 58].

Квалификационным справочником «Государственные должности государственных  служащих» закреплено деление служащих по характеру труда на:

руководителей (директоров, начальников) самостоятельных структурных  подразделений государственных  органов (департаментов, управлений, отделов, других самостоятельных подразделений);

руководителей (директоров, заведующих) структурных подразделений государственных органов, входящих в состав более крупных подразделений: отделов, секторов, других подразделений;

помощников руководителей, советников, консультантов, референтов, главных специалистов, ведущих специалистов, специалистов I и II категорий и не имеющих категорий [7, с. 53-54].

В Справочник не включены квалификационные характеристики государственных  должностей государственных служащих, правовой статус которых регулируется Конституцией Республики Беларусь и  нормами специальных законодательных актов Республики Беларусь; государственных должностей государственных служащих, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь, избираются либо утверждаются коллегиальным органом, а также заместителей руководителей структурных подразделений, должностные обязанности и квалификационные требования которых определяются на основе содержащихся в Справочнике соответствующих квалификационных характеристик руководителей этих подразделений [16, с. 54].

Таким образом, существует ряд оснований, который позволяет  нам классифицировать государственных  служащих в зависимости от видов  государственной деятельности, в  зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций, по характеру  труда и др. Возможность классификации государственных служащих позволяет более точно определить место конкретного госслужащего в системе государственной службы Республики Беларусь. Отнесенность госслужащего к тому или иному виду определяет круг его служебных обязанностей, права и пределы государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке, отображает содержание выполняемой государственным служащим работы, определяет его правовое положение.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что понятие «государственный служащий» нуждается в некоторой корректировке, т. к. данное понятие рассматривается учеными-правоведами в широком и в узком смыслах. При определении данной дефиниции ученые используют различные сущностные подходы, что отображено в данной работе. Понятие госслужащего в белорусском законодательстве раскрывается через основные его признаки, такие как гражданство, занятие государственной должности, наделение соответствующими полномочиями и выполнение служебных обязанностей, получение денежного вознаграждения из средств государственного бюджета.

В связи с прозрачностью  понятия существует также многочисленные подходы к классификации госслужащих  и в определении их компетенции. Возможность классификаций государственных служащих по различным критериям позволяет более точно определить место конкретного госслужащего в системе государственной службы в зависимости от вида государственной деятельности, в зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций, по масштабу деятельности органов, где работает служащий и др. Т.е. изучение данного вопроса показало, что в научных кругах нет единства взгляда на данный вопрос и законодательством также четко не проводится разделение государственных служащих на определенные виды, что, на наш взгляд, является недостатком, т.к. сложившаяся ситуация подчеркивает неконкретность при определении круга служебных обязанностей государственного служащего, его прав, предела ответственности, требований к его профессионально-квалификационной подготовке.

Для должного исполнения своих обязанностей, для обеспечения  качественной и эффективной деятельности госслужащих, снижения коррумпированности в государственных органах, повышения  престижа государственной службы и  повышения компетентности государственных служащих государством устанавливаются определенные социальные и материальные гарантии (гарантии достойных условий труда, гарантии оплаты труда, предоставление отпуска, гарантии государственной защиты, пенсионное обеспечение, обеспечение государственных служащих служебными жилыми помещениями и др.), что связано с важностью их профессиональной деятельности.

Следует отметить, что  от уровня государственных гарантий зависит эффективность государственного управления, а отсюда следует и  уровень развития общества в целом. Поэтому государство должно заботиться о достойном уровне жизни и профессиональной деятельности своих служащих, поощрять профессионалов в своем деле. Ведь сегодняшний государственный служащий это человек, обладающий высокими профессиональными знаниями и навыками, умеющий оперативно и грамотно решать поставленные перед ним задачи, коммуникабельный и внимательный в отношениях с гражданами. От того насколько эффективным окажется деятельность государственных служащих, насколько взвешенные и продуманные решения они будут принимать, будет во многом зависеть будущее нашей страны, наша дальнейшая история.

Государственная служба - это важнейший инструмент государства, поэтому она должна быть правовой, четко организованной, законодательно обеспеченной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство с обществом, укомплектована специалистами высшей квалификации, способными глубоко анализировать происходящие в стране процессы, видеть далеко вперед, обеспечивать организацию и проведение в жизнь принятых решений.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы//Государство и право/ Д.Н. Бахрах - 1996. - №12. - с. 10-18.

2. Гавриленко Д.А., Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций/ Д.А. Гавриленко, И.И. Мах - Мн.: Дикта, 2004. - 415 с.

. Коренев А.П. Административное право России: Учебник в 3 ч., ч.1/ А.П. Коренев - М.: Щит, 1999. - 271 с.

. Крамник А.Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право. / А.Н. Крамник - Мн.: Тесей, 2008. - 672 с.

. Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь. 2-е изд., испр. и доп./ А.Н. Крамник - Мн.: Тесей, 2006. - 616 с.

. Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь/ А.Н. Крамник- Мн.: Тесей, 2002. - 608 с.

. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. / В.М. Манохин - М.: Юристъ, 1997. - 295 с.

. Мах И.И. Административное право Республики Беларусь/ И.И. Мах - Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. - 543 с.

. Постникова А.А., Сухаркова А.И. Административное право Республики Беларусь. / А.А. Постникова, А.И. Сухаркова - Могилев: Областная типография, 1999. - 172 с.

10. Рябцев Л.М. Административное право: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Л.М. Рябцева - Мн.: Книжный Дом, 2007. - 320 с.

11. Томашевский К.Л. Понятие государственного служащего и его трудоправовой статус. // Юстыцыя Беларусі / К.Л. Томашевский - 2005. - №2. - с. 40-43.

. Чиркин В.И. Государствоведение: Учебник. / В.И. Чиркин - М.: Юристъ, 1999. - 400 с.

. Об основах государственной службы: Модельный Закон от 15 июня 1998 года №11-5, принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // http//pravo.kulichki.com/index.htm

. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года №204-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 2 июня 2009 г. - Минск, Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь.

. Перечень должностей работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов, не относящихся к государственным должностям: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 октября 2003 года №123 - Минск, Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь.

. Квалификационный справочник «Государственные должности государственных служащих» (Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 октября 2003 года №135) // Бюллетень Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь, 2004 - №5, - с. 52-71.

. Юридический энциклопедический словарь/ редкол.: С.В. Кузьнин и др. - Мн.: Белорусская энциклопедия, 1992. - 649 с.

. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный Закон от 27 мая 2003 года №58-ФЗ // http//pravo.kulichki.com/index.htm




Информация о работе Государственный служащий: понятие, виды, компетенция