Государство, его сущность и основные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:07, реферат

Краткое описание

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства.
Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

Вложенные файлы: 1 файл

1 семинар.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

      Важное  значение, наконец, имеет разграничение государств по действующему в них политическому режиму — содержанию методов и приемов практической реализации государственной власти. Ведь по формальным признакам в том или ином государстве порой можно найти немало демократического (конституции, представительные органы, средства массовой информации, коллегиальность и т.п.), но реально действующий в нем политический режим сводит на нет все демократические начинания. Именно политический режим есть действительность государственной власти. Исторически зафиксировано несколько типов политических режимов: деспотический, к которому относятся и тоталитарный, автократический, авторитарный режимы; здесь способом реализации государственной воли, олицетворяемой каким-либо верховным правителем (император, король, дуче, вождь, фюрер, кормчий и т.п.), является насилие, подавление, произвол, ограничение свободы, установление сыскного контроля за поведением каждого человека; либеральный, при котором государственная власть исходит прежде всего из прав и свобод человека и их осуществлению подчиняет свои возможности; власть как бы обслуживает свободу, к сожалению, этот режим чаще выступает политическим лозунгом, чем реальностью, и по причинам, которые зависят не только от государства; демократически-правовой, сущность которого состоит в проведении в жизнь демократически сформированной всеобщей воли народа (властной силы) строго в рамках материального и процессуального законодательства. Сегодня во многих странах налицо стремление к установлению именно такого политического режима.

 

       Соц. сущность государства  и его функции. 

      Сущность  государства - это главное в государстве  как социальном явлении: то кому принадлежит  государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.

      В свете характеристики главного в содержании деятельности государств прошлого и современности, сущность государства как социального института проявляется в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с обеспечением им как общесоциальных, так и узкогрупповых (в том числе классовых) интересов.

      Сущность  государства проявляется в его  функциях, в той служебной роли государства в обществе, качественная определенность которой характеризуется  устойчивым осуществлением, обеспечением им преимущественно узкогрупповых (в том числе классовых) либо общесоциальных интересов. История показывает, что государство в своей деятельности всегда в определенной мере сочетает (координирует, консолидирует) эти интересы для сохранения целостности единства общества (без наемных работников нет капиталистов, без крестьян - феодалов, без рабов - рабовладельцев, без общинников и их труда - чиновничьего аппарата восточного государства).Но мера сочетания этих интересов государством исторически неоднозначна. Иными словами, сущность государства двуедина (служение узкоклассовым, групповым и общесоциальным интересам) и исторически изменчива в плане соотношения ее сторон. Так, в рабовладельческом, феодальном обществе преобладает классовая сторона сущности государства (интересы господствующего класса- превыше всего). Это же характерно и для раннебуржуазного государства, раннекапиталистического общества. Но с изменением этого общества меняется и его государство в направлении усиления общесоциальной стороны его сущности. Это можно проследить, приняв, например, за исходную точку момент зарождения противостояния таких общественных сил как буржуазия и пролетариат в период формирования так называемого "дикого" капитализма (середина XIX в.). С этим периодом связано правильное понимание сущности государства как орудия классовой борьбы, машины для подавления классовых противников, поддержания господства одного класса над другим. Однако последовавшие затем такие события всемирно-исторического значения как Октябрьская революция 1917 г. в России, Великий кризис и Великая депрессия конца 20-х гг., нанесли вначале политический, а затем экономический удар по капитализму и поставили вопрос о его дальнейшей судьбе. Государство, правящая экономическая и политическая элиты вынуждены были по-новому подойти к решению проблемы стабилизации общества и конституционного строя. Это выразилось, прежде всего, в усилении социальной защищенности личности, в социальной ориентированности государства. Гуманистическому обновлению капитализма способствовал и разгром фашизма как проявления наиболее реакционных и агрессивных сил монополистического капитала. После этого в развитых западных демократиях государство постепенно становилось средством снятия, преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а через достижение общественного компромисса, консенсуса, хотя сам по себе механизм государства по поддержанию общественного порядка мало в чем претерпел изменения. В деятельности же государства все в большей степени стали оптимально сочетаться классовые и общесоциальные цели и функции.

      Сущность  современного социального , демократического, правового государства состоит  в том, что оно является орудием  достижения в социально неоднородном обществе социального компромисса  и согласия. 

      Государство выполняет свою роль в политической системе через посредство функций, которые отражают основные направления деятельности государства.

        В политической науке существуют  различные классификации функций  государства. С точки зрения  принципа разделения властей  функции подразделяются на законодательные, которые осуществляют законодательные (представительные) органы власти, управленческие, которые осуществляют исполнительные органы власти и судебные, которые осуществляют судебные органы власти. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. Внутренние функции:

      1. Политическая функция обеспечивает  должные условия деятельности  политических и иных общественных  институтов, регулирует политическую  сферу общественной жизни.

      2. Экономическая функция регулирует  экономические отношения.

      3. Социальная функция осуществляет  государственные программы по  созданию условий для нормальной  жизни людей: жилищных, экологических,  продовольственных, организации  образования, здравоохранения, социального  обеспечения и т.д.

      4. Культурно-воспитательная функция государства имеет целью воспитание общества в духе гуманных ценностей, формирования менталитета граждан, поддержки и развития культуры.

      5. Обеспечение законности и правопорядка  в обществе.

      6. Утверждение и обеспечение прав  и свобод человека.

      Внешние функции направлены на установление взаимовыгодного экономического, политического, культурно-технического, экологического и военного сотрудничества с другими государствами, на обеспечение обороноспособности страны.

      Указанные функции постоянно усложняются, становятся более многообразными. В последние годы проявляются миротворческие, функции, оказание гуманитарной помощи. 
Теории возникновения государства
 

      Первые  государства на нашей планете  появились около пятидесяти столетий тому назад. В настоящее время  в юридической науке существует достаточно широкий круг теорий, объясняющих происхождение государства. К числу основных из них относятся следующие:

      1. Теологическая. Первопричиной появления  государства называется "слово  божье", божественная воля со  всеми вытекающими отсюда последствиями безусловного, безоговорочного, покорного принятия данного людям свыше.

      2. Патриархальная. Сторонники этой  теории проводят параллель между  естественно необходимой властью  отца в семье (патриарха) и  полномочиями верховного властителя в стране, подчеркивая, что государство есть продукт исторического развития семьи.

      3. Договорная. Предпосылкой появления  государства считается "война  всех против всех" т. е. "естественное  состояние" людей, конец которому  положило учреждение государства, как результата договора между людьми, проявления их воли и разума.

      4. Психологическая. Эта теория выводит  государство из человеческой  психики, которой свойственна  потребность подражать и подчиняться  лидеру, выдающейся личности, способной  руководить обществом. Государство есть организация для осуществления такого руководства.

      5. Теория насилия. Появление государства  связывается с войнами, свойственными  истории развития человечества  как проявление закона природы,  предполагающего подчинение сильными  слабых, для закрепления порабощения которых и создается государство как особый аппарат принуждения.

      6. Органическая теория. Государство  рассматривается как результат  социальной (органической) эволюции, когда  происходит естественный отбор  в ходе внешних войн и завоеваний, приводящий к появлению правительств, управляющих социальным организмом, уподобляемым организму человеческому.

      7. Историко-материалистическая. В отечественной  юридической науке эта теория  приобрела доминирующее значение  и получила наиболее подробное  освещение в учебной литературе. Согласно данной теории, государство - это продукт естественно-исторического развития общества. Первобытное общество характеризуется отсутствием государства.

      Историко-материалистическая теория различает возникновение  государств: а) европейских, б) восточных (азиатских).

      Логика  процесса возникновения европейских  государств отражена в следующих  моментах развития общества. Вначале  произошло крупное общественное разделение труда (от земледелия отделилось скотоводство, затем ремесло и появилось купечество). Общественное разделение труда вызвало рост его производительности и появление так называемого избыточного продукта, т. е. одна семья или даже один человек производили больше, чем потребляли. В прежних экономических условиях этого не было. Следствием появления избыточного продукта главного момента в разложении первобытного общества стало возникновение частной собственности, имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых. Последние представляли собой два класса, интересы которых были непримиримы. В обществе, расколотом на два таких класса, возникает классовая борьба. Интерес экономически господствующего класса заключается в сохранении и упрочении своего положения, а угнетенного класса- в избавлении от угнетения, изменении своего положения в лучшую сторону. Классовая борьба приводит в конечном счете к появлению государства как органа, способного на основе организованного принуждения и насилия обеспечить существование общества, раздираемого внутренними противоречиями, как единого целого. При этом экономически господствующий и самый могущественный класс одновременно становится и классом господствующим политически, т. е. государство изначально появляется как орган, который действует в интересах именно этого класса. Постепенно класс, захвативший публичную власть, формирует и выгодные ему органы власти.

      В данной теории различают три основные формы возникновения государства:

      1) афинскую,

      2) римскую,

      3) древнегерманскую.

      Первая  из них изложена выше и представляет собой классическую форму возникновения  государства. В отличие от нее  в Древнем Риме процесс образования  государства был ускорен длительной борьбой плебеев против патрициев, которая стимулировала разложение родоплеменного строя. У древних германцев образование государства ускорилось завоеванием чужих территорий и покорением живших там народов, господство над которыми было невозможно без создания соответствующего аппарата управления и принуждения

      Если  возникновение европейских государств главным образом обусловлено  классовым разделением общества, то процесс возникновения восточных  государств характеризуется плавным изменением первобытного общества в государственно-организованное, постепенным перерастанием первобытного родоплеменного общества в государство.

      Главные причины появления восточных  государств:

    • необходимость проведения крупномасштабных работ для развития поливного земледелия как основы экономического благополучия общества;
    • необходимость объединения больших групп людей и обширных территорий для достижения этой цели;
    • необходимость в централизованном управлении объединенной массой людей.

      На  фоне действия этих причин из аппарата управления родоплеменными объединениями возникает собственно государственный аппарат. Будучи продуктом естественно-исторического развития общества, государственный аппарат постепенно обособляется от общества, его функционеры становятся господствующим классом, эксплуатирующим труд общинников.

 

       Соотношение общества и государства 

      Долгое  время научная мысль вообще не делала различий между обществом  и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия. Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.

      Общество  возникло задолго до государства  и длительное время обходилось без  него. Объективная потребность в  государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального  расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.

      Весь  опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, имманентна (внутренне присуща) государственная  организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.

      Государство — социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство — явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

      С появлением государства начинается сложная и противоречивая история  его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство  выполняет функции в интересах  всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль — возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным,, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Информация о работе Государство, его сущность и основные признаки