Государство, его сущность и основные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:07, реферат

Краткое описание

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства.
Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

Вложенные файлы: 1 файл

1 семинар.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

      Именно  в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется в конечном счете объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.

      Относительная самостоятельность государства, его  органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.

      Существуют  ли пределы самостоятельности государства  по отношению к обществу? Такие  пределы есть, но они тоже относительны, подвижны и оценочны. Известно, что у любого общества имеются многочисленные объективные потребности. Если политика государства соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Напротив, деятельность государства, противоречащая названным потребностям, может причинить вред обществу, вызвать в нем кризисные явления. Сказанное означает, что государство вышло за пределы своей самостоятельности, его политика становится антисоциальной. Следовательно, самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

      С относительной самостоятельностью сопряжено воздействие государства  на общество и общества — на государство. В этом воздействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое выступает социально-экономической основой государства, определяющей его природу, могущество и возможности. 

 

       Понятие и структура  государственного аппарата 

      Государственная власть реализуется через специальный аппарат управления и принуждения, именуемый государственным аппаратом. Наличие такой разветвленной системы государственных органов и организаций - атрибутивный признак государства.

      Государственный аппарат - закрепленная законом система  ведомств, государственных органов, структурных подразделений, государственных служащих, непосредственно осуществляющих государственную власть.

        Таким образом, государственный  аппарат имеет пятизвенную структуру:  государственный аппарат - ведомство  - государственный орган - структурное подразделение - государственный служащий.

        Ведомство - совокупность государственных  органов специальной компетенции  и подведомственных им организаций,  обслуживающих определенную отрасль  государственного управления и  линейно подчиненных единому центру - центральному органу (министерству, государственному комитету, департаменту и др.). Ведомство включает в себя не один, а множество государственных органов, объединенных отношениями ведомственного подчинения по типу «вышестоящая - нижестоящая организация».

        Государственный орган - некоммерческая  организация, наделенная компетенцией  для реализации публичных задач  и функций государства.

        Структурное подразделение - обособленная  часть государственного органа (отдел,  управление, служба), компетенция и функции которого производны от компетенции и функций государственного органа в целом. Не обладает внешней самостоятельностью, то есть не может вступать в правоотношения от своего имени с третьими лицами.

        Государственный служащий - гражданин, занимающий должность в государственном органе и на профессиональной основе, то есть за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет бюджетных средств, реализующий задачи и функции этого органа.

        Государственная служба - профессиональная  общественно полезная деятельность по реализации задач и функций государства лицами, занимающими должности в государственных органах. На государственную службу принимаются, как правило, только граждане государства. Государственный служащий наделяется специальным правовым статусом, предполагающим, с одной стороны, повышенные требования (обязанности, ограничения, ответственность), а с другой - дополнительные гарантии.

 

       Понятия и виды форм государства

      Понятие формы государства относится  к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

      Выделяют  три основных элемента в форме  государства:

    • форму правления,
    • форму территориального (государственного) устройства
    • политический (государственный) режим.

        В совокупности эти элементы  раскрывают форму государства.

      Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

      Монархия  обладает следующими юридическими признаками:

      1) это, как правило, единоличное  правление;

      2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

      Выделяют  две разновидности монархической  формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

      В абсолютной монархии власть монарха  безусловна и не ограничена никакой  иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

      В ограниченной монархии власть монарха  ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую  роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

      В настоящее время ограниченная монархическая  форма правления существует в  Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

      Для республиканской формы правления  характерны следующие юридические  признаки:

      1) высшие органы власти формируются  путем выборов на определенный  срок, либо должности в них  замещаются путем назначения  на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

      2) должностные лица несут политическую  и юридическую ответственность  за невыполнение или ненадлежащее  выполнение возложенных на них  полномочий. Эта ответственность  выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

      Республиканская форма правления также относится  к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при  феодальном строе (аристократическая  республика в Древнем Риме или  демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

      Выделяют  два вида республик: президентскую  и парламентарную. Различие между  этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

      В президентской республике глава  государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и  может уволить любого члена правительства  в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

      В парламентарной республике правительство  формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

      К числу президентских в настоящее  время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия  и др.

      В "чистом" виде президентские и  парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

      Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

      Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

      Выделяют  две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

      Унитарное государство имеет следующие  признаки:

      1) полное территориальное единство  государства. Это означает, что  административно-территориальные единицы  не обладают политической самостоятельностью;

      2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

      3) единая структура государственного  аппарата на всей территории  государства, единая судебная  система;

      4) единая система законодательства  для всего государства;

      5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

      Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

      Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

      1) существование общих для всего  государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

      2) возможность установления "двойного  гражданства", т.е. гражданин каждого  из субъектов одновременно является  гражданином федерации;

      3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

Информация о работе Государство, его сущность и основные признаки