МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
"ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ"
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО,
АДМИНИСТРАТИВНОГО И ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
на тему «Дисквалификация как
вид административного наказания»
Выполнил: студент Горскин А.В. 21 группа
Научный руководитель:
к.ю.н., доцент Кувырченкова
Т.В.
Тверь 2013
Оглавление
Введение 3
Характеристика дисквалификации
как вида административной ответственности 4
Субъекты, в отношении которых
может быть применена дисквалификация 8
Проблемы дисквалификации как
вида административного наказания, практика
применения 10
Обзор судебной практики. 12
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Право, а вместе с ним и система
законодательства не стоит на месте, это
постоянно прогрессирующие явления. Иногда
подобные процессы имеют необычные причины.
Так случилось после распада и СССР и появлением
Российской Федерации. Прежняя законодательная
база устарела и требовала изменений.
В целом, ее обновление шло постепенно.
В 2001 году это обновление коснулось и Кодекса
об административных правонарушениях.
КоАП РСФСР был заменен КоАП РФ. Новый
Кодекс пополнил систему административных
наказаний новым видом – дисквалификацией.
Тем самым законодатель, скорее всего,
пытался уменьшить число правонарушений
в такой сложной сфере как экономическая
деятельность. Степень научной разработки
дисквалификации не такая уж и большая.
Все-таки этот вид наказания был введен
относительно недавно. Поэтому вопросы
о нем остаются достаточно актуальными,
хотя некоторые аспекты уже были затронуты
учеными. Но данный вид наказания в настоящий
момент применяется в России, поэтому
большая научная разработанность не помешала
бы.
Целью моей курсовой работы
является изучение дисквалификации как
вида административного наказания.
Для достижения данной цели
потребуется разрешение нескольких задач:
- характеристика дисквалификации
как вида административного наказания,
на каких лиц распространяется ее действие;
- обзор проблем, которые есть
в правовом регулировании дисквалификации
- обзор судебной практики.
Характеристика дисквалификации
как меры административной ответственности
Понятие дисквалификации, наверно,
стоит раскрывать через определение административной
ответственности. С этого я и начну. Итак,
административная ответственность –
это вид юридической ответственности,
который выражается в назначении органом
или должностным лицом, наделенным соответствующими
полномочиями, административного наказания
лицу, совершившему правонарушение.1
С 1 июля 2002 года в силу вступил
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 года.
В КоАП РФ закрепляются общие задачи, принципы
законодательства об административных
правонарушениях, система административных
наказаний. В нем регламентированы производство
по делам об административных правонарушениях,
права и обязанности его участников, применение
обеспечительных мер.
В целом, КоАП РФ сохранил преемственность
по отношению к старому КоАП РСФСР, однако
в первом появился и ряд нововведений.
Одним из них является введение такого
вида административного наказания как
дисквалификация. Сразу стоит сказать,
что административное наказание
является установленной государством
мерой ответственности за совершение
административного правонарушения и применяется
в целях предупреждения совершения новых
правонарушений как самим правонарушителем,
так и другими лицами.
Согласно части 1 статьи 3.11 КоАП
РФ, дисквалификация заключается в лишении
физического лица права замещать должности
федеральной государственной гражданской
службы, должности государственной гражданской
службы субъекта Российской Федерации,
должности муниципальной службы, занимать
должности в исполнительном органе управления
юридического лица, входить в совет директоров
(наблюдательный совет), осуществлять
предпринимательскую деятельность по
управлению юридическим лицом, осуществлять
управление юридическим лицом в иных случаях,
предусмотренных законодательством Российской
Федерации, либо осуществлять деятельность
по предоставлению государственных и
муниципальных услуг либо деятельность
в сфере подготовки спортсменов (включая
их медицинское обеспечение) и организации
и проведения спортивных мероприятий.
Из легального определения
понятия «дисквалификация» следует, что
дисквалификация охраняет две группы
правоотношений. Первая группа связана
с осуществлением гражданской и муниципальной
службы. Вторая группа связана с осуществлением
предпринимательской деятельности.
До недавнего времени суть дисквалификации
сводилась к тому, что она лишала определенное
лицо возможности занимать должности
в исполнительном органе управления юридического
лица, входить в совет директоров, осуществлять
предпринимательскую деятельность по
управлению юридическим лицом. То есть,
дисквалификация была направлена на лиц,
составляющих частный сектор экономики.
Однако многое поменялось
с принятием Федерального закона Российской
Федерации от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ «О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях
и отдельные законодательные акты Российской
Федерации». Этот закон определил, что
дисквалификация также лишает физическое
лицо права замещать должности
федеральной государственной гражданской
службы, должности государственной гражданской
службы субъекта Российской Федерации,
должности муниципальной службы. Ранее
в отношении лиц, замещающих подобные
должности, дисквалификация не применялась.
Дисквалификация
может применяться только к физическим
лицам. Это вытекает из ее легальной формулировки,
к юридическим лицам дисквалификация
не применяется. Стоит отметить, что лицо,
в отношении которого был использован
данный вид наказания, не лишается права
осуществлять предпринимательскую деятельность
в принципе, оно лишается права заниматься
только лишь определенным видом такой
деятельности.
Согласно ч.1 ст.3.3
КоАП РФ, дисквалификация может применяться
только в качестве основного вида административного
наказания.
Статья 3.11 КоАП РФ
представляет несколько характеристик
дисквалификации как вида административного
наказания:
Дисквалификация назначается
только судьей (часть 1 статьи 3.11 КоАП);
Дисквалификация может назначаться
на срок от шести месяцев до трех лет (часть
2 статьи 3.11 КоАП).
Срок давности при
этом виде наказания составляет один год
с момента совершения правонарушения,
а при длящихся правонарушениях – один
год с момента обнаружения этого нарушения
(ст. 4.5 КоАП РФ).
Судья при назначении
наказания в виде дисквалификации должен
учитывать характер совершенного физическим
лицом правонарушения, личность этого
физического лица, его имущественное положение,
обстоятельства, смягчающие/отягчающие
административную ответственность (пункт
2, статья 4.1 КоАП РФ).
Рассматриваемый
вид наказания может применяться за достаточно
большое количество правонарушений. Классическими
примерами являются: нарушение законодательства
о труде и об охране труда (ст.5.27), Нарушение законодательства о государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей (ст.14.25), нарушение законодательства
при банкротстве юридических лиц или предпринимателей
(ст. 14.13) и другие нарушения правил предпринимательской
деятельности, предусмотренных главой
14 КоАП РФ.
Более подробно вопросы
применения дисквалификации как вида
административного наказания будут рассмотрены
ниже.
Субъекты, в отношении которых может
быть применена дисквалификация
Дисквалификация может применяться
к следующим субъектам административной
ответственности (часть 3 статья 3.11 КоАП):
- к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы;
- к лицам, замещающим должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
- к лицам, замещающим должности муниципальной службы;
- к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
- к членам совета директоров (наблюдательного совета);
- к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- к лицам, занимающимся частной практикой.
Все указанные лица являются
юридическими лицами. Можно сказать, что
в настоящее время дисквалификация может
затронуть не только руководителей, но
и служащих, замещающих любые должности
государственной гражданской и муниципальной
службы.2
Из примечания к статье 2.4 КоАП
РФ следует, что лица, осуществляющие организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные функции
в органе юридического лица, либо являющиеся
членами совета директоров (наблюдательного
совета), либо осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, несут административную ответственность
как должностные лица.3
Руководитель среднего
звена, выполняющий организационно-распорядительные
и административно-хозяйственные функции
и в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ несущий
административную ответственность как
должностное лицо, не может быть подвергнут
такому административному взысканию,
как дисквалификация.4
В Российской Федерации
ведется реестр дисквалифицированных
лиц. Ведет его Федеральная Налоговая
служба. Вносится лицо в этот реестр по
результатам вынесения решения по делу
об административном правонарушении.
Согласно Положению о формировании и
ведении реестра дисквалифицированных
лиц говорится, что реестре указываются
следующие сведения: фамилия, имя, отчество,
дата и место рождения, место жительства
дисквалифицированного; в какой организации
и на какой должности указанное лицо работало
во время совершения правонарушения; дата
совершения правонарушения, его суть и
квалификация, наименование органа, составившего
протокол об административном правонарушении;
даты начала и истечения срока дисквалификации;
наименование суда, вынесшего постановление
о дисквалификации (сведения о пересмотре
постановления); основания и дата исключения
из реестра дисквалифицированных лиц. Исключение из реестра дисквалифицированных
лиц производится: по истечении срока
дисквалификации; во исполнение вступившего
в силу судебного акта об отмене постановления
о дисквалификации, заверенная копия которого
поступила в уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий
формирование и ведение реестра дисквалифицированных
лиц, из суда либо от ранее дисквалифицированного
лица в составе приложения к заявлению
об исключении из реестра дисквалифицированных
лиц.
Проблемы дисквалификации
как вида административного наказания,
практика применения.
В теории дисквалификация
как вид административного наказания
должна быть очень эффективна. И это действительно
так, явных недостатков у нее немного.
Дисквалификация государственного
и муниципального служащего является
эффективным способом превенции административных
правонарушений, так как исключает субъекта
из определенной сферы общественных отношений
и лишает его фактической и юридической
возможности совершить аналогичное правонарушение.5
Однако, есть некоторые проблемы
в правовом регулировании этого вида наказания.
Дело в том, что привлечение к административной
ответственности в виде дисквалификации
осуществляется не только КоАП РФ, но и
на основе Арбитражного процессуального
кодекса РФ. Данное положение содержится
в главе 25 АПК РФ.
Согласно же части 1 статьи 1.1
КоАП РФ, законодательство
об административных правонарушениях
состоит из Кодекса об административных
правонарушениях и принимаемых в соответствии
с ним законов субъектов Российской Федерации
об административных правонарушениях.
В то же время в АПК
РФ сказано: дела о привлечении к административной
ответственности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей в связи с осуществлением
ими предпринимательской и иной экономической
деятельности, отнесенные федеральным
законом к подведомственности арбитражных
судов, рассматриваются по общим правилам
искового производства, предусмотренным
Арбитражный процессуальным кодексом,
с особенностями, установленными в главе
25 Арбитражного процессуального кодекса
и федеральном законе об административных
правонарушениях (статья 202 АПК РФ).
Есть еще одно противоречие
между КоАП и АПК, которое касается
процессуального части. Согласно статье
4.1 КоАП, административное наказание за
совершение административного правонарушения
назначается в пределах, установленных
законом, предусматривающим ответственность
за данное административное правонарушение,
в соответствии с Кодексом об административных
правонарушениях. Однако АПК гласит, что
решение по делу о привлечении к административной
ответственности принимается арбитражным
судом по правилам, установленным в главе
20 арбитражного процессуального
Кодекса.
Исходя из вышесказанного,
можно сделать вывод о том, что глава 25
АПК РФ ломает систему законодательства
об административных правонарушениях.
Ведь идея этой системы – объединить законодательство
об административных правонарушениях
в двух типах нормативно-правовых актов:
КоАП РФ и законы субъектов об административных
правонарушениях.6