Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 10:28, реферат
Говоря об институте государственной служ¬бы прежде всего необходимо четко определиться в понятиях в соответствии с практикой Международной организации труда. Основополагающее из таких понятий — «персонал государст¬венной службы», куда включаются лица, принятые на работу государственными органами власти и управления (федераль¬ными, региональными, местными) или автономными государ¬ственными учреждениями некоммерческого характера. В пер¬сонал государственной службы входят две категории: должно¬стные лица и служащие.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Законодательные основы государственной службы Великобритании……………3
2. Государственная служба в исполнительной власти Великобритании…………….6
3. Государственная служба в судебной системе Великобритании………………..….9
4. Служба в местном управлении……………………………………….………..……12
Заключение…………………………………………………………………….………..14
Список литературы……………………………………………………………………..15
Институт государственной службы в Великобритании
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Законодательные основы государственной службы Великобритании……………3
2. Государственная служба в исполнительной власти Великобритании…………….6
3. Государственная служба в судебной системе Великобритании………………..….9
4. Служба в
местном управлении………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Говоря об институте государственной службы прежде всего необходимо четко определиться в понятиях в соответствии с практикой Международной организации труда. Основополагающее из таких понятий — «персонал государственной службы», куда включаются лица, принятые на работу государственными органами власти и управления (федеральными, региональными, местными) или автономными государственными учреждениями некоммерческого характера. В персонал государственной службы входят две категории: должностные лица и служащие. Государственные должностные лица— это работники, имеющие так называемый официальный статус (что весьма приблизительно соответствует нашему понятию госаппарата). Их трудовые отношения регламентируются специальными правилами. В отличие от должностных лиц государственные служащие не имеют официального статуса, а их положение и условия труда регулируются, как и у других работников, трудовым кодексом.
В персонал государственной службы не включаются работники государственных предприятий. Это же относится и к служащим различных фондов, независимо от полного или же частичного их финансирования из государственного бюджета [3, C. 12].
В данной работе рассматривается институт государственной службы Великобритании.
1. Законодательные основы государственной службы Великобритании
В отличие от других стран, где действующая писаная конституция четко определяет предмет конституционного права, в Великобритании строго научного разграничения между конституционным и всем остальным правом нет. Конституция Великобритании считается неписаной, поскольку наряду с письменными документами ее важной составной частью являются неписаные конституционные обычаи, которые регулируют иногда несущественные, обрядовые вопросы заседаний парламента. Традиционно к предмету конституционного права относят: институт главы государства, его полномочия и прерогативы; порядок организации деятельности законодательной власти: взаимоотношения палат, полномочия и привилегии членов парламента; статус министров и государственных служащих; взаимоотношения центрального правительства и местных органов власти; полномочия в области заключения международных договоров; гражданство; гражданские свободы и их пределы; избирательные права; публичные финансы; общую систему судов, сроки полномочий и иммунитета судей; вооруженные силы и контроль за ними [1, C. 247].
Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников: статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников.
Статут - акт, принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства - монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например. Великая хартия вольностей 1215 г.), были приняты иначе. Все законы обладают одинаковой юридической силой (поэтому, в частности, в Великобритании нет института конституционного контроля). Однако к числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты:
-регулирующие правовое положение человека (Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г. (он предусматривал некоторые судебные гарантии личной свободы), Билль о правах 1679 г., Билль о правах 1689 г.);
-регулирующие избирательное право (Акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974, 1983 гг. и др.);
-регулирующие структуру, полномочия и взаимоотношения палат парламента (Акты о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г., Акт о палате общин 1978 г.);
-регулирующие статус монарха (Акт о престолонаследии 1701 г.);
-регулирующие
организацию территории и
Таких актов в настоящее время насчитывается около 40.
Судебный прецедент - это решения по конституционным вопросам так называемых высоких судов (Апелляционного суда, Высокого суда и др.), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах (это относится к так называемым общим королевским, вестминстерским судам).
В системе прецедентного права принято выделять общее право и право справедливости. Общее право было создано в начале XIV в. разъездными королевскими судьями, составлявшими альтернативу местному, каноническому, городскому и феодальному правосудию. Встречаясь и об мениваясь информацией в Лондоне, они постепенно вырабатывали единообразные для всей страны подходы к решению аналогичных дел. Выработанная разъездными королевскими судьями система норм и стала именоваться общим правом.
Вместе с тем монарх всегда сохранял за собой право смягчать наказания наиболее суровых судебных решении, ссылаясь при этом не на конкретные прецеденты, а на общие принципы права. Данное правомочие осуществлялось монархом через лорда-канцлера. Постепенно суд лорда-канцлера стал восполнять пробелы общего права. С учетом того, что решения суда лорда-канцлера выносились исходя не из сложившихся материальных норм, а основывались на понятиях добра, гуманизма, данную систему стали именовать судом справедливости. Тем самым сложилось две параллельные системы прецедентного права, различающиеся не только материальными, но и процессуальными нормами. Поэтому судебная реформа 1873 г. фактически объединила общее право и право справедливости. Сфера действия конституционно-правовых судебных прецедентов достаточно ограничена. В настоящее время они в основном регулируют отношения, связанные с привилегиями короны. Исторически прецедентному праву принадлежит весьма значительная роль в формировании британской конституции. Однако со временем положения прецедентного права становятся содержанием статутов.
В сфере британского конституционного права обычное право играет большую роль, нежели судебные прецеденты. Конституционные обычаи, именуемые также соглашениями, регулируют весьма важные вопросы государственной жизни. Например, согласно обычаю монарх не может не подписать акта, принятого обеими палатами парламента.
Конституционными соглашениями регулируются такие положения, как формирование правительства лидером партии, победившей на парламентских выборах, коллективная и индивидуальная ответственность министров, процедуры созыва палат парламента и роспуска палаты общин, осуществление короной властных полномочий только с согласия Кабинета. Конституционные соглашения являются весьма своеобразными источниками британского конституционного права. С одной стороны, они действуют как важное звено правовой системы, с другой - обычаи не признаются судами, т. е. нарушение конституционных соглашений не влечет юридической ответственности. Однако их несоблюдение в стране с высоким уровнем политической и правовой культуры может привести к серьезным политическим последствиям для лиц, допустивших нарушение [5, C. 163].
Доктрины также являются специфическим элементом британской конституции, представляющие собой опубликованные мнения именитых ученых по вопросам конституционного права. К числу доктринальных источников английской конституции относят, например, «Трактат о законах Англии» Брэктона (1250 г.); «Комментарии законов Англии» Блэкс-тона (1565 г.); книгу «Английская конституция» Беджгота (1865 г.) и т. д. Суды обращаются к доктринальньм источникам в случаях, когда в праве имеется пробел из-за отсутствия статута, судебного прецедента или обычая регулирующих определенные отношения. Так, в 1920 г. палата лордов определила королевскую прерогативу, сославшись на мнение выдающегося английского конституционалиста конца XIX - начала XX в. А. В. Дайси. В последнее время использование доктринальных источников судами заметно активизировалось. Судебные решения в обоснование той или иной позиции нередко содержат ссылки даже на газетные публикации.
В отличие от Конституции США, которая хотя и носит прагматический характер, но все же регулирует в системе некоторые основные конституционные отношения, для британской конституции характерен крайне фрагментарный характер. Ее различные источники регулируют отдельные вопросы и нередко делают это лишь частично. Многие важнейшие вопросы (общественный строй, партии, социально-экономические права и др.) в конституционном праве не только не урегулированы, но даже не упоминаются.
По Конституции Великобритания - парламентарная монархия, сложное унитарное государство с автономными единицами и особым положением некоторых исторических регионов (Шотландия и др.), государство с демократическим режимом в условиях действия двухпартийной системы.
Неписаная Конституция Великобритании является исключительно гибкой, что позволяет постоянно и легко приспосабливать ее к изменяющимся условиям. Но в связи с почтением к традициям это делается зачастую путем применения юридических фикций, без нарушения сложившихся норм. Все законы, прецеденты, конституционные обычаи имеют в общем одинаковую силу. Каких-то особых требований к порядку изменения законов, считающихся конституционными, нет. Их роль, влияние, сила измеряются только их авторитетом [1, C. 256].
2. Государственная служба в
Британский парламент состоит из двух палат: палаты общин и палаты лордов.
Палата общин избирается сроком на 5 лет путем всеобщих выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства. На сегодняшний день в палате общин - 659 депутатов.
Выборы в палату общин могут быть общими, т. е. проходящими одновременно на всей территории страны, или промежуточными, т. е. проводимыми дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией депутатского мандата.
Председатель палаты общин именуется спикером. Он избирается палатой из числа своих членов. Исторически спикер обладал большим авторитетом и обеспечивал связь между общинами и монархом. Кандидатура спикера согласовывается лидерами политических партий, представленных в палате общин, после продолжительных консультаций со всеми депутатами фракции. В соответствии с традицией кандидатура спикера должна быть одобрена монархом, с которым этот вопрос предварительно обсуждается.
В рамках своих полномочий спикер:
- обеспечивает взаимодействие между палатой общин и монархом, палатой общин и палатой лордов;
- осуществляет
руководство работой палаты
- дает советы и разъяснения по правилам процедуры палаты общин;
- обладает дисциплинарными
полномочиями в отношении
- подтверждает
правильность процедуры
- удостоверяет
финансовый характер
Монарх Великобритании - это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации.
Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании действует кастильская система, в соответствии с которой трон передается старшему сыну умершего или отрекшегося монарха, а при отсутствии сыновей - старшей дочери. Так в 1952 г. воцарилась нынешняя королева Елизавета II, принадлежащая к Виндзорской династии: у ее отца Георга VI не было сыновей. При этом монарх должен быть протестантом и не может состоять в браке с лицами католического вероисповедания. Он имеет право отречься от престола в пользу своего близкого родственника, и в этом случае его потомки по прямой линии теряют право на наследование трона. Так произошло с Эдуардом VII, который в 1936 г., чтобы жениться на американке-католичке, отрекся от престола в пользу своего брата, ставшего королем Георгом VI. Его дочерью и является царствующая королева. Она - 42-й английский монарх и б-я королева.
Монарх может изменить порядок престолонаследия и сам определить, кто из его нисходящих будет наследовать трон.
Полномочия монарха можно подразделить на две группы: прерогатив-ные и статутные. Большинство полномочий существует в форме прерогативы Короны, т. е. его как бы прирожденных исключительных прав, не производных от решений парламента. Королевские прерогативы можно разделить на личные и политические.
Политические прерогативы монарха формально весьма велики. Он назначает премьер-министра, руководит вооруженными силами, назначает судей, осуществляет помилование, вправе созывать и распускать парламент, подписывает законы, является главнокомандующим вооруженными силами, имеет право объявлять войну и заключать мир, заключать международные договоры, назначать дипломатических представителей и т. д. Но политические прерогативы монарха осуществляются по совету и при участии министров правительства. У монарха, однако, есть некоторые «скрытые» полномочия, которые он может реализовать сам. Например, правительство может быть сформировано в соответствии с выбором, сделанным монархом, если в парламенте нет четко определяемого большинства.
Личные прерогативы охватывает право на атрибуты монаршей власти: корону, мантию, трон, скипетр и державу, титул, в котором перечисляются владения монарха, указывается божественное происхождение его власти. Личная прерогатива включает также право на королевский двор и цивильный лист (в 1995 г. выплаты по нему составили 7,9 млн ф. ст.). Ранее личная прерогатива включала и освобождение от уплаты налогов, однако в начале 90-х годов Елизавета II добровольно от этого отказалась.
Правительство назначается главой государства лишь формально. На деле оно формируется партией большинства в палате общин. Премьер-министром назначается лидер партии, победившей на выборах в палату общин. После этого премьер-министр формирует правительство, в основном из парламентариев. Кабинет министров вообще может включать только членов Парламента - в основном палаты общин, но и палаты лордов тоже (например, лорд-канцлера). При этом государственные министры (как профессиональные заместители министров) должны обеспечивать стабильность управления.
Правительство уходит в отставку в случае отказа ему палатой общин в доверии либо выражения ею недоверия. Однако если монарх (по предложению премьер-министра) распустит палату общин, то отставки правительства не происходит.
Основные функции Кабинета министров - определение политического курса, выносимого на обсуждение и утверждение парламента, и реализация, воплощение в жизнь этого курса. Кабинет министров возглавляет исполнительную власть - осуществляет координацию деятельности министерств и ведомств. Но помимо функций и полномочий собственно исполнительной власти, к ведению Кабинета относятся функции и полномочия, традиционно принадлежащие главе государства, которые монарх реально не осуществляет, например руководство внешней политикой, заключение договоров. Они осуществляются премьер-министром [5, C. 176].
Информация о работе Институт государственной службы в Великобритании